НОВОСТИ ДНЯ: Украина вся в тумане: синоптики прогнозируют холодные ночи и теплые дни  Метро на Виноградарь - под вопросом, из бюджета Киева хотят забрать 4 миллиарда  НАТО и Украина проводят учения в Черном море  В Киеве перенесли дату полного отказа от жетонов в метро  В Украине изменились правила выдачи водительских прав: ТОП-5 изменений  Кабмин увеличил плату за коммуналку для получателей субсидий  Украина ввела пошлину на электроэнергию из России все новости дня
Политика
Украина
19.09.2019 207

Фонд государственных земель сельхозназначения может обеспечить приток инвестиций в украинскую экономику, - Тимченко

Земельная реформа в Украине до сих пор не завершена – мораторий на продажу земли продляется из года в год по политическим соображениям. Наша страна по-прежнему остается единственной в Европе, и одной из 6 стран мира (наряду с Венесуэлой, Северной Кореей, Таджикистаном, Кубой и Конго), где свободный оборот сельскохозяйственных земель на рынке запрещен. Это блокирует приход в страну ожидаемых многомиллиардных инвестиций и, по сути, обесценивает уникальные украинские черноземы. Заявил Сергей Тимченко, возглавлявший в 2011-2014 годах Государственное Агентство земельных ресурсов Украины.

Свободный рынок земли принесет новые рабочие места, дополнительные налоговые поступления в государственный бюджет и местные бюджеты, и, что очень важно, возможность развиваться мелким фермерским хозяйствам. Да, интересы владельцев крупного агробизнеса могут поначалу пострадать, но это всего лишь означает, что им придется вступить в новую фазу конкуренции, пишет Голос.UA.

Украина самая большая страна Европы, порядка 70% европейских черноземов находятся на территории Украины. Но после проведения земельной реформы потоки инвестиций в аграрный бизнес будут исчисляться десятками миллиардов долларов, поскольку для мировых инвесторов будут понятны и прозрачны условия работы, считает Тимченко.

По среднеевропейской цене стоимость рынка земли в Украине составила бы полтриллиона долларов, которые могут постоянно вращаться. Если добавить оккупированные территории - это 700 миллиардов долларов. А если цена будет выше, чем среднеевропейская, поскольку украинские земли действительно уникальны и считаются лучшими, то это уже 1 триллион долларов.

По мнению Сергея Тимченко, необходимо позволить брать землю в качестве обеспечения инвестиций. Для этого нужно аккумулирование банка земель сельскохоз-назначения государственной формы собственности. Он послужит нам как залог для формирования кредитного ресурса. Тогда можно будет брать кредиты под минимальные проценты, например, у инвесторов из США и Европы. То есть, иностранный инвестор берет землю в залог, но не в собственность. Таким образом, фермер получает деньги под обеспечение своего земельного актива, а прибыль будет получать фонд, в который с одной стороны войдет государство, а с другой - территориальная община со своими землями. В случае, если заемщик не сможет справиться с кредитными обязательствами, инвестор может ее продать только через негосударственную земельную биржу исключительно резиденту Украины. Инвестор ничего не теряет, так как в залог он брал земельный актив по одной цене, а в связи с тем, что цена земли из-за недооценённости в десятки раз будет постоянно расти – продаст земельные участки или сдаст в аренду по другой, более высокой цене.

Площадь Украины до начала войны составляла 60 миллионов гектар, из них 44 миллиона гектар - пашня. Украина занимает 6 место в мире по запасам чернозема - 16 миллионов гектаров. И наша земля сильно недооценена. Например, в денежном эквиваленте она стоит от 700 до 1000, в некоторых случаях до 1500 долларов. А, например, глинистые земли в Нидерландах стоят 70 тысяч евро за гектар! Разница в цене огромна. И, к сожалению, это обусловлено тем, что в Украине действует мораторий на продажу земли, который выгоден только агрохолдингам.

В Европе земля дорогая потому, что львиная доля в цене на землю – это две составляющие: действующий рынок земельных участков и наличие инфраструктуры.

Также необходим закон, обязывающий все компании, которые занимаются сельхозпроизводством, регистрироваться по месту нахождения земельного актива. Таким образом, деньги в виде налогов будут оставаться на территории сельских советов. Там же появятся и рабочие места.

Кроме того, в интересах фермеров и малых сельхозпроизводителей, нужно ограничить площадь земель в собственности. Например, для юридических лиц до 3-4-х тысяч. Также, если для физлиц ограничить максимальную площадь до 500 гектаров, то можно сохранить и крупные массивы пахотных земель для использования современной техники и технологий, и создать рабочие места в сельских населенных пунктах, и обеспечить финансовые поступления в сельские советы.

Как только произойдет оценка рынка земли, желание собственников капитализировать свой актив поднимет цену, как минимум, в два-три раза. И эта цена будет постоянно расти, потому что компании-покупатели будут зарегистрированы по месту нахождения земельного актива и налоги будут поступать в общины, а община будет направлять средства на развитие инфраструктуры.

Необходимо провести полную и детальную инвентаризацию аграрных земель государственной и коллективной форм собственности, с выделением зон ограничений в использовании земель, и завершить наполнение кадастра.

Сейчас земельные отношения регулируют 4 кодекса: земельный, лесной, водный, гражданский и огромное количество законов и подзаконных актов, постановлений Кабмина, которые грубо противоречат друг другу. А нам необходим единый документ, который будет определять "правила игры" - полновесный Земельный Кодекс. Именно этот Кодекс должен регулировать все направления земельно-правовых отношений, в том числе и рынок земельных участков. Понятная, логичная, недвусмысленная и прозрачная законодательная база – одно из условий дешевых кредитов. Меньше рисков – ниже ставка кредитования. С его принятием должны быть отменены все действующие законы, регулирующие земельно-правовые отношения.

За последние годы сильно "похудел" государственный банк земель. Такая политика управления земельными ресурсами является глубоко ошибочной. Если мы хотим, все-таки, сформировать банк земель сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной форм собственности, как залог для формирования кредитного ресурса, то необходимо срочно остановить процесс, фактически, разбазаривания этого важного актива, подчеркнул Тимченко.

Оценка материала:

5.00 / 4
Фонд государственных земель сельхозназначения может обеспечить приток инвестиций в украинскую экономику, - Тимченко 5.00 5 4
Политика / Украина
19.09.2019 207
Еще материалы раздела «Украина»