НОВИНИ ДНЯ: Весна дійшла до піку і повернула на зиму: які сюрпризи готує погода  Оренда квартир подорожчала в Україні: ціни по областях  Де в Україні найвищі та найнижчі пенсії: деталі від ПФУ  Атака Ірану на Ізраїль викликала хаос у світових авіаперевезеннях  Зливи з грозами, а у Карпатах до 0 градусів: прогноз погоди на тиждень  Чим загрожує Україні зменшення граничного призовного віку — представник Інституту демографії  Перереєстрація авто в Україні: скільки коштує послугавсі новини дня
02.10.2020 2443

Судьба "КРАЗа": на свалку или к новому владельцу?

Сергей Лямец, журналист: Не смог пройти мимо. 9 октября на американо-украинской торговой площадке DebtX выставят на продажу вкусные активы. Это 9 кредитов, которые получили 4 предприятия из группы заводов "КРАЗ" – легендарного и, пожалуй, единственного в Украине производителя грузовиков из города Кременчуга. На продажу выставляется настоящий флагман автомобилестроения. "КРАЗ" для Украины – это то же самое, что "КАМАЗ" для России и "МАЗ" для Беларуси.

Кредиты этого завода входят в пул кредитов, которые когда-то выдали банк "Финансы и Кредит", принадлежавший Константину Жеваго, и "Дельта Банк", принадлежавший Николаю Лагуну.

В торгах могут принять участие все желающие. Но, судя по всему, желающих немного. По крайней мере, Фонд гарантирования вкладов не ожидает, что результат будет хоть немного приличным. Он готов отдать эти активы всего за 3% от их номинала. По согласованию с НБУ, стартовая цена лота – 323 млн грн. В ходе торгов она может упасть до 266 млн грн.

http://finbalance.com.ua/.../fhvfo-hotoviy-prodati-borhi...

На продажу выставляется настоящий флагман автомобилестроения. "КРАЗ" для Украины – это то же самое, что "КАМАЗ" для России и "МАЗ" для Беларуси.

За время правления Порошенко предприятие изрядно усохло. Несколько лет, начиная с 2014, завод поставлял армии грузовики и смог отгрузить почти 3000 авто. Но постепенно военные заказы государство перебросило на "Богдан" Порошенко-Свинарчука, который переналадили завод на производство военных грузовиков. ПАП и его партнер стыдливо скрывали тот факт, что двигатели на эти грузовики ставили китайские, а шасси – белорусские, производства "МАЗ". Зато родной, украинский "КРАЗ" – остался не у дел. У завода оказался всего один недостаток – он НЕ принадлежал Порошенко. Таков бизнес по-украински – это в воюющей стране строить грузовики из зарубежных комплектующих, с использованием админресурса, оплачивая это за счет государства.

https://autoreview.ru/.../bankrot-kraz-vyzhivet-ili-net

Нужно признать, что "КРАЗы" оказались довольно ломкими. Такими они были всегда, и тут никакой новости нет. Потому они и стоят как "КРАЗы", а не как "Volvo". Но когда в СМИ появляются тексты о том, что госзаказ перебросили из-за плохого качества грузовиков, не верьте. Я уверен, что грузовики от Порошенко-Свинарчука не менее ломкие, чем кременчугские монстры. Политики тут больше, чем экономики.

http://www.ukrrudprom.com/.../Avtozavodbankrot...

Государственный заказ, конечно же, мог спасти "КРАЗ". Но этого не произошло. Получилось, что владелец завода Константин Жеваго набрал на предприятие кредиты и даже использовал их для запуска производства. Но не сложилось. И вот, эти кредиты накопились в таких объемах, а заказов стало настолько мало, что возникли перебои с оплатой.

Судя по сайту "КРАЗа", все в порядке. Регулярно появляются сообщения о том, что завод поставил куда-то новую партию грузовиков. Есть и более щемящие – например о том, что броневик производства Кременчугского завода спас жизни нацгвардейцам в ОРДЛО.

http://www.autokraz.com.ua/index.php/ru/

Но не верьте глазам своим. Флагман уже многие месяцы на грани смерти. И теперь его атакуют кредиторы. Вот, например, вероятно привет от "Ощадбанка".

https://glavcom.ua/.../nizka-yakist-produkciji-i...

"Финансы и Кредит" – лишь один из кредиторов. А значит, купив эти кредиты, придется отбиваться еще и от других банков. В частности, ликвидатор "фиников" претендовал на 5 млрд грн, кое-что в судах адвокаты Жеваго отбили, но за банком все суд все же оставил 1,35 млрд грн. Также "КРАЗ" должен "Ощадбанку" 1,1 млрд грн, "Дельта Банку" и "Проминвестбанку" по 700 млн грн. Банки заявляли о гораздо больших цифрах, но я говорю о том, что фактически признали суды.

Итак, у нас вполне здоровая ситуация. Группа предприятий "КРАЗ", некогда очень перспективная, сегодня на грани смерти по вполне бизнесовым причинам. "КРАЗ" набрал кредитов и не смог их вернуть.

Безусловно, я не спешу возводить Жеваго в ранг святых. Во-первых, он наверняка не рассчитывал возвращать кредиты, полученные в банке "Финансы и Кредит". Сегодня эта задолженность, вместе с процентами, оценивается в 5 млрд грн. Но банк, который был своим и "карманным", стал жертвой "банкопада". И Фонд гарантирования вкладов вдруг предъявил кредиты к оплате.

Это далеко не единственная проблема, которая постигла Жеваго. Дело в том, что банкротом стал также "Дельта Банк", и оттуда теперь приветливо машет Фонд гарантирования.

И будь там просто Фонд, Жеваго наверняка сумел бы вывести активы и перевести их на другое предприятие – словно бы "отряхнувшись" от долгов по доброй олигархической традиции. Если полистаете ленты информагентств, последние несколько лет он только тем и занимался, что прятал свои активы от государства. Но среди держателей залогов по кредитам оказался Нацбанк, а его власть простирается гораздо дальше, чем власть ФГВФЛ. Так и получилось, что Жеваго не смог вывести активы "КРАЗа" на другие компании. Компании-оболочки стали банкротами, но их имущество не успело уйти "налево". И теперь Жеваго рискует потерять группу предприятий.

В октябре 2020 года вопрос "КРАЗа"звучит так: "Неужели не найдется никого, кто за 3% выкупит кредиты предприятия и освоит производство украинских грузовиков?".

Похоже, что таки не найдется. И я не знаю причину.

На мой хлопский розум, тут есть потенциально интересный бизнес. Купить за смешные деньги кредиты четырех предприятий, которые обеспечивают полный цикл производства автомобилей и спецтехники "АвтоКРАЗ" – что-то в этом есть. Уверен, что свои кредиты недорого продадут и "Ощадбанк" с "Проминвестом". Лучше хоть что-то, чем совсем ничего. Итого, покупатель за недорого получит кредиты, через которые можно заполучить весь "КРАЗ". Производить грузовики можно и дальше. Среди предприятий, кредиты которых продаются, есть собственно сборочный завод, а есть и завод по производству пневматической тормозной аппаратуры. Общая площадь, которую занимают предприятия из пула, составляет 511 тысяч квадратных метров. Вдумайтесь в эту цифру. Это не просто земля. Это тонны разрешительной документации, какое-никакое оборудование и люди. Конечно, это люди, которые умеют делать большие грузовые машины.

Удивительно при этом, что за все предыдущие годы Фонд гарантирования не смог ничего продать. Не было желающих купить. Почему? Честно, без понятия. Есть лишь некоторые соображения.

Соображение первое. На самом деле, долги стоят чуть дороже, чем 3% от их стоимости. На самом деле, дисконт не 97%. Тело кредитов, которые не вернул "КРАЗ" банкам "Финансы и Кредит" и "Дельта" – 3,6 млрд грн. Остальное – проценты почти на 6 млрд грн. Получается, за 300 миллионов продают кредиты на 3,6 млрд грн. Хотя даже 10% от изначальной суммы кредитов – не слишком высокая цена.

Соображение второе. Сам Жеваго покупать свои долги не хотел. Хотя наверняка мог, потому что Ferrexpo продолжает генерировать неплохие доходы. Думаю, деньги у него есть, но он остерегается чего-то другого. Возможно, других кредиторов – "Ощадбанка" и того же Фонда гарантирования, который объявил активы Жеваго в международный розыск. Поэтому вряд ли он купит свои долги на итоговом аукционе DebtX.

Соображение третье. Кредиты были и раньше, но желающих купить их не было. Чем это объясняется? Не знаю. Возможно, слишком дорого и невозможно "сшить" все это воедино, чтобы потом отобрать "КРАЗ". А возможно Константин Жеваго дал понять потенциальным конкурентам, что просто так свое кровное имущество не отдаст. Возможно, еще какая-то причина. Но факт есть факт: имущество "КРАЗа" словно заговоренное – им никто не интересуется.

Соображение четвертое. В завод нужно вкладывать деньги, и очень большие. "КРАЗ" прилично подрастерял рынки. Если на новые "КРАЗы" не будет государственного заказа, экспортного заказа или другого подобного счастья – это сложно назвать бизнесом.

Поэтому следим за результатами торгов. Возможно, "КРАЗ" сможет получить нового владельца и новую жизнь. А возможно, уйдет в прошлое, как ушли туда сотни некогда именитых предприятий советской Украины. Сейчас в их развалинах растет бурьян или строятся жилые комплексы. Посмотрим, что судьба уготовила для "КРАЗа".

СПРАВКА. ЧТО ИМЕННО ВЫСТАВЛЯЕТСЯ НА ТОРГИ

Информацию взял из базы данных по активам, которые выставляются на торги. Не претендую на точность – если интересно, более глубоко анализируйте сами. Но общее представление о том, что продается, получить можно.

В составе пула 9 кредитов банков "Финансы и Кредит" и "Дельта". Два из них – в залоге НБУ, еще семь кредитов связаны с этими двумя.

Кредиты обслуживала лишь компания "Проминек". По остальным кредитам средняя просрочка – пять лет. Денег нет уже очень давно.

Три предприятия – в состоянии ликвидации, по главному заемщику ПрАТ "АВТОКРАЗ" открыта процедура банкротства, компания "Проминек" – действует.

Обеспечение по кредитам "Дельта Банка" такое (ctrl+C ctrl+V):

1. Обладнання цеху сварки і окраски, обладнання по пресовому цеху, обладнання по сборочному цеху, всього 732 позицій, що знаходиться за адресою: Полтавська обл., м. Кременчук, вул. Київська, буд.62.

2. Майнові права по Контракту №KRAZ-U2 від 07.07.2011 , укладеним між ПАТ "АвтоКрАЗ" та "FARMOND EXPRESS LPP", England, Great Britian.

3. Частина майнового комплексу, а саме: - головний корпус 79 706,7 кв.м.; - інженерний корпус 8 737,6 кв.м.; - заводоуправління 2 104,4 кв.м.; будівля механічного цеху №1 з побутовими приміщеннями 32 776,5 кв.м.; - будівля корпусу прохідних мостів 28 168,2 кв.м.; - будівля корпусу прохідних мостів (дільниця термічки) 9 712,8 кв.м.; - будівля механічного цеху №2 з побутовими приміщеннями 11 346,8 кв.м.; - будівля ремонтно-механічного цеху в корпусі допоміжного виробництва з побутовими приміщеннями 11 341,7 кв.м.; - будівля технічного обслуговування та зарядки електрокар 656,2 кв.м., що знаходиться за адресою: Полтавська обл., м.Кременчук, вул.Київська, буд.62.

4. Комплекс нежитлових будівель, а саме: - адміністративна будівля літ.А 706,9 кв.м.; - учбовий корпус літ.Б 225,7 кв.м.; - гаражі літ.В 118,6 кв.м.; гаражі літ.Г 120,6 кв.м.; - їдальна літ.Д 61,8 кв.м.; - трансформаторна літ.Е 14,8 кв.м., за адресою: Полтавська обл., м.Кременчук, вул.Бойка Вадима, буд. 9.

Обеспечение по кредитам "Финансы и Кредит" такое (ctrl+C ctrl+V):

1. Частина майнового комплексу, що складається з 24 будівель та споруд, загальною площею 57 535,22 кв.м. і знаходиться за адресою м. Кременчук, вул. Київська, 62. 2. Вбудоване нежитлове приміщення площею 110,0 кв.м., що знаходиться за адресою м. Кременчук, вул. 60-річчя Жовтня, б. 68. 3. підвал житлового будинку площею 216,4 кв.м., що знаходиться за адресою м. Кременчук, вул. Московська, б. 9, заставна вартість – 123 169 725 грн. Наявний арешт Генеральної прокуратури України. Заставодавець - ПРАТ "АвтоКрАЗ" (в банкрутстві).

2. Виробнича нерухомість, загальною площею 54 105,5 кв.м., за адресою - Полтавська обл. м. Кременчук, вул. Київська, 62, заставна вартість – 99 944 920 грн. Заставодавець - ПРАТ "АвтоКрАЗ" (в банкрутстві). Наявний арешт Генеральної прокуратури України.

3. Виробнича нерухомість, загальною площею 11 108,1 кв.м., за адресою - Полтавська обл. м. Кременчук, вул. Київська, 62, заставна вартість – 22 266 556 грн. Заставодавець - ПРАТ "АвтоКрАЗ", (в банкрутстві). Наявний арешт Генеральної прокуратури України.

4. Нежитлові приміщення, загальною площею 3737,5 кв.м., що розташовані за адресою м. Кременчук, вул. Київська, 62. 2. Нежитлове приміщення, загальною площею 129,3 кв.м., що розташовано за адресою м. Кременчук, вул. Ціолковського, 3-а, заставна вартість – 9 763 417грн. Заставодавець - ПРАТ "АвтоКрАЗ". Наявний арешт Генеральної прокуратури України.

5. Єдиний майновий комплекс, заг. площею 72900,00 кв.м., за адресою - Полтавська обл., м Полтава, вул Зіньківська, 57, заставна вартість – 554 997 700 грн. Заставодавець - ПАТ"ПААЗ". В стані припинення крім банкрутства. Наявний арешт Генеральної прокуратури України.

6. 1) Нежитлове вбудовано- прибудоване приміщення площею 452,7 кв.м., 2 ) Вбудоване в житловий будинок приміщення площею 398,9 кв.м.; 3) нежитлові приміщення площею 12 625,1 кв.м.; 4) нежитлові приміщення площею 2 098,1 кв.м., загальною площею – 15 574,8 кв.м., за адресою - м.Кременчук, вул. Київська, 62,63 та ул.Ватутіна,7. Заставна вартість – 38 804 829грн. Заставодавець - ПРАТ "АвтоКрАЗ" (в банкрутстві). Наявний арешт Генеральної прокуратури України.

7. 1) Частина майнового комплексу - майстерня з відкритим майданчиком для випробувань площею 349,6 кв.м.; 2) Будинок з побутовими приміщеннями мехмайстерень колишнього БУ "Промбуд" площею 689,7 кв.м., загальною площею – 15 574,8 кв.м., за адресою - м.Кременчук, вул. Київська, 62,63 та ул.Ватутіна,7. Заставна вартість – 11 480 000 грн., Заставодавець - ПРАТ "АвтоКрАЗ" (в банкрутстві). Наявний арешт Генеральної прокуратури України.

8. Частина майнового комплексу в місті Кременчук, а саме: 1) частина майнового комплексу, заг. площею - 37 122,6 кв.м., по вулиці Київська, 62; 2) будівля виробничого цеху, заг. площею - 65 864,21 кв. м. по вулиці Київська,62; 3) сталеварний цех з побутовими приміщеннями, заг. площею – 5824,2 кв.м. по вулиці Київська,62; 4) склад готових автомобілів, заг. площею – 326,2 кв.м. по вулиці Київська,69-А, заставна вартість – 200 686 611 грн. Заставодавець - ПРАТ "АвтоКрАЗ" (в банкрутстві).

9. Нежиле приміщення, літ. „Л”., загальною площею – 322,9 кв.м., м.Київ, вул. Індустріальна, 27, заставною вартістю – 4 766 500 грн. Заставодавець - ПрАТ "F & C Realty" (Діюче) .

10. Також в наявній заставі по кредитах цілого лоту: обладнання, товари, основні засоби, цінні папери (Акції ПАТ «МОТОР СІЧ» в кількості 86 325 штук, заставною вартістю – 193,83 млн грн, а також акції ВАТ «КИЇВМЕДПРЕПАРАТ», ПАТ «Ужгородський турбогаз» та ПрАТ «АвтоКрАЗ»), транспорт та інше рухоме майно, разом – 3 965,71 млн грн.

Автор: Сергей Лямец

Оценка материала:

5.00 / 1
Судьба "КРАЗа": на свалку или к новому владельцу? 5.00 5 1
Бізнес / Ринки та компанії
02.10.2020 2443
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»