НОВИНИ ДНЯ: "Погрілися, пора померзнути": синоптикиня уточнила прогноз погоди в Україні на четвер  Мобілізація в Україні: кого з жінок можуть призвати за новим законом  Мобілізація по-новому: чи зроблять тепер недійсними паспорти ухилянтів  Синоптик назвала точну дату, коли в Україні очікуються заморозки  "Пасха" чи "Великдень", "куліч" чи "паска": як говорити правильно  Українські інженери розробляють бойовий підводний човен, який стріляє торпедами  Головне із нового закону про мобілізацію: відповіді на питання, які хвилюють багатьох українціввсі новини дня
Політика
Світ
15.10.2020 1123

Нагорный Карабах: конфликт переходит в политико-дипломатическую плоскость?

Илья Куса, эксперт по межданородной политике: По состоянию на 14:00, ситуация в Нагорном Карабахе выглядит следующим образом. Интенсивность боевых действий всё-таки упала. Ночью бои ведутся не такие яростные и ожесточённые, как утром и днём. Стороны всё чаще предпочитают обстреливать друг друга издалека: бить по инфраструктуре, дорогам, мостам, аэропортам и укреплённым позициям. В ход идут ракеты, минометы, РСЗО, гранатометы, гаубицы и, реже, авиация. Намного меньше стали применять БПЛА.

Линия фронта остаётся динамичной и гибкой, что осложняет возможности целостного и корректного анализа военной обстановки и территориальных изменений в ходе боевых действий. Позиции могут переходить из рук в руки по несколько раз в сутки.

Азербайджанские войска контролируют несколько позиций на северном и южном направлениях, главным образом на территории полевого Карабаха, в районах, прежде населённых азербайджанцами. Армяне линию обороны держат, каких-то серьёзных стратегических прорывов не наблюдалось, по крайней мере из того, что можно разглядеть сейчас.

Информационная сфера для меня остаётся наиболее интересной в плане анализа. С каждой неделей информационное пространство вокруг событий в Карабахе становится всё более токсичным по мере развития сторонами своего собственного победоносного нарратива.

Информационный туман войны каждый день наполняется новыми историями, нарративами и сюжетными поворотами, призванными ещё больше размыть реальное состояние дел и осложнить возможности для анализа, тем самым расширяя поле для информационно-медийных манёвров. Информационно-пропагандистское противостояние ведётся отчаянное и жесточайшее, с каждым днём повышаются ставки, а соответственно – градус напряжённости, эмоциональность и частота информационных сообщений, которыми бьют, но не столько друг друга, сколько внутреннюю аудиторию и международное сообщество.

По потерям сторон, ситуация выглядит следующим образом.

Минобороны Азербайджана сообщает о 3,5-4 тысячах убитых армянских солдат, более 3 тысяч раненых, более 350 единиц уничтоженной техники, 18 сбитых БПЛА, под 300 уничтоженных артиллерийских установок, 12 командных пунктов и несколько десятков РСЗО "Смерч", "Ураган", "Град" и даже 1 ЗРК С-300. Свои потери не приводят, данных по ним нет.

Минобороны Армении сообщает о почти 5839 убитых азербайджанских солдатах, 16 сбитых вертолётов, 20 сбитых самолётов, 546 уничтоженных единиц бронетехники, 180 сбитых БПЛА. Признана гибель 555 армянских военнослужащих, более 300 ранены.

Могу с уверенностью констатировать, что конфликт переходит в политико-дипломатическую плоскость. Об этом свидетельствуют несколько переломных дипломатических манёвров, которые произошли за последние сутки.

1. После Московских переговоров о перемирии от 10 октября, в которых Турция оказалась за бортом, Анкара решила всё-таки поднять ставки, требуя от РФ включить её в процесс нагорно-карабахского урегулирования в качестве одного из стейкхолдеров.

14 октября Азербайджан впервые официально признал факт нанесения авиаудара по территории непосредственно самой Армении, что уже затрагивает Россию и ОДКБ. Параллельно, Турция вышла с новой дипломатической инициативой – создать четырёхсторонний формат переговоров по Карабаху в составе Турции, РФ, Азербайджана и Армении.

2. Российская Федерация демонстрирует то, о чём я писал изначально – общая идея договориться на двоих с Турцией для них вполне приемлема. С точки зрения Кремля, Азербайджану и Турции всё равно нужны какие-то военные победы, чтобы их продать национальной аудитории. Ситуация на фронте складывается для них не так, как задумывалось изначально, а значит, Россия, как ей кажется, может вести разговор с Анкарой на равных, и не склонять Армению к серьёзным стратегическим уступкам и сдачам территорий.

Отсюда, как мне кажется, и родилась вот эта внезапная идея Сергея Лаврова, которую он озвучил вчера: мол, армянам нужно сдать 5-7 районов полевого Карабаха, а в обмен устанавливается мир (с помощью миротворцев) и начинаются переговоры об окончательном урегулировании статуса Нагорного Карабаха.

3. В ответ, премьер-министр Армении Никол Пашинян вчера выступил с обращением к нации, в котором фактически отказался от предложенных Лавровым инициатив, что было вполне предсказуемо.

Доверия между Арменией и Азербайджаном нет, Турцию как гаранта любых договорённостей в Ереване не воспринимают, а стороны конфликта любые соглашения уже сейчас трактуют как временные, то есть передышку перед следующим раундом войны.

Контуры турецко-российского договорняка в принципе были видны ещё на начальном этапе эскалации, когда позиция Москвы только формировалась. Тактически, они все ещё поддерживают статус-кво и базу переговоров в виде Минской группы ОБСЕ.

Стратегически – уже прорабатываются вероятные опции для альтернативных договорённостей, и инициатива Лаврова – пробный камень.

Неуступчивость Армении в вопросах Карабаха пока что играет на руку Ирану, которому не хочется чрезмерного усиления политического влияния Турции и Азербайджана, а также развёртывания каких-то иностранных миротворческих контингентов у своих границ. К тому же, Иран с воскресенья юридически не будет более связан оружейным эмбарго, и сможет поставлять оружие кому-угодно, и покупать у кого-угодно.

Тем временем, на международной арене стоит вспомнить ужесточение позиций Австрии, Нидерландов и Франции по отношению к Турции, а также первые за всё время заявления госсекретаря США Майкла Помпео, в которых он упомянул Турцию как "поставщика подкрепления для Азербайджана".

Однако, если анализировать позиции американского истеблишмента, то у демократов более анти-турецкая позиция, нежели у администрации Трампа. Последнему эта ситуация в Карабахе, кажется, и вовсе неинтересна. Помпео вынужден отдуваться за всех.

В Восточном Средиземноморье снова обострился конфликт между Турцией и Грецией. Анкара вернула свой сейсморазведывательный корабль в спорные районы, и таким образом заново разморозила этот политический фронт. Франция, Кипр и Греция снова поднимают вопрос о санкциях против Турции, заблокированные Германией в конце сентября.

Автор: Илья Куса

Оценка материала:

5.00 / 1
Нагорный Карабах: конфликт переходит в политико-дипломатическую плоскость? 5.00 5 1
Політика / Світ
15.10.2020 1123
Еще материалы раздела «Світ»