<
НОВИНИ ДНЯ: Коли пілоти, які вирушили на навчання до Британії, сядуть за штурвал F-16: відповідь Євлаша  Синоптики попереджають про сильні заморозки: де і коли суттєво знизиться температура  МВФ оцінив кількість населення України та дав прогноз на найближчі роки  Актив для інвестицій та платіжний інструмент. Що таке криптовалюта  Україну накрило сильне похолодання: де 19 квітня будуть дощі, сніг та заморозки  Чехія планує передати Україні півтора мільйона снарядів до кінця року, - прем'єр  ПАРЄ ухвалила сенсаційні рішення про Путіна, РПЦ та російські НПЗвсі новини дня
Бізнес
Економіка
13.09.2010 15627

Гадание на нефти: почему высокие цены на энергоносители — главная проблема российской экономики

«Мы заинтересованы, чтобы наши энергоносители хорошо продавались, и мы не заинтересованы в запредельно низких ценах на нефть. Но если говорить прямо, то $140 за баррель — это катастрофа для России, это уничтожение всех стимулов к развитию», — заявил Дмитрий Медведев на встрече с активом партии «Единая Россия» в конце мая 2010 года. Когда цены на нефть рухнули до 30 $/баррель, стимулы к реформам появились. Но реформаторская риторика быстро поутихла, стоило им подняться до 70–80 $/баррель.

 

Угнаться за ценой
На протяжении десяти лет до 2008 года российская экономика была одной из самых быстрорастущих в мире. Ежегодно ВВП страны увеличивался приблизительно на 7%, фондовый рынок вырос в 20 раз. Экспансия российского бизнеса за рубежом была впечатляющей. Стоимость иностранных активов 25 крупнейших корпораций РФ равнялась $50 млрд. Бурное экономическое развитие, подогреваемое кредитованием, позитивно отразилось и на благосостоянии населения: за последние десять лет зарплаты возросли втрое. Россию ставили в один ряд с самыми динамичными экономиками мира — Бразилией, Индией и Китаем.
По словам Сергея Гуриева, ректора Российской школы экономики, главным фактором, определившим мощь экономики, были высокие цены на нефть. Только за 2008 год они совершили скачок с 100 $/баррель в январе до 147 $/баррель в июле. Будущее воспринималось в розовом цвете — глава Газпрома Алексей Миллер спрогнозировал рост стоимости барреля нефти до $250 к 2010 году.
Но жизнь внесла свои коррективы. К концу 2008 года цены рухнули с 140 $/баррель до 40 $/баррель. Доходы России от экспорта нефти сократились по сравнению с 2008 годом в 1,6 раза — до $93,486 млрд (хотя в физическом выражении экспорт даже увеличился на 1,9%). Кроме того, РФ пострадала и от ослабленного глобального спроса на энергоресурсы. Впервые за 28 лет потребление энергоносителей в мире снизилось на 1,1%. России пришлось сократить добычу газа в 2009 году на 12,4%.
В том же году экономика упала на беспрецедентные для России 8%. Такого стремительного и глубокого падения, казалось бы, сильной экономики не ожидал никто. Профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини заявил, что Россия — лишняя в БРИК. «Если сравнить ключевые показатели экономик стран БРИК, то станет очевидно, что одно государство выбивается из ряда. Слабость экономики России, ее банков и корпораций, ранее скрывавшаяся за громадными доходами, полученными благодаря высоким ценам на нефть и газ, стала очевидной. Усугубляет положение России устаревшая инфраструктура, реваншистская политика и тяжелая демографическая ситуация», — объяснил экономист.
По крайней мере, половина экономического роста России обеспечивалась дорожавшими энергоносителями, которые в структуре экспорта страны занимают 60%. Выручка от продажи нефти и газа формирует около 50% доходов казны России. За последние несколько лет чувствительность бюджета к ценам на нефть (расчет цены, при которой бюджет становится бездефицитным) лишь увеличивалась, а вместе с ней и зависимость от мировой конъюнктуры.
По данным макроэкономического исследования Альфа-Банка, до 2006 года порог чувствительности находился на отметке в 25 $/баррель, в 2009 году — уже на 99 $/баррель, в 2011-м он повысится до 111 $/баррель. Существенное отклонение цен на нефть от порогового значения создает огромную дыру в бюджете, которую приходится перекрывать, в частности, за счет Резервного фонда, что и делали в прошлом году. Дефицит консолидированного бюджета РФ на начало 2010 года составил 2,427 трлн руб. (притом что на 1 января 2009-го бюджет России был в профиците). На латание дыр государство направило 2,965 трлн руб. из средств Резервного фонда (это 60% средств фонда). Но нефтяные деньги, влитые в экономику, лишь усилили влияние государства на нее.
Инвестиционная привлекательность России также была во многом связана с ожиданием роста цен на энергоносители. Дорожавшая нефть позволяла РФ легко привлекать деньги за рубежом — как прямые инвестиции, так и кредитные средства. Так, в начале 2007 года  общий внешний корпоративный долг страны составлял $260 млрд, а к апрелю 2008-го он почти удвоился. Но спрос на российские активы оказался непостоянным — цены на энергоносители начали падать, а вместе с ними и интерес к России со стороны иностранных инвесторов. Объем иностранных инвестиций в 2009 году по сравнению с 2008-м увеличился лишь на $6 млрд, в то время как в 2008-м — на $92 млрд.


Новый старый курс

России уже не раз приходилось мучительно переживать падение цен на энергоресурсы. Резкое снижение стоимости нефти в 1986 году сопровождалось экономическим кризисом и закончилось распадом СССР. Нефть, подешевевшая вдвое, стала одной из причин дефолта 1998-го.
В 2009 году власти заговорили о необходимости реформ. «Мы обязаны извлечь уроки из событий прошедшего периода. Ведь пока росли цены на нефть, были иллюзии, будто структурные реформы еще могут подождать и сейчас нужно воспользоваться теми ценами, которые сложились. В основном предпочтение было отдано форсированию роста старой, сырьевой экономики <...>. Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы. По моему убеждению, это вопрос выживания нашей страны в современном мире», — эту речь Дмитрий Медведев произнес всего полгода назад на Федеральном собрании.
Но кризис вроде бы пережит, Резервный фонд помог смягчить последствия неблагоприятной конъюнктуры на мировом рынке. Стоимость нефти вновь начала расти. Статус­кво восстановлен и необходимость модернизации экономики, похоже, может отпасть. Ведь прогнозы стоимости энергоносителей на будущий год в основном оптимистичные. В департаменте энергетики США прогнозируют, что она вырастет до $84 за баррель в 2011 году, а специалисты Goldman Sachs ожидают еще более солидного повышения цен — до $110 за баррель.
Лозунги о модернизации пока так и остались лозунгами. А первый заместитель главы Администрации президента РФ Владислав Сурков даже высказал новую «революционную» идею. На встрече с лидерами Российского союза промышленников и предпринимателей он заявил, что экономика может эффективно развиваться, будучи сырьевой: «Никакого сырьевого проклятия над Россией не висит. За рубежом добывающие отрасли являются самыми наукоемкими. Сырьевые компании вкладывают огромные деньги в разработки и исследования <...>. Поэтому вопрос в нашем собственном отношении: можно быть сырьевыми и отсталыми, а можно быть сырьевыми и эффективными».
Но, по мнению специалистов, Владислав Сурков несколько преувеличивает положительные стороны сложившейся экономической модели. «При высоких ценах на нефть Россия будет страдать от ресурсного проклятия. И вероятность реализации «сценария 70–80» велика», — пишут экономисты Сергей Гуриев и Олег Цывинский в исследовании «Россия после глобального экономического кризиса» (Институт международной экономики Петерсона). Если цены на нефть не опустятся ниже $70–80, российская элита предпочтет отложить реструктуризацию экономики. Это замедлит экономический рост, и РФ не сможет сократить отставание от развитых стран в ближайшие 10–15 лет.
Похоже, что после нынешних модернизаторских начинаний России в лучшем случае останется «инноград» в подмосковном Сколково — образцово­показательный проект власти по созданию современного научно-технологического комплекса.    

Текст: Елена Струк, Контракты


Оценка материала:

4.00 / 8
Гадание на нефти: почему высокие цены на энергоносители — главная проблема российской экономики 4.00 5 8
Бізнес / Економіка
13.09.2010 15627
Еще материалы раздела «Економіка»