НОВОСТИ ДНЯ: Под Херсоном битами избили активиста, помогавшего ВСК по убийству Гандзюк - член комиссии  ОККО и WOG резко снизили цены на бензин  Как создают елочные игрушки на древнейшей фабрике Чехии  Митрополит Александр объявил о переходе епархии в ПЦУ   Пицца по-научному: в Италии поведали идеальный рецепт  Украинцам в сети продают "серую" технику: как не попасться  Как отгулять корпоратив, чтобы не было стыдно возвращаться на работувсе новости дня
Жизнь и Стиль
Столица
26.05.2018 1955

Велосипед чемпионов, который изобрели киевляне

Традиционный «Велодень» с велопарадом, велоквестами и Международными соревнованиями по велоспорту Race Gorizon Park превращают Киев в канун лета на несколько дней в настоящую столицу велосипедистов. И неспроста – ведь именно в Киеве, 29 лет тому назад, изобрели велосипед чемпионов мира.

Уникальный спортивный велосипед кардинально перевернул ход истории мировой велоиндустрии и как следствие - международных трековых велогонок. Тогда «впереди планеты всей» были известные итальянские вело-бренды: Colnago, Pinarello, Bianchi. Вызов монополистам в производстве спортивных велосипедов неожиданно бросили авиаконструкторы АНТК им. Антонова Сергей Нитка и Юрий Дмитренко.

Первый велосипед «Би-2» делался на полном энтузиазме, в свободное от основной работы время, с минимальным применением специализированного оборудования и инструментов. Визуально «рогатый» велосипед своими очертаниями напоминал бизона - отсюда и  название, а цифра указывает на двух конструкторов-разработчиков.

Благодаря авиаконструкторскому опыту и применению уникальной технологии ПКМ (поликомпозитный материал) удалось получить интересную аэродинамическую конфигурацию рамы элегантной крестообразной формы, вылитую целиком из одного куска. До этого на Киевском механическом заводе была освоена технология изготовления велосипедных рам путем склейки композитных трубок, что повторяло метод изготовления металлических велорам. Соединительные стыки таких рам – слабое место. А цельновылитые монококовые рамы «антоновских» велосипедов оказались более эффективны и надежны.

Способность поликомпозитного материала, из которого была сделана рама новой конфигурации, гасить вибрации во время движения - еще одно преимущество, которое облегчает велогонщику нагрузку крутить педали.

Серийная штамповка таких рам, не ржавеющих и долговечных, упиралась в дороговизну: они требуют применения ручного труда и адаптивных под каждый типоразмер пресформ. Но когда речь зашла об участии украинских спортсменов в мировом чемпионате, цель оправдывала любые средства.

Первые испытания «Бизона» спортсменами сборной Украины подтолкнули к новым, более эргономичным конструкторским решениям колес, вилок и рам из углепластика.  Судьба первой рамы сегодня неизвестна. Эмигрировав в США, конструктор Юрий Дмитренко забрал ее с собой, оставив своему коллеге оснастку на производство дисковых колес. Почти через пять лет на львовском треке «откатали» новый прототип велосипеда - «Эней»: вес около 4 кг, геометрия, необычный дизайн рамы, жесткость – все отвечало самым высоким конструкторским ожиданиям.

На этом новом велосипеде Андрей Яценко, один из лучших в то время велогонщиков, выиграл украинский зимний чемпионат по велотреку (1995 г.). После завершения гонки к победителю выстроилась очередь тренеров и спортсменов, которые активно интересовались, как заказать велосипед, сколько стоит, сколько ждать изготовление.

В сравнении с существующими зарубежными аналогами, цена была очень демократичной, при том что альтернативы этим велосипедам не было.

Но и не было особого интереса к новинке антоновцев со стороны руководства национальной команды по велотреку, у которого сложились хорошие партнерские отношения с иностранным поставщиком. В 1996 году сборная Украины, выступая на спонсорских итальянских велосипедах завоевала только седьмое место, хотя на то время «Энеи» уже эксплуатировались спортсменами Олимпийского резерва.

33341447_1926542104045163_4009049119787057152_n_1

Через год на велотреке в Австралийском Перте украинская четверка велосипедистов уже на отечественных «Энеях» лидирует в финале чемпионата мира. За несколько кругов до финиша из-за падения одного из спортсменов команда теряет возможность стать чемпионом. Видимо, качество украинских велосипедов заставило заволноваться лидеров мирового велопроизводства - и Международный совет велосипедистов (UCI) ввел новые изменения регламента, запретив в спортивных велосипедах использование рам «фюзеляжного» типа, требуя исключительно треугольную конструкцию.

Это гарантированно должно было лишить украинскую сборную шансов на победу. Однако опыт разработки, изготовления и эксплуатации велосипеда «Эней» позволил нашим конструкторам уже за полгода до следующего Чемпионата мира 1998 года спроектировать и изготовить новые, еще более уникальные велорамы. На велосипедах «Элин» впервые за историю своего существования национальная сборная завоевала золото, став абсолютным чемпионом мира в трековых велогонках.

Не имея других аргументов представители UCI заявили, что велогонки - это состязание спортсменов, а не конструкторов. Отличный комплимент уникальности украинских велосипедов! Но очередные требования вынуждали наших разработчиков еще больше унифицировать их конструкцию с изделиями ведущих европейских производителей.

Всего было изготовлено 20 «Энеев» и 100 «Элинов». Производство уникальных велорам и аксесуаров к ним было остановлено почти десять лет тому. Сегодня в интернете периодически появляется информация о перепродаже за баснословные суммы некогда инновационных велосипедов «Элин» и «Эней», изобретенных киевскими авиконструкторами.

 

Автор: Ирина Стриженюк

Оценка материала:

5.00 / 12
Велосипед чемпионов, который изобрели киевляне 5.00 5 12
Жизнь и Стиль / Столица
26.05.2018 1955
Еще материалы раздела «Столица»