<
НОВИНИ ДНЯ: На вихідних в Україні дощитиме, на сході вдень до +22°  Коли у школах Києва продзвенить останній дзвоник: названа дата  Україна може почати отримувати кредитні кошти від США вже у другій половині 2024 року  Коли до України знову повернеться тепло: відповідь метеорологині  Кримському мосту приготуватися? Експерт назвав мету удару ЗСУ по Джанкою  Крига скресла: у США знову згадали про допомогу Україні – коли буде результат  Естонський генерал впевнений, що його країна здобула б перемогу у війні з Росієювсі новини дня
Бізнес
Нерухомість
10.09.2009 57022

Обзор рынка керамической плитки

В конце осени 2008 года производители и импортеры отметили падение продаж настенной и напольной плитки. Пережив серьезные потрясения, рынок керамической плитки и керамогранита обрел новые черты.

Татьяна Дмитрук, Конкретно о строительстве

До 2008-го в Украине наблюдалось увеличение объемов продаж керамической плитки и керамогранита. Этому способствовало множество позитивных факторов. Увеличение благосостояния населения, развитие кредитования, доступная ипотека дали возможность приобретать квартиры и делать в них ремонт всем желающим. Общий рост жилищного, промышленного и коммерческого строительства также благоприятствовал стабильному развитию рынка. По оценкам специалистов, в 2006–2008-м сегмент ежегодно показывал рост около 25–30 %.

По сведениям участников рынка, в докризисный период доля потребления плитки строительными объектами составляла порядка 50 %. Сегодня ситуация изменилась: возрос процент потребления плитки конечными покупателями, которые приобретают отделочные материалы для ремонта.

Рынок вчера и сегодня

Падение темпов продаж компании ощутили в ноябре 2008 года. «Вследствие прекращения финансирования строительных объектов на рынке сейчас наблюдается перенасыщение продукцией, — констатирует начальник отдела сбыта ЗАО «Пиастрелла» и «Пиастрелла-К» Николай МЕЛЕЖИК. — Предложение превышает спрос приблизительно на 60 %. Мы продаем плитку во всех регионах Украины и с уверенностью можем утверждать, что такая тенденция характерна для всей страны».

В 2008 году прослеживалась тенденция к увеличению доли продукции премиум-сегмента, некоторые украинские предприятия начали выпускать дорогую плитку, ориентируясь на состоятельных покупателей. Но основные доходы все же поступали от реализации плитки среднего и экономкласса.

Сейчас спрос на плитку отечественного производства четко разделился. Наблюдается резкий спад продаж продукции среднего ценового сегмента. Покупают либо очень дешевую, либо дорогую плитку, поскольку кризис сильнее всего ударил по среднему классу. При этом, говоря о стоимости плитки, нужно учитывать, что у каждого изготовителя есть собственное ценовое сегментирование продукции.

По наблюдениям Игоря ПАШИНА, начальника отдела маркетинга ООО «ПТК «Агромат», сегодня большинство украинских производителей работают на склад. В начале лета 2008 года предложение также превышало спрос, но в то время рынок рос, и подобное положение не было критичным. В настоящий момент сложилась ситуация, когда может выжить только сильнейший.

«Стараясь удержаться на плаву, многие украинские предприятия начинают демпинговать. Доходит до того, что продают продукцию ниже себестоимости, так сказать, работают ценой», — возмущается Николай МЕЛЕЖИК («Пиастрелла»). В результате, по мнению специалиста, плачевное положение дел на рынке только усугубляется.

«До кризиса отечественной продукции не хватало, — констатирует Николай МЕЛЕЖИК. — То, что накапливалось за зимние месяцы, полностью распродавалось летом. Мы не успевали обеспечить всех клиентов в Украине, поэтому даже не отправляли продукцию за рубеж. Сейчас работа нашей компании главным образом ориентирована на экспорт. Только в этом мы видим выход, поскольку внутренний рынок керамическую плитку практически не потребляет. Мы продаем продукцию в Прибалтику, Молдову, Приднестровье, Грузию, Казахстан, Туркменистан. До недавнего времени довольно много плитки шло в Россию. Но с тех пор как российское правительство ввело высокую ввозную пошлину для импортеров с целью защитить своих производителей, наши продажи в РФ упали, поскольку цена для конечного покупателя стала значительно выше. В Украине подобных шагов не предпринимали. С регулирующей функцией сейчас отлично справляется валютный курс, благодаря которому импортная продукция стала еще дороже, и спрос на нее снизился».

Не добавляет позитива и тот факт, что многие компании работают по бартерной схеме. Так, если у завода нет возможности рассчитаться с поставщиками сырья денежными средствами, он расплачивается продукцией. Поставщики, желая поскорее получить деньги, выставляют ее на продажу по низкой цене и тем самым ухудшают ситуацию на рынке, поскольку заводам-производителям становится все сложнее реализовать продукцию.

Самыми крупными отечественными предприятиями по выпуску плитки сегодня являются: ООО «Атем» (г. Киев), ЗАО «Зевс Керамика» (г. Славянск, Донецкая область), «Интеркерамика» (г. Днепропетровск), «Пиастрелла» и «Пиастрелла-К» (г. Киев), Харьковский плиточный завод, Cersanit (с. Чижовка Новоград-Волынского района Житомирской обл.) Venissa Ceramica (г. Коростень Житомирской обл.).

 

Среди всех украинских производителей только завод польской компании Cersanit в кризис не сворачивал, а наращивал производство. На предприятии выпускают сантехнику, настенную, напольную керамическую плитку и глазурованный керамогранит. Общая мощность завода составляет 7 млн кв. м плитки в год. Представители компании Cersanit сообщили, что предприятие работает на полную мощность. Также в настоящее время идет наладка второй линии, которую планируют закончить к концу 2009 года. После ее запуска завод будет выпускать 12 млн кв. м плитки в год

Импорт

Украинские производители сейчас находятся в более выгодном положении, чем зарубежные, поскольку меньше зависят от курса доллара. С другой стороны, изготовление плитки — процесс энергоемкий, а скачки цен на газ и электроэнергию негативно сказываются на стабильности работы отечественных предприятий.

В текущем году объемы продаж продукции зарубежного производства на рынке Украины резко сократились. По данным импортеров, падение объемов импорта глазурованной плитки за I квартал 2009-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило порядка 75 %. Произошло это из-за резкого уменьшения спроса, а также вследствие того, что у импортеров остались большие запасы, которые были сделаны в конце 2008 года. (Проводя финальные закупки, импортеры стремятся приобрести у производителей как можно больше продукции, чтобы получить скидки в следующем году.)

Серьезные сокращения поставок наблюдаются также в сегменте керамического гранита. Раньше керамогранит ввозили из Польши и Чехии, однако новые заводы, открывшиеся в Украине, стали производить продукцию более конкурентоспособную по цене и качеству. Поставлять керамогранит из-за границы стало невыгодно.

 

Керамическую плитку и керамогранит импортируют из Беларуси («Керамин», «БЕРЕЗАСТРОЙМАТЕРИАЛЫ», Испании (Peronda, Aparici, APE, Vives, Rocersa, Keraben), Польши (Cersanit, Paradyz, Opoczno, Ceramica Gres), России (Kerama Marazzi, «Контакт-керамика», «Уралкерамика»), Италии (D`Imola, Novabell, Impronta, Serenissima), Китая (HITOM Ceramics, Oceano Ceramics), Чехии (LASSELSBERGER), Египта (GEMMA), Турции (Kalebodur), Литвы (DVARCIONIU), Словакии (KERKO) и других стран. Ввозят продукцию всех ценовых сегментов, но потребление дешевой импортной плитки в последнее время стабильно сокращается. Кризис менее всего повлиял на объемы продаж дорогой плитки, поэтому компании-импортеры приостанавливают закупки продукции экономкласса и сосредотачиваются на среднем и дорогом ценовых сегментах.

Каждая фабрика раз-два в год обновляет ассортимент, выпуская очередную коллекцию, которую стремится продемонстрировать на выставках. За рубежом есть две крупнейшие выставки, где практически все производители стараются представить свои новинки. Это Международная выставка строительной керамики и керамики для ванн CERSAIE, что ежегодно проходит в конце сентября в итальянском городе Болонье, и Международная выставка керамики и сантехники CEVISAMA, которая каждый год проводится в Валенсии

Потребители

Отечественным покупателям свойственно придерживаться традиционных взглядов на отделку помещений. Среди неизменных хитов продаж — настенная плитка с флористическим узором и напольная с декором под натуральный камень. Учитывая пожелания конечного потребителя, фабрики выпускают плитку с популярным дизайном в течение долгого времени. Например, если у производителя есть 50 коллекций, то наибольшим спросом пользуются 5–10 из них. Но, как утверждают эксперты, компания, которая не предлагает новинок, рано или поздно утрачивает конкурентоспособность.

Несмотря на устоявшиеся вкусы покупателей, специалисты отмечают, что культура потребления плитки в Украине неизменно повышается. Украинцы становятся все более требовательными и разборчивыми. «К сожалению, кризис внес в эту ситуацию коррективы, и большинство покупателей снова начали обращать внимание главным образом на цену, — поясняет Николай МЕЛЕЖИК («Пиастрелла»). — При этом люди не задумываются над тем, почему продаваемая плитка такая дешевая. Ведь если принимать во внимание повышение цен на сырье, конечный продукт не может быть дешевым. Тем не менее, сейчас идет война за рынок сбыта, предприятия ожесточенно конкурируют, постоянно предлагая новые, более доступные по цене предложения. Снижения стоимости они добиваются за счет ухудшения качества, так как нарушают технологический процесс, отходят от требований ГОСТов и ТУ». Кроме того, по словам эксперта, добавляют напряженности некоторые нечистоплотные дилеры, которые, подрывая имидж производителя, продают более дешевую несортовую плитку по цене сортовой. Они пользуются тем, что неискушенный покупатель не замечает разницы.

По мнению операторов, сегодня на рынке повторяется ситуация 3–4-летней давности. Тогда по уровням продаж фаворитом была плитка китайского производства, поскольку никакая другая продукция не могла конкурировать с ней в цене. Но впоследствии потребители увидели, что продукт из Поднебесной спустя некоторое время после укладки просто рассыпается. Многие убедились на собственном опыте: дешевая плитка не рассчитана на долгий срок службы. Народная мудрость о том, что скупой платит дважды, подтверждается снова.

Прогнозы

Участники рынка сдержанно говорят о том, что их ожидает в будущем. Но единогласно соглашаются с тем, что доли крупных компаний увеличатся за счет ухода мелких, которые не выдержат жесткой конкуренции. «На сегодняшний день мы отмечаем стабилизацию рынка, падение замедлилось, но достиг ли кризис дна — сказать сложно», — объясняет Игорь ПАШИН («Агромат»). — По нашим прогнозам, объем украинского рынка плитки в этом году снизится на 25–30 %. Надеемся, что стабилизация и подъем рынка начнется в конце 2009-го — начале 2010-го».

 

Оценка материала:

3.86 / 7
Обзор рынка керамической плитки 3.86 5 7
Бізнес / Нерухомість
10.09.2009 57022
Еще материалы раздела «Нерухомість»