НОВИНИ ДНЯ: 28 березня в Україні стане ще тепліше, у кількох областях - дощі   Оточення Путіна не вірить у його теорію про зв'язок України і теракту під Москвою, - Bloomberg  Чехія передасть українським воїнам удвічі більше снарядів, ніж було оголошено спочатку  Фінансовий гороскоп на квітень 2024 року  В Україні у четвер прогнозують потепління до +20°  Лукашенко зламав версію Путіна про "втечу" терористів до України  Загроза наступу РФ на Харків: місцевий депутат про сили РФ у Бєлгородській та Курській областяхвсі новини дня
Політика
Україна
19.05.2010 61500

Апокалипсис-2020: какие события могут произойти в Украине в ближайшие 10 лет

Оперевшись на Россию Януковичу будет довольно легко, в случае чего, «прижать к ногтю» украинских олигархов. А вот бороться с недовольством народа, которое уже в скорости будет вызывать не только внешне-политическая, но и социально-экономическая политика государства, окажется куда сложнее, особенно если украинский политикум «выродит» какого-нибудь свежего, активного и еще незапятнанного оппозиционера. Тем не менее, бороться скорее всего будут. Вот только к чему это может привести?  


 

Продолжение. Начало читайте здесь.

 

Кто станет врагом государства?
Как мы знаем, в России оппозицию представляют как кучку злобных карикатурных «инородцев» и «гнибералов», действующих по указке Госдепа США против возрождения великой нации (судя по нынешнему состоянию тамошней оппозиции, описание это недалеко от истины). В Украине же времен Януковича такое невозможно, ибо выступление против Януковича автоматически означает и выступление против стоящего за ним «Большого Брата», то есть, как раз против внешней силы. И наоборот. То есть, защищая режим, наши спецслужбы и силовики будут защищать и незыблемость российского влияния в Украине. А тут, все-таки, могут случиться сбои: одно дело — защищать свою страну от «агентов ЦРУ», а иное дело — откровенно отстаивать всего лишь интересы «крыши» (единственного подлинного гаранта стабильности существующей власти). Да и общественное сознание в Украине не столь едино в упоении режимом и его Лидером, как в России.
Подобные действия в нашей стране означают, как не прискорбно, радикализацию все той же Западной Украины. И не только ее. Причем радикализацию тем более неизбежную, и настолько максимальную, насколько сильным будет давление на мироощущение и принципы тамошнего населения, и вообще всех, для кого независимость страны — не фикция и не «отрыжка оранжизма». Образуется нечто вроде быстро напухающего внутреннего нарыва. Если же вдруг власти — по глупости, или в упоении от отсутствия сопротивления — вздумается объявить именно украиских националистов (пусть самых-самых крайних) главными врагами стабильности и порядка, это создаст толчок для очень серьезного сопротивления, и повлечет за собой цепочку обоюдного насилия, которая неизбежно перекинется на Киев. Причем выступать будут уже не только против национально-идеологического, но и социально-экономического курса режима.
Вождями этих акций, которые могут — не дай Боже — быть весьма кровавыми, будут уже не Тимошенко или Луценко. Неважно, будут ли эти последние к этому времени сидеть в тюрьме, эмигрируют или просто растеряют своих сторонников. Новым сопротивлением руководить будут лидеры, которые появятся именно в том случае, если Украину начнут «втупую» «зачищать» по российскому образцу.
Проблема легитимности и легитимизации Януковича в том и заключается, то он сознательно «обрезает» для себя возможности диалога с той частью страны, которая не является его избирателями. С остальной частью он хочет решить вопрос «через колено» — путем запугивания, игнорирования и резонного расчета на ленивый прагматизм и хуторянскую ментальность украинца, который, вместо похода на баррикады (особенно, если поход не оплачивается) предпочтет тихо сидеть у себя в хате и выживать в одиночку, попивая горилку. В принципе, так оно и будет — но только в случае реализации упомянутого «пассивного» сценария. В случае со сценарием «активным» Украина скатится в хаос, который может реально подвести ее под раскол и ликвидацию как государства.

Гвардейцы Президента
Для России поддержка режима Януковича станет ключевой на постсоветском пространстве. Практически уже состоявшееся стремительное возвращение Украины в состав евразийского проекта Кремля, равно как и наличие в нашей стране огромной части российской собственности, будет требовать от Москвы максимальной защиты существующей украинской власти, но одновременно — и максимального обучения ее своим принципам и методам, тем более что Янукович сам напрашивается в преданные ученики. Финальным итогом такой опеки Москвы станет практически полное лишение Украины какой-либо самостоятельности в экономическом и политическом плане (в культурно-гуманитарном плане эти попытки будут менее успешны), при сохранении формально независимого статуса нашего государства, которое будет отдано в личное пользование Януковичу и его приближенным группам. Сами эти группы будут периодически тасоваться, но неизменным останется фокусировка на персоне Лидера — потому что приход любого иного главы державы будет означать потенциальную угрозу пересмотра структуры российских активов в Украине, даже если этот «кто-то» будет напрямую назначен Януковичем как преемник. Хотя, нужно думать, россияне, которые в назначениях преемников очень хорошо разбираются, через 10 лет помогут Януковичу в этом. Пока что им нужно продержать его у власти два срока.
Режим, который будет в ближайшем будущем установлен в Украине, напомнит нам Латинскую Америку (и Россию) еще и усилением роли силовиков и спецслужб. Причем, наряду с местными спецслужбами, важную роль будут играть спецслужбы «Большого Брата», а также возможные неформальные и полуформальные силовые объединения, способные противостоять разветвленным службам безопасности украинских олигархов. На страну, прежде всего, на нелояльные власти западные регионы, будет наброшен плотный «колпак» регулярного мониторинга. Который, в наших реалиях — раньше или позже — но всегда в припадке служебного рвения, может дойти и до отслеживания кухонного бурчания интеллигенции и вообще всех  «кухонных» (условно) разговоров, особенно если они будут вестись не пенсионерами и работягами, а персонами, имеющими финансовый или же общественный вес — от школьных учителей (запугать интеллигенцию, как бюджетников — проще некуда), до бизнесменов (этих еще и налогами лишний раз придавят).
При этом не исключено, что вокруг самого Януковича будет создана еще одна, внутренняя, служба то ли безопасности, то ли охраны, подчиненная лично Президенту и лишенная маломальских сантиментов в отношении украинской национальной идеи, равно как и преисполненная недоверия в отношении иных силовых структур, где могут найтись майоры Мельниченко и прочие подобные личности. В этой «ближней гвардии» может быть очень велика роль российских специалистов (по аналогии с тем, как американские спецслужбы фактически охраняли латиноамериканских диктаторов, страхуя их от очередного контрпереворота). Возможно, что как раз этим «преторианцам» поручат новые автокатастрофы и «случайные смерти» нескольких, вероятно, второстепенных, персонажей из мира СМИ, бизнеса и политики, дабы более «крупным рыбам» было неповадно возражать и «мутить воду», а равно и давать под эти «замутки» финансы. Демонстративных пропаж и отрезанных голов при этом не будет — один раз уже досадно обожглись. Зато не исключено «прикре самогубство» какого-нибудь излишне несговорчивого журналиста или бизнесмена с повешением где-нибудь в дальнем (например, белорусском) лесу — на такие деяния спецслужбы были мастера во все времена.

И культ с ним!
Еще одним достаточно одиозным и пошлыми моментом может стать попытка создать персональный культ личности Януковича. Это еще один аспект, без которого построение российской, белорусской, латиноамериканской или любой иной автократической модели взаимоотношений «лидер — власть — общество» невозможно. Правда, в этом у Януковича будут очевидные трудности, вызванные неприятием его, вплоть до подсознательного уровня, как минимум, половиной страны, а также интеллигенцией и экспертно-медийным сообществом. Кроме того, еще долго будет сказываться укоренившаяся за 20 лет привычка не особо бояться власти, и хулить ее, считая виновным во всем первое лицо.
Так что культ, если все же захотят установить, будут устанавливать постепенно. Хотя у самого Януковича может быть искушение вводить элементы самопрославления уже в ближайшей перспективе. Однако, логика требует в первое время соблюдения мишуры демократических форм, оставляющих возможность дозированной критики власти — хотя бы со стороны «карманной» оппозиции. И только после того, как СМИ будут «зачищены», олигархи «равноудалены», а Россия окончательно завладеет стратегическими активами Украины, станет возможным придумать для Лидера какую-либо форму «культивирования». Но, увы, культ этот будет предельно циничным и неоправданным по той причине, что режим Януковича радикально отличается от режимов Лукашенко или Путина-Медведева. Отличается одним, но базовым, обстоятельством, делающим предстоящую диктатуру вдвойне неприемлемой.

Невеликий диктатор
Речь идет о том, что авторитаризм Виктора Федоровича будет базироваться на более чем шатком и сомнительном основании — на принятии его действий и личности всего лишь частью населения. Этот небольшой, по сути, базис, однако, будет максимально укреплен откровенной экономической, финансовой, информационной и даже военной поддержкой России. То есть, режим этот будет не отличаться от режимов военных диктаторов Латинской Америки, которые отнюдь на «заморачивались» национальным интересом, зато четко выполняли свою функцию максимального учета интересов США в возглавляемых ими странах — в обмен на гарантии личного обогащения и длительного правления.
Увы, но неизменным атрибутом таких слаболегитимных режимов должно являться насилие – причем, чем неприкрытее оно будет, тем население станет максимально послушным, боясь за свою жизнь и работу, и понимая, что изменить ничего нельзя, а власть и ее вождя следует терпеть по факту. Но, так как в Украине все же трудно представить концлагеря для инакомыслящих или тотальные идеологические репрессии, применение насилия будет ограничено лишь теми, кто проявляет особо активную практическую нелояльность персонально к Президенту, или же, что более вероятно, предпринимает какие-либо действия против власти и ее главных персон. Вот здесь-то и заложена главная бомба, которая способна подорвать режим, но одновременно и разорвать Украину на части, лишив ее государственности.
Речь идет о том, что применение насилия или же раздувание культа личности первого лица, равно как и поиски внутренних врагов в более широких слоях населения, нежели прослойка олигархов и политиков, повлечет за собой максимально сильное сопротивление. Народу от такого режима жить лучше не станет, а опора исключительно на однобокий идеологический тренд плюс насилие не сможет служить долговременным источником прочности режима. В отличие от Украины Януковича, лукашенковская Беларусь и путинско-медведевская Россия имеют большую общественную легитимацию в глазах их граждан.
Если брать Беларусь, то там, фактически, сохранен социализм, и страна приведена за эти годы к образцовому, почти европейскому, порядку. Пусть даже ценой этого и стало отсутствие фактической независимости. Белорусу есть, что терять, в случае крушения режима Лукашенко. Но Янукович и не собирается строить белорусскую систему.
В свою очередь, Путин и Медведев в России умело эксплуатируют вечно действенный для наших соседей тренд о великом предначертании России и постоянных врагах, мешающих реализации этого статуса, что, в совокупности с тезисами о «проклятых 1990-х» и «гидре терроризма», оправдывает тамошний режим в глазах россиян. Так что россиянам также есть, с чем сравнивать, и что бояться потерять. К тому же, тамошняя идеология как раз провозглашает приоритет национальной собственности и управления, тезис о том, что иностранцы не должны владеть главными активами России. В Украине, как видим, ситуация как раз развивается в противоположном направлении.
А в Украине, как не напрягайся пропаганда, как не защищайся власть от народа, оппозиции и недовольных олигархов, такой широкой легитимности у режима нет. Потому нет и не будет оправдания обществом жесткости, двойных стандартов и насилия со стороны власти. Ни кризис, не бесконечное постулирование «преступлений Юли» таковым быть не может. «Оранжевый хаос» был хаосом личностно-управленческим, и никак ни сравним с коллапсом 1990-х, на борьбе с которым выехали на вершину популярности и Лукашенко, и Путин.
Янукович же не является национальным лидером, ибо, вместо того, чтобы вести страну по пути национальной самоидентификации (пусть только экономической), или же строить социальное государство по типу Беларуси, что обеспечило бы ему доверие и любовь граждан, даже нелояльных идеологически, он, похоже, предпочитает просто передоверить сохранение своей власти россиянам. Такая защита может казаться нашему Гаранту практически вечной и максимально надежной, но она же означает ликвидацию самостоятельности Украины и делает Януковича последним президентом страны, имевшим возможности для выведения ее в число значимых государств, но воспользовавшегося этой властью лишь для того, чтобы установить личную власть под сенью кремлевской «крыши».

Апокалипсис-2020
Попытка же избавиться от этой «крыши» в ближайшей перспективе практически равна нулю — с учетом того, что установившийся режим имеет большой запас времени для развития, и уже в самые ближайшие годы, не говоря о 5 или 10 годах, влияние России на наших просторах станет столь тотальным, что любые действия против ее собственности и идеологических постулатов в Украине будут считаться государственным преступлением против самой Украины.
Но все-таки следует предполагать, что отчаянная, похожая на переход Мазепы на сторону шведов, попытка избавиться от российской опеки будет предпринята. Вероятнее всего, таких попыток будет две — и совпадать они будут с перевыборами Януковича на пост президента в 2015-м, и с его передачей власти преемнику (вполне возможно — некоему «грозному» силовику) в 2020-м. Первая попытка явно будет неудачной, что повлечет за собой максимальное усиление авторитаризма во время второй каденции Януковича, в результате чего власть, по российскому методу, можно будет попытаться передать лишь еще более «сильной руке». Но 2020-м годом «антирежимные» силы уж точно воспользуются. И вот тогда — когда над Украиной нависнет тень возможной смены парадигмы развития  — и, как следствие, лишения здесь россиян монопольного влияния и активов, Россия просто введет войска на нашу территорию, в соответствии с собственной доктриной о защите национальных интересов. Так поступали США на протяжении всей своей истории взаимоотношений с Латинской Америкой.
И в этом случае наша страна предсказуемо раскалывается на две части, и исчезает с карты мира, становясь горячей точкой по примеру Боснии и Герцеговины. Проект «Украина», тем самым, прекращает свое существование, прожив последние 10 лет в фактически сателлитном состоянии.
Увы, такой вариант действий может быть вполне реальным. Нынешняя власть не задумывается об этом, думая, как и всякая власть, что будет править вечно, и что после нее наступит потоп. Что же, он вполне может наступить. Нас ждут отнюдь невеселые и очень жесткие времена.

Текст: Виктор Серов, специально для Контракты.UA

Оценка материала:

3.00 / 6
Апокалипсис-2020: какие события могут произойти в Украине в ближайшие 10 лет 3.00 5 6
Політика / Україна
19.05.2010 61500
Еще материалы раздела «Україна»