НОВИНИ ДНЯ: Буданов про теракт під Москвою: Росія знала про підготовку щонайменше за місяць  В Україні 29 березня - дощі та сильний вітер, вдень до 16°  Чи мобілізують випускників перед вступом на магістратуру чи аспірантуру: відповідь Зеленського  Путін видав чергову хвору маячню: що сказав цього разу  Коли ховатимуть героїв на Військовому меморіальному кладовищі: у Мінветеранів назвали терміни  У частині України оголосили штормове попередження: де очікувати негоду  У Міноборони роз'яснили оновлений процес мобілізації згідно з новим законопроєктомвсі новини дня
Бізнес
Економіка
20.09.2017 993

Часы тикают: Украина должна поторопиться с реформой в газовой сфере, чтобы остановить танки Путина

Ситуация с газопроводом «Северный поток-2» для России и Украины в последний год напоминает чаши весов – они склоняются в пользу то одной, то другой стороны. Еще совсем недавно «Газпром» праздновал очередную победу – ему показалось, что удалось убедить европейцев в необходимости постройки газопровода в обход Украины. Но вот опять удача изменила «Газпрому» - Евросоюз недвусмысленно дает понять, что новых газопроводов, которые отберут у Украины транзит, не будет. «Газпром» никак не может выучить один урок: несмотря на свою забюрократизированность и показную мягкотелость, Евросоюз еще способен вести себя с «Газпромом», как хитрый и безжалостный бизнесмен – когда выгодно, купить газ, а когда выгодно – обложить санкциями. Украине просто нужно не зевать, и с выгодой использовать выделенное ей время, чтобы сделать невозможным строительство «Северного потока-2».

Дайте больше газа

Газопровод «Северный поток» начала работать еще в октябре 2012 года. Его запуск – первая удачная попытка «Газпрома» отобрать транзит газа у Украины. Ведь по этому газопроводу Россия получила возможность поставлять газ напрямую в Германию, минуя не только Украину, но и другие традиционные страны-транзитеры: Польшу и Словакию. Европейский Союз сопротивлялся созданию обходных газопроводов – не в его интересах перекраивать уже устоявшиеся маршруты поставок российского газа. Кроме того, и «Северный поток» и «Северный поток-2» играли на руку только одному члену Евросоюза – Германии. Поэтому официальный Брюссель с самого начала настаивал, что газопровод OPAL, который связывает «Северный поток» с газотранспортной системой Германии, должен подчинятся требованиям европейского энергетического законодательства, и не может быть загружен на все 100% исключительно российским газом. А поскольку никакого другого газа, кроме российского, в OPAL быть не может просто физически, то газопровод OPAL стал своеобразным кольцом, за которое Евросоюз держал «Газпром», словно быка.

В октябре прошлого года Еврокомиссия сняла ограничения на использование "Газпромом" мощностей OPAL и российская компания таким образом получили возможность качать больше газа по "Северному потоку". Однако это решение было заблокировано в суде польскими компаниями, которым невыгодна полная загрузка «Северного потока» - в таком случае они теряют часть транзита, и, соответственно, доходов от него. Только в конце июля этого года через суды в Люксембурге и Дюссельдорфе «Газпрому» удалось снять ограничение, и «Газпром» начал качать газ через «Северный поток» по полной.

Казалось бы, «Газпром» может праздновать победу над евробюрократией – более полная загрузка «Северного потока» должна лишний раз доказать полезность газопровода для европейских потребителей, а там недалеко и до того дня, что их удастся убедить в необходимости построить «Северный поток-2».

Однако Евросоюз оказался не так прост. Открытие газопровода, которое позволило «Газпрому» поставлять больше газа в Европу, было вызвано не слабостью Евросоюза, который не может отстоять свои права в собственном суде, а реально возросшим спросом на газ в Европе.

Российская пресса наперебой сообщает, что в этом году спрос на российский газ вырос как никогда. Ведь прошлой зимой подземные хранилища в Европе значительно опустели, а нынешним летом установилась жаркая погода, которая ведет к увеличению потребления электроэнергии, а значит – газовым электростанциям требуется больше топлива. Именно по причине такого большого спроса на российский газ вырос транзит российского топлива через территорию Украины. По состоянию на средину сентября «Укртрансгаз» прокачал в Европу 64,3 млрд кубометров газа – столько же, сколько за весь 2015 или 2014 год, и это на 12,4 млрд кубометров больше, чем в прошлом году.

Вполне вероятно, что именно по причине высокого спроса на российский газ Евросоюз разрешил «Газпрому» в начале августа загрузить «Северный поток» до 90% от проектной мощности.

И не надейся

Однако радость «Газпрома» от потеплевших отношений с Евросоюзом была недолгой. Уже на прошлой неделе европейские чиновники разрядились серией заявлений о том, что никакой «Северный поток-2» им не нужен. Вице-президент Европейской комиссии по вопросам Энергетического союза Марош Шефчович (а это один из ключевых чиновников в сфере европейской энергетики) во время ежегодного Ялтинского экономического форума заявил, что продление транзита газа через Украину с 2020 года (после того, как в 2019 году закончится действующий контракт между Украиной и Россией на транзит российского газа в Европу), является приоритетом для европейских интересов. «Продление транзита газа через после 2020 года – это приоритет для Европы», - сказал он. И Шевчович не одинок в своем мнении. Во время заседания европейского парламента многие высказались против «Северного потока-2» и призвали Европейскую комиссию и Совет ЕС остановить этот российский проект. Против новой газовой трубы в обход Украины высказались лидер крупнейшей политической группы европейских народников из Германии Манфред Уэббер, который заявил, что «Северный поток-2» не принесет Европе ни больше ресурсов, ни больше независимости, ни большей диверсификации поставок газа. При этом Уэббер высказал то, что уже давно в головах европейцев и украинцев: «Северный поток – 2» - это политический проект. Представитель второй наибольшей в Европарламенте группы социалистов и демократов Йеппе Кофод заявил, что этот проект, наоборот, увеличит зависимость от ненадежного поставщика газа, которым является Россия. Против проекта выступили и представитель консерваторов Ждислав Краснодевски, и представитель от либералов Мортен Петерсен, который, в частности, заявил, что Европа должна продвигаться в совершенно другом направлении – подальше от газа Путина.

Опасность строительства «Северного потока-2» уже давно осознает официальный Киев. И дело не только в том, что в случае прекращения транзита украинский бюджет может лишиться ежегодного дохода в 2 млрд долларов. Дело может оказаться намного серьезнее: глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев считает, что именно транзит российского газа сдерживает Россию от открытой агрессии против Украины. И это вполне похоже на правду – Россия дорожит поставками газа в Европу и очень не хочет, чтобы они прервались. С одной стороны – это репутация перед европейскими покупателями, а даже если она может махнуть рукой на репутацию, газовый поток генерирует стабильный обратный долларовый поток в Россию, который в условиях стагнации экономики никак нельзя прерывать. Ведь в случае военной агрессии против Украины никто не сможет гарантировать, что газ продолжит поступать по украинским трубам в Европу. Поэтому то Коболев и высказывается, что транзит российского газа нужно обязательно сохранить после 2019 года – российский газ в украинской трубе может стать своеобразным щитом на пути российских танковых колонн.

Сделайте домашнюю работу

Однако, чтобы газ выступил щитом от российской агрессии, Украине нужно добиться заключения с Россией нового контракта на транзит газа, который будет действовать с 2020 год. Удастся ли это – вопрос сложный. Поскольку Кремль на переговорах по новому контракту припомнит украинской делегации все, чем мы им насолили за последние годы: здесь и отказ от закупки российского газа, здесь и иск в Стокгольмский арбитраж, и отказ признавать Украину ответственной за оплату газа, который Россия в одностороннем порядке поставляла в «ЛНР-ДНР», и закупка газа по реверсу в Европе, и много чего другого. Поэтому переговоры (если они вообще начнутся) могут продлиться очень долго. Поэтому единственный выход – привлечь европейские компании в украинскую ГТС в качестве со-собственников. В таком случае именно европейцы будут вести переговоры с россиянами об условиях транзита российского газа через территорию Украины. Как сказал президент Петр Порошенко, выступая в Верховной Раде, задача на ближайшее время – перевести закупку Европой российского газа после 2019 года на границу Украины с Россией.

Однако для этого Украина должна выполнить большую «домашнюю работу». В частности, нужно закончить разделение «Нафтогаза Украины», выделить из него в отдельную компанию «Укртрансгаз», который отвечает за транзит газа, и сделать «Укртрансгаз» компанией с западными стандартами управления, которые исключают политическое вмешательство.

И о выполнении этого домашнего задания европейцы не устают напоминать украинским мужам во власти. Тот же Марош Шевчович на Ялтинской конференции заявил, одного разделения «Нафтогаза» мало. Нужно также создать условия для независимой работы регулятора рынка - Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Однако в украинских властных кабинетах пока нет единодушия в том, что эту «домашнюю работу» - Кабмин подозревает руководство «Нафтогаза» в затягивании передачи активов и ресурсов, необходимых для работы компании «Магистральные газопроводу Украины» (эта компания должна быть создана на базе «Укртрансгаза» и будет заниматься магистральными газопроводами). Для того, чтобы выяснить, в чем причина и кто виноват, Кабмин поручил Министерству энергетики и угольной промышленности создать межведомственную комиссию, в которую войдут представители Секретариата Кабмина, Минэнергоугля, Министерства юстиции и Генпрокуратуры.  «Нафтогаз» же со своей стороны заявил, что все зависящую от него часть работы он выполнил, и виновато в торможении процесса Минэнергоугля. Чтобы разобраться, кто же прав, потребуется время, которого у украинских властей, чтобы остановить «Северный поток-2» остается все меньше.

Автор: Александр Колосовский

Оценка материала:

5.00 / 4
Часы тикают: Украина должна поторопиться с реформой в газовой сфере, чтобы остановить танки Путина 5.00 5 4
Бізнес / Економіка
20.09.2017 993
Еще материалы раздела «Економіка»