НОВОСТИ ДНЯ: «Единоналожники» ежегодно наращивают уплаты в бюджет на 2-3 миллиарда - ГФС  Украина втрое увеличила экспорт ягод в Европу за 5 лет  ПриватБанк выставил на аукцион в СЕТАМ первую партию своих активов  Протесты в центре Киева  Ядерная война может начаться в любой момент – КНДР  Агрессия РФ в Украине была спланированной, письмо Януковича - формальность  В Украину пришло октябрьское «бабье лето»все новости дня
16.03.2017 2835

О чем говорит принцип «незнание законов не освобождает от ответственности»

В государственном приказном «праве» есть принципы, которые весьма наглядно демонстрируют его антиправовую сущность. Мы привыкли воспринимать их как должное, но достаточно присмотреться к ним внимательнее и мы обнаружим, что то, что кажется нам очевидным совсем не является таковым.

 

Один из таких принципов - «незнание закона не освобождает от ответственности». Так получилось, что автор этих строк познакомился с этой идеей раньше всех прочих принципов приказного права. Мне было семь или восемь лет и я услышал разговор родителей о каком-то их знакомом, которого недавно посадили в тюрьму. Этот аспект жизни был совершенно новым для меня и я начал интересоваться, что же именно произошло.

Выяснилось, что несчастный “нарушил закон”, а попутно выяснилась страшная вещь - незнание закона не освобождает от ответственности! Я помню, что меня охватил ужас и ощущение полной беззащитности. Какого черта? Непонятно кто придумывает какие-то законы, которые я по какой-то причине должен исполнять, а если я их нарушу, не зная об этом, меня посадят в тюрьму. Почему? Несправедливость такого положения дел потрясла меня до глубины души, а злонамеренность людей, изобретающих законы была более чем очевидной. Я даже купил в киоске по пути из школы “Ведомости верховного совета СССР” или как там назывался этот боевой листок, где они печатали свои «законы», но,  разумеется, ничего там не понял, кроме того, что все эти слова они понавыдумывали только за одну сессию. Сколько же еще есть всяких законов, о которых ты даже не подозреваешь!

В анархических детский играх правила были хорошо известны, они обсуждались и менялись и их исполняли даже хулиганы. Цена нарушения правил была понятна - потеря удовольствия от игры, нарушитель мог лишиться дружбы и уважения коллектива. Кроме того, существовали процедуры выхода из конфликта, вроде “тра-та-та, я в домике!”, что означало, что вас не могли трогать, покусившийся был бы последним негодяем.

Меня удивляло наплевательское отношение взрослых к такой явной угрозе, никто из них не предпринимал никаких мер, никто не собирался как-то защищаться от закона! Помню, взрослые успокоили меня тем, что я еще маленький и мне закон не грозит, если я сделаю что-то не так, я не буду наказан. Из их поведения я сделал вывод, что они как-то умеют обращаться с неожиданно выскакивающим из-за угла законом и, видимо, знают какие-то волшебные слова, которые надо говорить в таких случаях.

Со временем я понял, что моя первая детская реакция была абсолютно правильной. Принцип «незнание закона не освобождает от ответственности» возможен только для приказного права в рамках некой иерархии, где законодатель начальствует или даже владеет субъектом, для которого этот закон принимается. Это нетрудно увидеть, если рассмотреть обычный аргумент в пользу этого принципа. Звучит он примерно так — принцип «незнание закона не освобождает от ответственности» нужен для того, что когда ты кого-то убьешь, ты не смог бы сказать, что ты не знал о том, что убивать нехорошо. Я, разумеется, утрирую и упрощаю, но суть примерно такова.

Очевидная ошибка этого рассуждения состоит в том, что невозможно помыслить себе такую ситуацию, когда бы убийца (грабитель, насильник, вредитель) не знал, что так поступать нельзя и что за это могут наказать. Когда мы говорим о взаимодействии равноправных субъектов, то такой ситуации просто не может быть. Это особенно четко видно на примере работы обычного права. Обычное право существует потому, что в некотором сообществе, в котором оно действует, существует общее правосознание, то есть, представление на самом базовом уровне, какие действия правомерны, а какие нет. Именно этот общий для этих людей закон, который здесь следует понимать, так, как мы понимаем физические законы и является основой всего последующего права. Судья и юрист в таком праве действуют опираясь на это общее для всех правосознание. Уже на его основании строятся сугубо юридические механизмы, сложные логические конструкции, составляющие содержание любой правовой системы.

Кстати, на полях заметим, что термин «обычное право» крайне неудачен. Он отсылает к некоему «обычаю», современному человеку тут сразу представляются какие-то бабки или бородатые старцы, вышиванки, прыгание через костер и прочее гадание по внутренностям. На этом фоне юрист в галстуке, изъясняющийся непонятными (но видимо, очень значительными) словами выглядит куда предпочтительнее. Путаницу вносит и юридический прием «поиска обычая», который существует как в римском, так и в англосаксонском общем праве и который применяется тогда, когда ставится вопрос, считать или не считать некую практику (обычай) правовой нормой.  На самом деле, обычное право это не право, силу которому придает некий «обычай», а, скорее, общее правосознание большой группы лиц, общие представления этих людей о законном и справедливом. Тут нам опять поможет аналогия с языком: каждый, кто говорит на нем, является «носителем» этого языка, а сам язык служит для коммуникации между носителями. Точно так же и в обычном праве каждый является «правоносителем», а само право является «языком человеческого взаимодействия» по словам Лона Фуллера.

Так или иначе, в обычном праве невозможно себе представить ситуацию, когда  кто-то бы «не знал закона» и, соответственно, был бы нужен принцип, гласящий, что его незнание не освобождает от ответственности. Вы можете не знать каких-то процедур и обстоятельств судебной практики, что может, конечно, повернуться против вас, но «закон» тут знают все, как и язык знают все, кто на нем общается. Потребность коммуникации порождает язык, потребность установить правила взаимодействия порождает право.

Совсем иначе выглядит дело в приказном праве. Само наличие принципа «незнание не освобождает» говорит о том, что это право может быть никак не связано с потребностями объектов, на которые оно направлено и оно может никак не следовать из их взаимодействия между собой. Это право регулирует не отношения между независимыми субъектами, а отношения между начальником и подчиненным, в которых подчиненный служит для достижения целей начальника. В такой ситуации действительно очень важно, чтобы подчиненный знал, что «незнание не освобождает», иначе он не будет работать на цели начальника и сможет их игнорировать, ссылаясь на незнание.

Автор: Владимир Золоторев

Оценка материала:

4.67 / 12
О чем говорит принцип «незнание законов не освобождает от ответственности» 4.67 5 12
Колонки / Владимир Золотoрев
16.03.2017 2835
Еще колонки: Владимир Золотoрев
  • Теперь все можно или Странное убийство «рациональности» Теперь все можно или Странное убийство «рациональности»

    На днях Нобелевскую премию по экономике (или точнее, премию Шведского центробанка) получил Ричард Талер из Чикагского университета за работы в области «поведенческой экономики». В последние годы эту премию за очень редкими исключениями вручали жуликам и шарлатанам и нынешний случай — не исключение. Но он заслуживает того, чтобы о нем написать отдельно и ниже я попробую объяснить, почему.

  • Как важные вещи подменяют неважными: стрельба в Лас-Вегасе и референдум в Каталонии Как важные вещи подменяют неважными: стрельба в Лас-Вегасе и референдум в Каталонии

    В этой колонке поговорим о двух «резонансных» событиях, случившихся на прошлой неделе и о том, какие фундаментальные вещи они иллюстрируют. События эти — стрельба в Лас-Вегасе и референдум в Каталонии.

  • О пузырях и пирамидах О пузырях и пирамидах

    Финансово грамотная прогрессивная общественность никак не может определиться, как правильно характеризовать биткоин — как «пузырь» или как «пирамиду». Думаю, ей поможет эта колонка, в которой я попытаюсь в двух словах рассказать, что такое «пузырь» и что такое «пирамида» и чем одно отличается от другого.   

  • «Захват», «реформы» и Саакашвили «Захват», «реформы» и Саакашвили

    Появление этой колонки вызвано пересечением украинской границы господином Саакашвили, а точнее — ажиотажем, которое это событие вызвало у прогрессивной общественности и не только у нее. Как известно читателю, некоторая, возможно, весьма значительная часть этой общественности верит в «прогрессивные реформы», которые провел Саакашвили в Грузии и с нетерпением ожидает когда он проведет такие реформы в Украине. Среди ожидающих есть люди, которые верят в то, что государство может быть сокращено «сверху», то есть, путем административного приказа одного начальства другому начальству больше так никогда не делать.

  • Страдать должны все или На ком держится режим Страдать должны все или На ком держится режим

    Одной из главных тем последней недели стали попытки репрессий властей в отношении владельцев автомобилей «на литовских номерах». Страсти разгорелись не на шутку, дело дошло до перекрытия улиц «евробляхами». Сказано по этому поводу уже очень много, написано не меньше, я в этой колонке хочу добавить буквально два слова с позиции сторонника свободы.