<
НОВИНИ ДНЯ: Портников назвав причини, чому США нарешті проголосували за допомогу Україні  Байден у розмові з Зеленським дав дві важливі обіцянки: чого чекати Україні  Ми до кінця не розуміємо, що відбувається в Кремлі - РНБО  Мобілізація по-новому: чи створять "спецназ" для пошуку ухилянтів  Котлети з грибів — що може бути смачніше: рецепт від шеф-кухаря  Коли в Україні День матері 2024 року: історія та суть свята  Норвегія виділить мільярди на протиповітряну оборону України, - прем'єрвсі новини дня
05.10.2010 13587

Ни дна, ни покрышки: когда украинский авторынок оттолкнется от дна

Если судить по итогам продаж первых восьми месяцев, ситуация на украинском авторынке оказалась даже хуже, чем предполагали эксперты в начале года.

 

Тогда большинство операторов ожидали, что 2009-й станет чуть ли не худшим за всю историю отечественного авторынка: с показателем в 175,2 тыс. проданных авто и падением реализации почти на 75% год к году. Но, похоже, в 2010-м дилерам не удастся достичь даже такого результата.
«В 2010-м объем рынка легковых авто ожидается на уровне 155 тыс. единиц — почти на 5% меньше прошлогоднего показателя», — прогнозирует генеральный директор ДП «Авто Интернешнл» Елена Дунина. Впрочем, по ее мнению, если не учитывать провальных продаж января и февраля, спрос на новые автомобили в нынешнем году остался примерно на уровне 2009-го.
Спад реализации в первые месяцы года вызван теми же факторами, которые не дают рынку сейчас расти: повышением цен на авто в национальной валюте и так и не восстановившимся кредитованием.
В 2009-м многие дилеры распродавали остатки авто по стоковым ценам: иногда стоимость относительно новой иномарки (как правило, 2008 модельного года) почти не отличалась от докризисной цены в гривне. Деваться дилерам было некуда: не избавившись от стремительно устаревающих запасов, заказанных еще до начала кризиса, продавцы рисковали потерять долю рынка. Кроме того, издержки автосалонов в нацвалюте практически не изменились, а многие машины были завезены и растаможены еще по старому курсу 5,05 UAH/USD. Но к концу прошлого года дешевые авто закончились, а в продажу поступили модели, завезенные при курсе 8–8,2 UAH/USD, то есть более чем в полтора раза дороже. К весне курс опустился до нынешнего уровня в 7,9 UAH/USD, потребительские ожидания украинцев несколько улучшились и продажи пошли на лад.
Однако дальнейший рост спроса на авто застопорился отсутствием кредитования. Сейчас в кредит продается едва 10–12% машин, тогда как до кризиса доля кредитных авто иногда превышала 50% реализации. Последнее — неудивительно. Если в 2006–2008 гг. ставки по автокредитам составляли 15–16% в гривне и около 13% в долларах США, а предоплата зачастую составляла символические 10%, то сейчас кредит в нацвалюте можно получить разве что под 20% годовых, оплатив не менее 30–50% стоимости авто. Менее дорогие кредиты в валюте физлицам не доступны: мораторий на валютное кредитование действует до конца 2010 года и, скорее всего, будет продлен в 2011-м. Брать кредиты на таких условиях украинцы не рискуют. В итоге упомянутые выше 10–12% кредитных автомобилей приходятся в основном на собственные кредитные программы крупных автопроизводителей, ставки по которым могут составлять и 0% годовых, но только при условии оплаты половины стоимости покупки и сроке займа, не превышающем двух лет.
Тем не менее, по мнению многих дилеров, украинский авторынок уже миновал дно. «Начиная с 2011 года целесообразно закладывать темпы роста на уровне 12–15% в год», — считает Елена Дунина. Впрочем, даже при таком сценарии к объему продаж образца 2008 года, когда сограждане приобрели более 600 тыс. новых авто, отечественный авторынок в обозримом будущем не вернется. Даже по оптимистичному прогнозу аналитиков Авто Интернешнл, к 2014-му продажи новых автомобилей могут вырасти до 260 тыс. единиц, к 2015 году — до 300 тыс. Примерно столько же новых машин украинцы покупали в 2005–2006 годах.

Ирина Перевозченко «Контракты»

Оценка материала:

4.25 / 8
Ни дна, ни покрышки: когда украинский авторынок оттолкнется от дна 4.25 5 8
Бізнес / Ринки та компанії
05.10.2010 13587
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»