НОВОСТИ ДНЯ: Бойко лишил Рабиновича статуса доверенного лица на выборах  На Донбассе погиб боец ВСУ, еще два ранены   Корабль-невидимка пополнил флот США  На Львовщине легковушка снесла пост пограничников, есть жертвы  Украине обещают весеннюю погоду – в воскресенье до 14° тепла  Глава минобороны Польши – о Северный поток-2: Россия вооружается за деньги Запада  Астрономы заметили звезду, яркость которой превышает солнечную в миллиарды развсе новости дня
Жизнь и Стиль
Общество
01.02.2019 6067

Интересная Вена: храмы, легенды и примечательные объекты

Вена умеет очаровать. Ее пышные здания окрашены, с основном, в белые и светло-кремовые тона. Несмотря на грандиозное величие дворцов и прочих имперских зданий, здесь нет прусской тевтонской мрачности – «старушка Австрия» еще в «те годы» отличалась характером более легким, чем ее суровый германский кавалер, шествовавший по истории, круша стены и не снимая гремящих доспехов. К чему привело такое поведение, мы все знаем. А Вена и во Вторую Мировую отделалась относительно «легким испугом». Тут и по сию пору люди любят и умеют жить и наслаждаться, вкушая от жизни все – в прямом и переносном смысле. Конечно же, «столица Дуная» больше пропагандирует свое австро-венгерское прошлое, когда «все было лучше», элегантные офицеры давно не существующего имперского флота танцевали вальсы с прекрасными венками, а город был одним из центров взрывной культурной жизни начала ХХ века. Но Вена не теряется и в современности: здесь можно увидеть очень интересные примеры новейшей архитектуры, кипит более чем оживленная музыкальная и театральная жизнь. В первой части очерков о Вене мы дали общее представление о том, чем живет город. Сегодня же Контракти.ua предлагают свой гид по местам, которые часто выпадают из поля зрения туристов. Оригинальные строения, неожиданные исторические «фишки» и неповторимые легенды старой Вены – в этом очерке.

Храмы Вены: копия «Тайной вечери», святой кардинал и «брутальная церковь»

Практически каждый храм в городе интересен по своему. Но четыре из них нам показались наиболее значимыми в художественном и архитектурном отношении. Здесь не будет речи о главном соборе города и всей Австрии – Св. Стефана – он и так входит во все гайды по городу. Мы пригласим вас под своды иных выдающихся церковных зданий.

Первой в нашем обзоре будет Петерскирхе (www.peterskirche.at.) – ее роскошное барокко обычно минуется туристами, спешащими по Грабену (Graben - центральная пешеходная улица средневековой части города) к тому самому Святому Стефану. Петерскирхе стоит на небольшой площади сбоку от Грабена, как бы затесненная и затененая окрестными зданиями. Зайдите внутрь – вас ожидают неповторимая роскошь и величие интерьеров.

peter1

Петерскирхе. Вид от улицы Грабен

Нынешняя церковь сооружена в 1703-33 годах. Отметим ее необычную овальную (не круглую!) форму, а также «наклонные» башни по сторонам купола. Первоначально она была посвящена Святой Троице, потому большинство оформления прославляет этот христианский символ. Кроме того, многое в храме напоминает и о почитании Девы Марии: ее изображения есть в алтаре, на фресках под куполом, и на боковых алтарях. Многие росписи создал знаменитый художник Мартино Альтомонте (1657-1745; известен в Украине как автор огромных батальных полотен, находящихся в Олеськом замке и Львовской картинной галерее). В Петерскирхе он, в частности, создал большую фреску, рассказывающую об исцелении хромого святыми Петром и Иоанном, и расписал алтари в боковых часовнях.

Лайфхак: На входе можно взять небольшие буклетики, в которых на нескольких языках описывается история церкви, и указывается, каким святым или событиям посвящены фрески и скульптурные группы.

peter3

Одна из работ Альтомонте в храме

Обратите внимание на помещенные в специальные стеклянные саркофаги останки двух неизвестных христианских мучеников из римских катакомб, подаренных храму в год его открытия.

Имеется здесь и орган, созданный в 1903 году. Он является одним из лучших в Австрии. Здесь регулярно проходят органные концерты, расписание которых можно узнать на сайте.

Огромный, и сразу запоминающийся своими гигантскими колоннами по обе стороны от входа, храм Карлскирхе (http://www.karlskirche.at/; 8 евро) - единственный такого рода в мире. Он – современник Петерскирхе: возведен в 1716-37 годах. Поводом к его построению послужила та же эпидемия чумы 1679 года, в память об избавлении от которой стоит известная туристам Чумная колонна на Грабене. «Черная смерть» даже в канун Века Просвещения внушала невыразимый ужас. Ужасу, а потом экзальтации по поводу окончания эпидемии, поддался тогда и император (на тот момент - Карл VI). Он дал обет возвести нечто поражающее воображение, дабы чума больше не мучила его государство. Так появилась Карлскирхе, посвященная, правда, не императору, а его небесному покровителю - святому Карло Борромео, кардиналу и архиепископу Миланскому (1538-84).

Karlskirche1

Интересный факт: Кардинал во время аналогичной эпидемии в Милане в 1570-х годах не только не чурался посещать больных и отпевать умерших, но и фактически возглавил управление городом, из которого сбежали почти все аристократы и чиновники, а заодно и множество церковных служителей. Интересно, что беглецов чума нагнала уже в провинции, а вот Борромео выжил - и был канонизирован за свое подвижничество и верность высокому долгу.

При храме есть музей святого кардинала, в котором представлены связанные с ним реликвии. Внутренние росписи рассказывают о жизни и подвиге мужественного отца церкви. Уникальность «контента» этих изображений в том, что церквей, росписи которых «основаны на реальных событиях», очень мало.

Karlskirche2

Скульптурная группа изображает вознесение кардинала Борромео

Лайфхак: На купол высотой 70 м можно подняться на лифте, чем и советуем воспользоваться: церковь расположена на выгодном месте, откуда открывается чудесный вид как на Иннерштадт (старый город), так и на районы юго-запада австрийской столицы.

Церковь миноритов (http://www.minoritenkirche-wien.info; Minoritenplatz, 2а) необычна другим – именно здесь находится уникальная мозаичная копия «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи. Ее история такова: в 1805 году Наполеон решил перевезти оригинальную фреску из Милана в Париж. Но ему объяснили, что это невозможно без разрушения шедевра. Расстроенный Бонапарт заказал итальянскому художнику Джакомо Рафаэли ее точную копию. Тот не спешил – проект занял 10 лет, так что к моменту, когда мозаика была готова, Наполеон уже потерял власть. Мозаику выкупил австрийский император Франц I и подарил ордену миноритов.

minoriten2

Суровые формы Миноритской церкви восходят к XIII веку

Искусствоведы утверждают, что эта копия воссоздает оригинал даже лучше самого оригинала. Дело в том, что краски самого Леонардо за долгие века сильно поблекли, кое-где были неумело «подмазаны», что испортило даже лица фигур, а часть росписи была и вовсе утеряна, когда под ней пробили дверной проблем (в частности, «отрубив» Христу ноги). Рафаэли потому и работал так долго, потому что хотел расшифровать все тайные смыслы и «коды Да Винчи», а заодно максимально четко воспроизвести мельчайшие оттенки цвета, которыми играл Леонардо.

Интересный факт: 20-тонная мозаика размером 9,18 м на 4,47 м, состоит из 12 каменных пластин толщиной 24 см, на которых расположены 10 тыс. (!) камней. Размер некоторых из них не превышает нескольких миллиметров. В общем, словами это не передать – идите и смотрите!

minoriten1

Вот она - единственная в мире полноценная копия легендарной фрески

Помимо мозаики, в храме есть и другие примечательные элементы интерьера. Его стены покрыты изображениями гербов аристократических семей, способствовавших строительству. Ваше внимание обязательно привлечет памятник поэту Пьетро Метастазио (1698-1782) с рельефным изображением момента его благословения Папой Пием VI. Самое интересное – три остальных персонажа на рельефе: за процессом благословения малоизвестного ныне поэта наблюдают лица куда более знаменитые – его современники Моцарт, Сальери и Гайдн.

Лайфхак: В церкви всегда полумрак, потому мозаику следует подсветить. Киньте монетку в специальный аппарат – и освещение включится.

А самый необычный храм в Вене находится в 23-м округе, в районе Mauer, на углу улиц Risergasse и Georgasse. Церковь Св. Троицы в стиле брутализма, которая и церковное-то сооружение не напоминает, была построена в 1974-76 годах, и больше похожа на некую абстрактную скульптуру, чем на Дом Божий. Но так уж видел церковную архитектуру (и архитектуру вообще) его создатель – Фриц Вотруба (1907-75). Сам он не дожил до завершения своего главного творения, оставив всех гадать, что значат 152 бетонных блока весом от 2 до 140 тонн, наложенные друг на друга в живописном беспорядке, будто из конструктора Lego. Впрочем, шок от внешнего восприятия компенсируется гармоничным и спокойным внутренним пространством храма.

Wot

Святилище друидов? Стоунхендж? Вотруба так и не объяснил, что вдохновляло его на такое строительство

Вотруба долгое время работал как скульптор, и лишь к концу жизни пришел к архитектуре. В этом он сходен с еще одним гением современности – Фреденсрайхом Хундертвассером, который только после 50 лет начал творить как архитектор. Когда церковь возвели, она вызвала, как и положено, скандал у почтенной публики консервативной Вены и части церковных кругов, зато теперь церковь Вотрубы, как ее называют практически официально, входит в десятку самых оригинальных христианских храмов мира, построенных в ХХ веке.

Легенды Вены: ужасный василиск, дерево с гвоздями и колонна в честь женской верности

Роль главной средневековой легенды Вены, ее главного «ужастика», аналогичного Голему в Праге или Гамельнскому Крысолову, играет Василиск. И, как в случае в упомянутыми выше историями, и в основе этой лежит некое реальное событие, которое до сих пор заставляет исследователей ломать голову, что же произошло в одном венском переулке 26 июня 1212 года.

А дело было так: в колодце у дома № 7 по Schonlaterngasse («Красивого фонаря» - название с XIX века, ранее переулок назывался иначе) поселилось некое ужасное существо, тут же прозванное василиском. Оно имело драконье тело, петушиную голову и змеиный хвост, а вылупилось из яйца черной курицы. Василиск ужасно смердел, хотя этим средневекового человека было особо не испугать (с другой стороны, если уж в хронике этот факт особо отметили, то смердел, наверное, отвратно).

Schnlaterngasse

Ныне этот переулок вполне мил и тих. Не то что летом 1212 года!

Хуже было другое – мерзкое чудовище своим взгядом превращало прохожих в камень. Молитвы священников василиск откровенно игнорировал, прячась в этот момент глубоко в колодце, а подходить близко к проклятому месту ни один святой отец не решался. Ясное дело, справиться с таким исчадием ада мог только Настоящий Герой.

И таковой нашелся – этот молодой человек, по одной версии, был учеником пекаря, а по другой – обычным юношей «с улицы», откликнувшимся на отчаянный призыв зажиточного владельца дома № 7: тот обещал потенциальному избавителю руку своей дочери (была ли она красива – история умалчивает, но будем считать, что да).

Так или иначе, молодой человек избавил город от чудища: в упомянутый выше июньский день он подставил василиску серебряное зеркало, взглянув в которое, тот обратил в камень самого себя (по другой версии – вообще взорвался).

Интересный факт: Еще по одной версии, которая видится историкам более реалистичной, некое действительно обнаруженное в колодце существо просто закидали камнями. Так или иначе, следов колодца уже нет, так что проверить это невозможно.

basilisk

Эпическая битва с василиском почему-то запечатлена в явно «мультяшном» виде

Руку дочери сметливый храбрец получил, так что очередная страшная немецкая сказка закончилась хорошо. К тому же, сразу после своей гибели василиск стал «брендом» местности: сначала его изображение изваяли в камне, вмуровав прямо в стену дома, а в 1577 году суть истории описали на специальной мемориальной доске, снабдив соотвествующей иллюстрацией (видимо, для тогдашних туристов). Доску заменили в 1932-м и обновили в 1965-м, сохраняя оригинальный текст. Ныне в переулке о василиске напоминает не только старый барельеф, но и оформление ресторана Zum Basilisk в № 3.

Еще одна загадка средневековой Вены – фрагмент елового ствола на площади Stock-im-Eisen-Platz, в том месте, где центральная «пешеходка» - Graben - переходит в Singerstrasse. В нише на углу стоящего здесь дворца Экитабль (Equitable), за стеклянной витриной, находится кусок дерева высотой 2 м 19 см, со вбитыми в него многочисленными гвоздями. Ствол опоясан железным обручем, запертым на замок. Количество гвоздей превышает 3 тысячи, причем из них были забиты еще в XV веке. Считается, что замок невозможно открыть.

equitable

Дворец Equitable. Дерево установлено на его левом углу

Исследования показывают, что ствол, скорее всего, срубили около 1440 года. Известно, что через сто лет фрагмент дерева уже был встроен в стену дома, стоявшего на этом месте, а обычай вбивать в него гвозди зафиксирован в городских хрониках. Дом снесли в XIX веке, когда строили нынешнее здание Equitable для американской страховой компании – к слову, первой фирмы из США, «зашедшей» в Вену. Ствол перенесли на угол построенного дворца.

Классический вариант истории гласит, что в 1439 году юный подмастерье Мартин Мукс (ох уж эта немецкая точность в именах и датах даже самых странных событий!) отправился по поручению мастера за город, чтобы принести свежей глины. В те времена ворота закрывали с заходом солнца, а Мартин опоздал с возвращением. Стражники потребовали плату за вход, которой у него, естественно, не было. В отчаянии юноша помянул дьявола, и воскликнул, что готов продать душу ради того, чтобы попасть в город. Повелитель тьмы не замедлил явиться в виде незнакомца, и не только снабдил Мартина деньгами, но и пообещал ему особенный дар изготовлять замки, которые будет невозможно открыть никаким ключем, кроме тех, что что изготовит сам Мартин. Мол, это и принесет парню славу.

Stock_im_Eisen

Так выглядит таинственный ствол вблизи

Тот, понятное дело, поначалу струхнул, поняв, с кем имеет дело, но деваться было некуда – и подмастерье все же подписал контракт с сатаной, дав, правда оговорку: его душа попадет властителю преисподней только в том случае, если Мартин пропустит хотя бы одну воскресную службу. Дьявол, на удивление, согласился – более того, еще и помог изготовить тот самый обруч с «нераскрывающимся» замком, повесив его на старую ель. Обруч стал как бы рекламой умений Мартина - никто не мог открыть замок на нем, кроме самого Мукса.

Много лет после этого ставший богатым и уважаемым человеком герр Мукс исправно посещал храм по выходным, но дьявол, ясное дело, все держал на контроле – и однажды тот таки расслабился и загулял в кабаке – явно не без «помощи» своего темного покровителя, опоздав на молитву. Тут к нему и явился «шеф», забрав Мукса ковать замки для адовых цепей. А с тех пор каждый подмастерье, приходя в Вену, в память об этой поучительной истории, забивал в ствол гвоздь – на будущую удачу в ремесле, и на посрамление нечистого.

teufel

В общем, поосторожнее в Вене с властитетелем тьмы...

Есть в Вене и довольно легенда о Колонне Прядильщицы у Креста (Spinnerin Am Kreuz). 12-метровая колонна из белого песчаника в готическом стиле стоит на перекрестке улиц Triesterstrasse и Windtenstrasse в районе Favoriten, посреди небольшого сквера. В нишах установлены сцены страстей Христовых. Ранее колонна обозначала южный въезд в город. Свое название она получила только в 1804-м, на волне романтической литературы, обрабатывавшей (а зачастую и сочинявшей заново) старые предания…

Интересный факт: Рядом с колонной до 1868 года находилась главная городская виселица. В частности, на ней в 1853-м вздернули полубезумного венгерского портного Яноша Либени, который неудачно пырнул ножом в спину юного императора Франца-Иосифа.

Итак, о легенде: примерно 700 лет тому назад молодая жена простилась с мужем-рыцарем, направлявшимся в очередной крестовый поход, у столпа, стоявшего на этом месте. При этом женщина дала обет: сидеть возле колонны до момента возвращения мужа, и при этом прясть шесть и ткать одежду для ветеранов крестового похода.

Судя по всему, она занялась прядильным производством все-таки не прямо возле колонны, а где-то в доме по соседству. Более того, ее проект был явно успешен: за годы ожидания она заработала немало денег, ибо смогла оплатить замену деревянной колонны на каменную, наняв для этого знаменитого скульптора Михаэля Кнабе.

spinnerin

Вот так видели эту романтическую легенду художники начала XIX века

Далее история «раздваивается». Согасно первой версии, промаявшись лет 20 в ожидании, она все-таки снялась в насиженного во всех смыслах места, и отправилась искать благоверного, исчезнув тем самым из истории. Согласно второй, версии, муж все же вернулся, хотя и инвалидом, и подарил верной супруге веточку шафрана из Иерусалима - больше он ничего на чужой земле не накопил, пробыв, как оказалось, все эти годы в плену. По мотивам легенды в начале XIX века, когда патриотизм немцев обострился из-за войны с Наполеоном, композитор Фридрих Канне создал пьесу «Пряха у креста». Народу она понравилась – и название колонны стало почти официальным.

Акулы вместо люфтваффе, бабочки императора и бесплатный подъем на ратушу

Расскажем еще о некоторых интересных архитектурных и музейных объектах австрийской столицы.

Два дома на улице Linke Wienzeile, напротив рынка Naschmarkt, построены знаменитым архитектором эпохи модерна Отто Вагнером (1841-1918). Дом № 38 (1898 г.) называется «дом с глашатаями» - на его крыше изображены необычные по исполнению фигуры женщин-глашатаев (вынесены на заглавное фото к статье).wagner2

«Дом с глашатаями». Вид со стороны рынка

Над медальонами с женскими профилями на фасаде трудился выдающийся скульптор и художник Коломан Мозер (1868-1918). Соседний дом № 40 именуется «дом с майоликой». Он того же года постройки. Его украшения – идущие по всему фасаду нарядные цветочные панно из керамики с использованием расписной лазури. В доме интересны также фриз, лестница и ажурная решетка лифта.

В районе Spittelau находится мусоросжигательный завод (www.wienenergie.at; Spittelauer Lände, 45), реконструированный в 1988-92 годах уже известным нам Фриденрайхом Хундтервассером.

Убежденный экологист, Хундертвассер считал, что мусор необходимо не просто сжигать, а максимально перерабатывать и использовать. Поэтому бургомистр Вены лично заверял маэстро, отличавшегося сложным характером, что энергию от сжигания мусора используют для отопления, а на предприятии будут соблюдаться все возможные экологические нормы. И верно: зеркальные золоченые шары на верхушках заводских труб – это фильтры, удаляющие из дыма тяжелые металлы, кислоты и диоксид серы.

spittelau

Самый красочный завод в мире
Лайфхак
: Экскурсии по заводу – бесплатные (!). Подробности смотрите на сайте.

Безусловно, очень примечательный объект, где архитектура прошлого оригинально соединена с современной – Газометры (www.gasometer.at). Эти газгольдеры были построены в 1890-х годах в юго-восточном районе Simmering. В свое время в каждом из них хранился газ объемом 90 тыс. куб. м.

Интересный факт: В фильме о Джеймсе Бонде «Искры из глаз» (1987) эти сооружения показаны как станции перекачки газа из СССР в Европу, находящиеся в Будапеште. Бонд использует газовую трубу для переправки перебежчика из СССР - генерала КГБ.

В 1984 году Вена отказалась от коксового газа, взяв курс на экологию, и газометры опустели. А в 1999-2001 годах они обрели вторую жизнь - были перестроены, став многофункциональными комплексами, в которых (сверху вниз) располагаются 800 квартир, офисы и шопинг-молы.

gaz1

Пример разумного преобразования старой промышленной архитектуры и соединения ее с современностью

Кроме того, здесь разместили концертный зал на 3,5 тыс. человек, кинотеатр, муниципальный архив, студенческое общежитие, банк и предприятия общепита. Внутри каждого экс-газометра – дворы и сады. Квартиры подымаются уступами, что обеспечивает им хорошее освещение. Всю «четверку кирпичных богатырей» окружили «наклонными» зданиями под названием «Зеленые дома», что придало комплексу футуристический характер.

Лайфхак: По газометрам проводятся экскурсии, в т.ч. на английском языке. Заказывать их лучше на месте.

Пример еще одного преобразования объекта, на этот раз военного – это Дом моря (https://www.haus-des-meeres.at/; цена, правда, аж 19 евро). Ранее это была зенитная башня люфтваффе, сооруженная в 1943-45 годах. С 1957 года в ней открылся пятиэтажный музей. Его площадь составляет 3,5 тыс. кв. м. Здесь есть не только террариумы и аквариумы, но и «уголок тропического леса». Всего в Доме моря обитает до 10 тыс. животных, птиц и прочих живых существ. Тут рай в прямом и переносном смысле: птицы летают над вашими головами, в гигантском бассейне на 300 тыс. л плавают несколько видов акул (правда, самые «некомпанейские» - молотоголовые акулы – живут в другом бассейне на 150 тыс. л), а в искусственной пещере можно понаблюдать за страшными многоножками и огромными скорпионами. Дети пищат от радости и ужаса!

meer1

Венское море плещется внутри авиационной башни...

Отдельная экспозиция в стиле «память огненных лет» посвящена строительству башни. А из кафе на 11-м этаже открываются прекрасные виды.

Еще в одну тропическую сказку можно попасть в самом центре Вены, в комплексе императорского дворца Хофбург. Это Palmenhaus, в котором находится Дом бабочек (www.schmetterlinghaus.at; 7 евро). В искусственно поддерживаемом климате летают до 500 бабочек, в т.ч. наиболее примечательный экземпляр коллекции – гигантская павлиноглазка-атлас с размахом крыльев до 250 мм.

palmen

Пальменхауз. Помимо экспозиции бабочек, тут находится еще и весьма дорогой ресторан

И раз вы снова оказались в центральной части Вены, то можете взглянуть на т.н. «фрески Нейдхарта» (информация на https://www.wienmuseum.at, адрес - Tuchlauben, 19; 5 евро). Созданные приблизительно в 1407 году, они изображают истории из жизни и произведений менестреля XIII века Нейдхарта фон Ройенталя. Первоначально они украшали бальный зал в доме богатого торговца тканями Михаэля Меншейна. Позднее фрески были, при перестройках дома, уничтожены или заштукатурены. В 1979 году их обнаружили при реконструкции одной из квартир и частично воссоздали.

И в заключение расскажем о «лайфхаке лайфхаков» – бесплатной (!) экскурсии в Новую Ратушу с подъемом на видовую площадку. Нужно лишь прийти в определенный день и час (расписание - http://www.wien.gv.at/).

Интересные факты: Грандиозное здание муниципалитета было сооружено в 1873-83 годах. Оно занимает участок в 19.6 м, общая площадь помещений составляет 113 тыс. кв. м. Длина здания - 152 м, ширина - 127. В нем 1575 помещений и 2035 окон. Затраты на строительство составили около 14 млн гульденов (эквивалент 120 млн евро).

Rathaus4

Холл ратуши

На экскурсии вы увидите огромную лестницу, Парадный зал, украшенный скульптурами известных жителей Вены, и роскошный Народный зал с позолоченным деревянным потолком, трехтонной люстрой и 25-метровой росписью на тему крупнейших событий в истории города.

Затем следует подъем (256 ступенек) на 100-метровую башню, где стоит фигура стража в образе знаменосца в парадных доспехах времен императора Максимилиана (правил в XV веке).

Интересные факты: У Ратуши - 7 внутренних дворов. В самом большом из них проводятся летние концерты Венского музыкального фестиваля. Всего же ратуша организовывает и принимает около 800 мероприятий в год. Самые яркие их них – два бала: «Бал жизни» и «Цветочный», фестиваль конного спорта, джазовый фестиваль, Новогодний концерт венской филармонии. Программу всех мероприятий смотрите на www.wiener-rathausplatz.at.

Mercatini-Vienna

Очень надеемся, что эта и предыдущая статьи о Вене окажутся для вас полезными, и вы воспользуетесь ими для планирования своего пребывания в прекрасной австрийской столице. Отличного и хорошо продуманного вам отдыха, друзья!

Павел Ковалев

Оценка материала:

5.00 / 6
Интересная Вена: храмы, легенды и примечательные объекты 5.00 5 6
Жизнь и Стиль / Общество
01.02.2019 6067
Еще материалы раздела «Общество»