НОВИНИ ДНЯ: У Польщі готуються скасувати виплати за розміщення українців: коли це буде  Перед вихідними в Україні пройдуть дощі та грози: прогноз на 29 березня  Зеленський про фронт: ситуацію стабілізували, але назріває новий наступ Росії  Скільки можна зберігати борщ в холодильнику, щоб він лишався смачним та їстівним  Народний синоптик Діденко попередила про різку зміну погоди в Україні — де очікувати дощі  Зеленський про народжуваність під час війни: головне питання у безпеці  Буданов про теракт під Москвою: Росія знала про підготовку щонайменше за місяцьвсі новини дня
02.04.2010 18586

Трехмерное будущее: какие 3D новинки уже скоро могут появиться в наших домах

Сегодня о трехмерных технологиях не говорит разве что ленивый. Компьютерными 3D-играми уже никого не удивишь. Объемные фильмы бьют рекорды в широком прокате. В продажу поступают новые телевизоры и ноутбуки, поддерживающие трехмерный формат. На 3D-вещание переходят телеканалы. Появились первые печатные издания с объемной графикой. Что это: популярный маркетинговый ход, актуальность которого через год­-другой сойдет на нет, или на самом деле перспективное бизнес-направление? Пока эксперты настаивают на последнем.


В розовых очках
Вслед за трехмерной графикой в компьютерных играх, которая уже давно перестала быть диковинкой для геймеров, 3D¬формат начал настойчиво проникать в жизнь современного человека с помощью большого кино.
3D-фильм «Аватар» стал самым кассовым в истории мирового кинематографа, собрав свыше $2,5 млрд. И уже другая трехмерная кино-новинка — «Алиса в Стране чудес» Тима Бартона — имеет все шансы преодолеть эту отметку. Только за первый уикенд показа новая экранизация популярной книги Льюиса Кэрролла побила рекорд кинохита Джеймса Кэмерона, собрав $116 млн против $77 млн, которые заработал «Аватар».
Даже в Украине за несколько дней до местной премьеры 11 марта практически все билеты на первую неделю показа в киевском IMAX уже были раскуплены. А «Аватар» собрал в стране рекордные $7 млн — ближайшие конкуренты, фильмы «Адмирал» и «Ирония судьбы–2» в 2008-м и 2007-м соответственно заработали чуть более $4 млн каждый.
Эксперты утверждают, что стереоформат спасает киноиндустрию, показатели которой в последние годы оставляли желать лучшего. В 2005¬м общемировые сборы снизились на 7,9% — до $23,24 млрд. В Европе в 2007 году, по данным Европейской аудиовизуальной обсерватории, было продано 919 млн билетов — на 1,3% меньше, чем годом ранее. По итогам 2008¬го европейцы купили только на 0,3% билетов больше, чем год назад.
В 2009 году, впервые за последние несколько лет, заметно выросли и посещаемость кинотеатров, и кассовые сборы. В прошлом году было куплено 985 млн билетов — это на 6,5% больше, чем в 2008-м. А общемировые кассовые сборы, по подсчетам Американской ассоциации кино-производителей, увеличились на 7,6% и достигли $29,9 млрд.
Из них 11% обеспечили именно 3D¬картины — «Аватар», «Рождественская история», «Монстры против Чужих», «Вверх», трехмерный римейк двух частей «Истории игрушек» и несколько других фильмов, которые составили 4% общего числа картин, выпущенных в прошлом году в США. Как сообщает американский еженедельник Variety, 3D-сборы в Северной Америке в 2009 году достиг $1,3 млрд — в три с лишним раза больше, чем годом ранее, когда стереофильмы заработали в американском прокате только $307 млн.
Скептики твердят, что трехмерное кино — слишком дорогое удовольствие, чтобы стать массовым жанром: к примеру, бюджет «Аватара» составил около $200 млн, «Алисы в Стране чудес» — $250 млн. А подходящих под трехмерный показ кинозалов в мире, дескать, не хватает. По словам директора по исследованиям Национальной ассоциации владельцев кинотеатров США Патрика Коркорана, в прокат выходит слишком много 3D-фильмов — по неофициальным данным, сейчас в Голливуде снимается более тридцати таких картин. Существующих залов недостаточно, поэтому конфликты между кинотеатрами и прокатчиками неизбежны.
Однако в целом участники рынка настроены оптимистично. Если еще несколько лет назад в мире работало только около 1 тыс. 3D-кинозалов, то к концу 2009-го их число достигло почти 9 тыс. А по данным Национальной ассоциации владельцев кинотеатров США, ежемесячно число кинозалов страны, оснащенных 3D-оборудованием, увеличивается примерно на 250 единиц (в начале 2010-го их насчитывалось около 4 тыс.). Эксперты полагают, что переход на этот формат — такой же шаг вперед, как им в свое время стало появление звукового кино.

С 3D по жизни
Окрыленные успехом трехмерного кино в широком прокате компании всерьез задумались об освоении этого формата в сегменте домашнего пользования. Уже поступили в продажу ноутбуки, оснащенные технологией трехмерного изображения. Свои продукты в этом сегменте представили компании Acer и Asus. В начале марта Samsung и Panasonic начали продажу 3D¬телевизоров, укомплектованных проигрывателем системы bluray и специальными очками. Осенью подобные ТВ-приемники обещает выпустить компания Toshiba. Летом у Sony появится несколько новых моделей ЖК-телевизоров и bluray-плееров с поддержкой объемного формата.
Первые 3D-приемники и домашние кинотеатры начали появляться на рынке еще в 2007–2008 гг. Но отсутствие контента в те годы помешало их массовому распространению. Сейчас за создание контента для домашнего просмотра, похоже, взялись всерьез. Например, корпорация Sony в апреле планирует начать конвертацию в 3D-версии старых черно­белых фильмов и выпускать их на дисках bluray, поддерживающих трехмерное видео. Индийский бизнесмен Анил Амбани, владелец одной из крупнейших мультимедийных компаний Индии Reliance Mediaworks (в прошлом году инвестировал $325 млн в студию DreamWorks Стивена Спилберга), готов вложить в создание специального технического центра по переводу фильмов в 3D-версии $25 млн. При этом он рассчитывает не только на выход этих картин на bluray-дисках, но и их демонстрацию по телевизионным 3D-каналам.
Телевидение, кстати, также постепенно начинает осваивать новый трехмерный формат вещания. Сегодня программы в 3D-версии предлагает только один телеканал в мире — японский BS 11. Но уже в 2010 году на объемное вещание планируют перейти американский спортивный канал ESPN и научно-популярный Discovery, который еще в 2000-м эпизодично использовал эту технологию в шоу «Акулья неделя». В Индии LG Electronics и ведущая локальная медиакомпания Valuable Group договорились о 3D-трансляциях в ресторанах и барах страны, где в трехмерной версии можно будет смотреть состязания по крикету.
Тем не менее, некоторые эксперты сомневаются в том, что домашнему сегменту кино- и телерынка удастся в ближайшем будущем повторить успех широкого кинопроката. Во­первых, прошло много лет, прежде чем трехмерный формат добился большого коммерческого успеха в кинотеатрах. Во­вторых, в большом кино уже принят единый профессиональный стандарт (Digital Cinema Initiative), появилось надежное оборудование для съемок и показа, уже достаточно контента, которым можно привлечь зрителей. Ни телевидение, ни домашнее видео ничем подобным похвастать пока не могут.
По словам руководителя направления по предоставлению услуг компаниям сектора развлечений и СМИ компании «Делойт» в СНГ Дмитрия Кулакова, на первом этапе развития основной проблемой 3D-телевидения будет отсутствие единого стандарта. Покупателям будет предложено множество продуктов и новых форм 3D-телевидения, но все они будут отличаться друг от друга.
Другой возможной проблемой для такого телевидения станет отсутствие 3D-контента. Он может оказаться слишком дорогим для лицензирования.
Джеймс Марш из компании Piper Jaffray считает, что помехой для развития 3D-формата в домашнем секторе станет цена необходимого оборудования — к примеру, стоимость телевизоров, поддерживающих объемный формат, сегодня достигает $3– 5 тыс. Закономерен прогноз аналитика исследовательской компании Envisioneering Group Ричарда Доэрти, который предполагает, что к 2011 году 3D-технологии появятся лишь в одной из 30 семей.
Впрочем, еще пару лет назад и у широкого 3D¬кино будущее выглядело так же туманно — из-за дороговизны в трехмерном формате выпускались короткометражные, обычно документальные фильмы или 15–20-минутные эпизоды блокбастеров типа «Гарри Поттера», а число приспособленных для их просмотра кинозалов было крайне мало, чтобы обеспечить коммерческий успех. Не исключено, что за два­три года рынок телевидения и домашнего видео также претерпит кардинальные изменения. «Мы ожидаем развитие 3D-телевидения, — говорит Дмитрий Кулаков. — За несколько лет телевидение высокой четкости стало явлением повсеместным, и теперь интересно, достигнет ли такой же популярности телевидение в формате 3D».
Вот уж где точно в ближайшие годы дальше экспериментов дело не пойдет, так это на рынке печатной прессы. Несколько месяцев назад российское издание «Русский пионер» напечатало фото-проект в формате 3D. В мар­те бельгийская ежедневная газета La Derniere Heure выпустила первый печатный 3D-выпуск в комплекте со специальными очками. По словам главного редактора издания Юбера Леклерка, тираж номера превысил обычный и составил 115 тыс. экземпляров. «Мы наслышаны о 3D-кино, телевидении, видеоиграх — и решили принять этот вызов», — отметил он. Но подчеркнул, что для печати 3D-формат слишком дорогостоящее и трудоемкое удовольствие, поэтому вышедший номер был экспериментальным, и регулярно выходить в трехмерном виде газета пока не планирует.



3DНемного истории трехмерного формата

Первые попытки реализовать трехмерное изображение делались еще в середине XIX века. В 1838 году англичанин Чарльз Витстоун придумал устройство, позволяющее видеть изображения в объемном виде. В 1849-м шотландский физик Дэвид Брюстер сделал стереоскопию доступной для всех. Он разработал призменный стереоскоп — в 1856 году только в одной Англии было продано более 1 млн устройств.
Первая установка для стереосъемки большого кино появилась в 1900 году в США. Уже через 15 лет проводились экспериментальные показы стереофильмов. Первым коммерческим использованием считается прокат ленты «Сила любви» в 1922 году в Лос-Анджелесе. Но пик использования трехмерного формата в киноиндустрии приходится на середину прошлого столетия, когда кинематограф пытался выиграть конкурентную борьбу с активно распространявшимся в то время телевидением. На большие экраны выходили десятки объемных кинолент: «Дьявол Бвана» (1952), «Дом восковых фигур» (1953), триллер Альфреда Хичкока «В случае убийства набирайте «М» (1954) и пр. Однако до начала XXI века объемный кинематограф существовал на правах перспективного, но экспериментального направления. Только в последние несколько лет, а особенно после коммерческого успеха фильмов «Аватар» и «Алиса в Стране чудес», формат начал претендовать на статус массового.



3D_glassesПоломать глаза

По словам профессора-офтальмолога из Калифорнийского университета Мартина Бэнкса, просмотр 3D-фильмов может вызывать проблемы со зрением. При просмотре трехмерного контента человек подвергает свои глаза большой нагрузке — им приходится функционировать неестественным образом. Проведенные эксперименты показали, что просмотр 3D-фильмов может вызывать усталость и головную боль. По данным исследования организаций ETC и Consumer Electronics Association, из 1914 опрошенных взрослых зрителей 12% пожаловались на неприятные симптомы после просмотра трехмерных фильмов в кинотеатре.
По словам ученого, в последних объемных картинах, предназначенных для широкого проката (в частности, «Аватаре» и «Алисе в Стране чудес»), нагрузка минимальна. Опаснее просмотр 3D¬материала в домашних условиях, где расстояние между глазами и экраном значительно меньше.
А по мнению старшего аналитика компании Insight Media Криса Чиннока, угрозу представляют не столько дисплеи, сколько низкокачественный контент. Эксперт считает, что популярность формата может привести к производству огромного количества такого контента. Так или иначе, эксперты рекомендуют смотреть трехмерные картины не чаще двух-трех раз в неделю.

 

Текст: Ксения Портная, «Контракты»

Оценка материала:

3.80 / 5
Трехмерное будущее: какие 3D новинки уже скоро могут появиться в наших домах 3.80 5 5
Бізнес / Ринки та компанії
02.04.2010 18586
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»