НОВОСТИ ДНЯ: Синод Кипрской церкви признал автокефалию ПЦУ  Погода в Украине в ближайшее время существенно не изменится  С 26 ноября безработные украинцы могут получить деньги на бизнес  ОАЭ анонсировали беспилотную миссию на Луну в 2024 году  В «черную пятницу» большинство товаров стоят так же, как и в начале года  Марсоход Curiosity нашел следы мегапаводков на Марсе  Минск введет санкции против украинских чиновниковвсе новости дня
28.10.2020 623

Украина способна создавать современные беспилотники: почему же мы закупаем турецкие?

Юрий Касьянов: Современный беспилотник, как законченное изделие, на 2/3 состоит из менеджмента, и на 3/4 – как "железо" – из электроники, оптики, двигателя, средств связи. Фактически, это летающий компьютер, летающий софт, а сам планер – всего лишь носитель, оболочка дрона. Армяне провели детальный анализ обломков сбитых в Нагорном Карабахе турецких "Байрактаров", и раскрыли секрет полишинеля – беспилотник не столько турецкий, сколько американский, канадский, немецкий, британский...

Bayraktar TB2 оснащается 100-сильным бензиновым двигателем Rotax 912, который турки закупали у австрийской компании Rotax – "дочки" канадской Bombardier. И теперь покупать уже не смогут – 23 октября Канада приостановила экспорт, потому что турки используют мотор в военных целях, а предназначен он для сугубо гражданских задач. Свой же двигатель необходимой мощности, требуемого веса и для работы на больших высотах турки разработать до сих пор не смогли.

Оптическая система обнаружения и подсветки целей на Bayraktar TB2 – тоже канадская – L-3 WESCAM CMX-15D, стоимостью 1,2 млн долларов. Нечего и говорить, что ничего подобного в Турции не производится, хотя турецкая компания ASELSAN и старается изо всех сил, а без оптики дрон абсолютно бесполезен. И стоит напомнить, что в Украине Изюмский приборостроительный завод разработал и производит аналогичную отчественную оптико-прицельную станцию. Кстати, Канадское правительство приостановило экспорт L-3 WESCAM CMX-15D в Турцию...

На Bayraktar TB2 установлена система спутниковой связи американской компании Viasat, которая также объявила, что приостанавливает поставки в Турцию в связи с использованием технологий в военных целях. Однако ASELSAN уже разработала аналогичную турецкую систему.

Навигационный приёмник на Bayraktar TB2 – американский GARMIN GNC 255A. Топливный насос – британской компании Andair Precision Aircraft Components. Тормозной диск дисковой тормозной системы – британо-американской компании Beringer Aero. Гироскоп – американский Northrop Grumman, модель LN-200...

Головки наведения на противотанковых ракетах класса "воздух-земля" MAM-C, которые применяются с борта Bayraktar TB2, производятся турецкой компанией Roketsan, по лицензии немецкой компании TDW.

123071786_3477082622352367_5755510301766451410_n

В общем, из чисто турецкого на "Байрактаре" только планер, небольшая часть электроники, и, видимо, интегрирующий все компоненты в единую систему софт. Обычная, в общем-то история – так делают большинство разработчиков дронов. А украинские ещё и вынуждены сами разрабатывать оптические головки, средства связи, системы управления, потому что многие страны-производители, та же Канада, давно наложили эмбарго на поставки продукции двойного назначения в Украину.

Но есть и ещё одна причина, заставляющая наших производителей разрабатывать всё подряд для своих дронов. Наше Минобороны никогда не купит у отчественных конструкторов аппараты с хорошей импортной начинкой – потому что "дорого". А вот покупать "турецкие" беспилотники, а по факту канадские, британские, немецкие, американские – не дорого. Да предложите Изюмскому заводу 1 млн долларов за "голову" – они быстро канадцев за пояс заткнут! А наши конструкторские бюро – и государственные и частные – сделают планер не хуже, чем у "Байрактара", и куда дешевле. Двигатели, кстати, можно делать в Запорожье – ведь недаром турки положили на них глаз...

В общем и целом – всё есть в стране. Не хватает только мозгов и политической воли. А ведь беспилотник – это на 2/3 хороший менеджмент. Который у нас заточен только на то, чтобы воровать.

...В 2007 году молодой талантливый инженер и предприниматель Сельчук Байрактар представил первый турецкий беспилотник. В 2016 он женился на дочери президента Турции, и дела его резко пошли в гору. Эрдоган сделал для компании Baykar Makina даже больше, чем наш Турчинов для КБ "Луч". А кто сделает хоть что-нибудь для нашей беспилотной отрасли?..

…………………………………………….

Пролистал комменты и перепосты под постом про "Байрактар". Там сущий ад, который как температурная горячка характеризует состояние нашего общества. Общество больное. Общество, которого фактически нет.

Нет даже потенциальной, эфемерной гордости за свою страну. Нет уважения к украинским разработчикам, нет элементарного самоуважения. Толпы дилетантов, неучей, бездельников, пасущихся в сети, саркастично высмеивают всё украинское, потому что они сами – украинцы. Маленькие, никчемные, безвольные. Уверенные, что все украинцы должны быть такими. Потому что им так легче переносить свою никчёмность.

Эти людишки всё меряют по себе. Если Касьянов пишет, что Украина способна создавать современные беспилотники и другую наукоёмкую, высокотехнологичную технику, значит Касьянов просто хочет урвать себе кусок бюджетного пирога. Если Касьянов критикует закупку турецких беспилотников в прошлом году, значит, он "обижен" на Порошенко. Критикует планируемую закупку в этом году – "обижен" на Зеленского.

Расставим точки над "i". Я никогда не обещал "оснастить всю нацгвардию" беспилотниками. Я никогда не просил ничего у Порошенко, и поэтому он не мог мне отказать. Я никогда ничего не просил у Зеленского. Я никогда ничего не продавал Минобороны, потому что когда те, кто мог, начинали продавать, я был на войне, а после стало никому ничего не надо – и вот уже больше года ни один чиновник Минобороны даже не удосужился посмотреть на созданные нами аппараты, несмотря на многократные обращения – вплоть до министра обороны и начальника Генштаба.

Мне действительно обидно. Обидно за державу. Которую превратили в задворки мировой цивилизации. Которую то российской империи дают в пользование, то турецкой – в использование. В которой самая большая ценность - это земля, а не мозги, руки, технологии, промышленность. В которой днём с огнём не сыщешь обыкновенной человеческой гордости, смелости, готовности браться за большие, интересные проекты.

Я не собирался и не собираюсь зарабатывать на беспилотниках типа "Байрактара". Это не моя тема. Но я уверен, что Украина может и обязана делать такие проекты. У нас есть в стране конструкторские коллективы, есть некоторые технологии, остальные, необходимые, надо брать там, где они есть – ни одна страна в мире не делает всё самостоятельно, вплоть до последнего винтика.

Чем больше мы будем делать сами, а не отдавать тяжело зарабатываемые деньги зарубежным продавцам – тем будет лучше для страны, для всех нас. Это единственный способ стать сильной, процветающей державой.

Автор: Юрий Касьянов, волонтер, предприниматель, куратор проекта "ОКБ беспилотной авиации "Матрица технологий" – Matrix-UAV

 

Оценка материала:

5.00 / 4
Украина способна создавать современные беспилотники: почему же мы закупаем турецкие? 5.00 5 4
Колонки / Колонки / Блоги
28.10.2020 623
Еще колонки: Колонки / Блоги
  • Професор вірусології Штрек: «Це марафон. Можливо, все це триватиме десятки років» Професор вірусології Штрек: «Це марафон. Можливо, все це триватиме десятки років»

    Валерій Пекар: Я шокований щойно прослуханим виступом професора Гендрика Штрека, директора Німецького інституту вірусології. Я був певен, що він розповідатиме передусім про вірус. Але він присвятив основну частину свого виступу зовсім іншому.

  • Выборы в США – это куда больше про Украину, чем мы привыкли думать Выборы в США – это куда больше про Украину, чем мы привыкли думать

    Павел Казарин: По большому счету, эта кампания должна были дать ответ на вопрос «чем был Дональд Трамп». Случайностью или новой нормой. Его убедительный проигрыш должен был положить гири на первую чашу весов. Его убедительная победа – на вторую. Но, в результате, не случилось ни того, ни другого.

  • «Доступное авто»: прекрасная иллюстрация того, куда движется наша страна «Доступное авто»: прекрасная иллюстрация того, куда движется наша страна

    Рауль Чилачава: Будучи наймитом автомобильных импортеров и дистрибьюторов не смог пройти мимо поста будущего/прошлого мера Киева – Ирины Верещук. В нем Ирина утверждает, что 82 процента украинцев выступает за доступные авто и призывает Минфин: «знизити акцизи на вживані недорогі авто, а компенсувати це за рахунок нових та дорогих авто. Це зробить авто більш доступним середньому українському домогосподарству. Це може бути одним з кроків підтримки нашого середнього класу під час коронакризи з боку Президента».

  • Уряд як організоване злочинне угрупування.  І сидіти мають конкретні люди Уряд як організоване злочинне угрупування. І сидіти мають конкретні люди

    Геннадій Друзенко, юрист: Останнім часом Інтернетом активно ширяться чутки, що Степанов "всьо". І на лікарняний він втік аби відстрочити звільнення з посади, а не через позитивний тест на COVID. Насправді, звільнення Міністра охорони здоров'я з посади навряд чи щось кардинально змінить у злочинній бездіяльності уряду щодо протидії епідемії коронавірусу. Яка щодня додає приблизно 10% до середньодобової смертності в Україні за останні роки.

  •  Уроки Карабаха: между «русским» и «тюркским» миром Уроки Карабаха: между «русским» и «тюркским» миром

    Виктор Небоженко: Кремль высокомерно предлагает всем государствам, которые входят в зону давления и влияния России, демонстративно выучить раз и навсегда, «карабахский урок Кремля» – не сопротивляться России и дружить только с ней. Как-то незаметно для себя Кремль перешел от стратегии мягкой силы и экономической зависимости к стратегии отрытого шантажа как главному орудию внешней политики с государствами бывшего СНГ.