<
НОВИНИ ДНЯ: Сильні заморозки накриють Україну: де буде "мінус"   Військовий облік українців за кордоном: як оновити свої дані для ТЦК та що загрожує у разі відмови  Скільки українців можуть отримати право на новий статус у Чехії  Коли пілоти, які вирушили на навчання до Британії, сядуть за штурвал F-16: відповідь Євлаша  Синоптики попереджають про сильні заморозки: де і коли суттєво знизиться температура  МВФ оцінив кількість населення України та дав прогноз на найближчі роки  Актив для інвестицій та платіжний інструмент. Що таке криптовалютавсі новини дня
Політика
Україна
13.10.2010 15965

Пиррова победа: почему изменения в Конституцию дадут стране лишь мнимую стабильность

Отменив политреформу, власть обманула саму себя. И не потому, что существовавшая в течение шести лет модель была безупречной. Та модель, как и вся прежняя власть, стала заложницей конъюнктурных обстоятельств. Полностью раскрыть свои лучшие черты не получилось, зато сполна проявились самые худшие. А вот с жизнью при Конституции 1996 года страна знакома очень хорошо.

 

Вернув Украину в прошлое, Конституционный Суд превысил свои полномочия. Официально в стране — неизменная стабильность, но фактически — законодательный казус, формирующий будущие угрозы.

Отмена времени
Решение Конституционного Суда от 1 октября 2010 года напоминает поведение слона в посудной лавке. Опираясь на действительные нарушения при принятии политреформы (пресловутый Закон № 2222), то есть исходя из формально правильных посылок, КС вынес решение, превышающее его полномочия. Допущены как минимум три нарушения. Прежде всего, КС не может быть субъектом законодательной инициативы. Не в его компетенции отменять или вводить Основной закон. Но именно это и произошло. По сути, получился парадокс: Конституция была признана несоответствующей самой себе. Кроме того, Закон № 2222, давно ставший частью «тела» Конституции, извлекли из нее, что, выражаясь медицинской терминологией, повлекло обратную «мутацию» остального «организма». Наконец, этим решением Конституционный Суд противоречит своему же собственному решению 2008 года, когда он (но, естественно, в другом персональном составе) отказался проделать ту же операцию по представлению тогдашнего президента Виктора Ющенко.
Отмена реформы 2004 года через КС уподобила Виктора Януковича Виктору Ющенко. Парадоксально? На самом деле этот акт вполне можно сравнить с назначением третьего тура выборов шесть лет назад. Правда, в том случае суд был Верховным. Ну и что с того? Судебные пертурбации, с помощью которых президенты приходят к власти либо изменяют объем своих полномочий, становятся неотъемлемой чертой смены политических режимов в Украине. Конъюнктурность этих решений очевидна. В 2004, 2008 и 2010 годах высшие судебные инстанции страны действовали исходя из обстоятельств текущего момента. И действия 2004-го и 2010-го, и бездействие 2008-го равно могут быть объектом рассмотрения на предмет… соответствия Конституции. Любое из этих решений может быть оспорено — как только в очередной раз подует иной политический ветер.

Головокружение от успехов
Зачем это решение Виктору Януковичу, и без того обладавшему контролем над всеми ветвями власти? При ответе на этот вопрос нужно разделять мотивации самого главы государства и его ближайшего окружения. Эти мотивации могут как совпадать, так и отличаться. На данном этапе их желания совпали, что не гарантирует неизменного доминирования нынешней приближенной группы. Именно потому, что Виктор Федорович теперь максимально свободен от ограничений и обстоятельств. Зато степень интриг в доступе к «ушам» президента возрастает в несколько раз, что объективно обостряет борьбу внутри правящей группировки, какой бы длительной и подковерной эта борьба ни была.
Лично Януковичу отмена политреформы нужна по нескольким причинам. Первая из них — психологическая. Это один из последних и самых решительных ударов по болезненной памяти о позоре Майдана. Теперь память о 2004 годе и эпохе Ющенко формально убрана из законодательства. Власть вернулась на шесть лет назад и начинает «строить новую страну» по своим правилам. Виктору Януковичу, все­таки болезненно пережившему поражение 2004-го, было внутренне важно осуществить отмену законодательства, лишающего его все­властия. Может быть, он и не будет столь ужасным диктатором, как пытается изобразить оппозиция. Скорее всего, не будет. Никто из оппозиционных политиков не исчезнет, как в Беларуси, хотя некоторые и могут, как в России, показательно сесть, а кто­нибудь из олигархов — эмигрировать. Януковичу, в силу его менталитета, важно ощущение первенства в иерархии и предельно важно показать, что он не просто «первый среди равных», а Хозяин. Он — человек иерархии, системы «начальник — подчиненный». В такой системе не может быть иного хозяина (тем более — коллективного), кроме одного человека — Лидера.
Есть у Виктора Федоровича и политические мотивации. Максимальное усиление собственных полномочий делает его хозяином положения в случае, если внутри власти начнется брожение. Коалиция уже, по сути, является декорацией и фантомом. Но еще опаснее конфликты интересов внутри самой ПР. Янукович хочет обезопасить себя от возможного предательства соратников и пытается не стать жертвой манипуляций. Но захочет ли он и, главное, сможет ли действительно выйти изпод влияния группы Дмитрия Фирташа, которая, как считают многие политологи, ныне является его главной опорой? Если одна из мотиваций возвращения к монархическим полномочиям совпадает, то вот тут долгосрочные интересы Януковича и его нынешнего «ближнего круга» расходятся. Не для того политреформу так топорно «продавливали» через КС, совершая нарушение за нарушением.
Если Виктор Янукович действительно планирует становиться самостоятельным политиком, тогда, конечно, ему нужно побольше полномочий. Если же они необходимы просто для ощущения себя вершителем судеб, при фактической опоре лишь на одну олигархическую группу, тогда нас ждет не очень­то светлое будущее с максимальным усилением не только авторитарных тенденций и продолжением односекторной идеологической политики, но и влияния российского капитала на стратегические отрасли страны. Что, впрочем, наблюдается уже сейчас: достаточно приглядеться к историям с Запорожсталью и Мариупольским меткомбинатом, а также осознать нынешнюю и будущую роль российских Внешэкономбанка и ВТБ Банка в кредитовании Украины. И это только начало.
Так что мотивации президента и его окружения совпали лишь на нынешнем этапе. При этом, взяв на себя ответственность за состояние дел в стране, Янукович сделал достаточно смелый ход. И поэтому он становится максимально уязвимым для критики. Между тем реформы (вернее то, что ими называется) уже сегодня весьма непопулярны почти во всех слоях общества, что чревато угасанием фактического (а не придуманного) рейтинга партии власти и ее лидера. Хотя ядерный электорат он сохранит при любых раскладах. Прибавить сюда админресурс и постоянные аппаратные перестановки — и за два срока как минимум можно не беспокоиться.
Леонид Кучма тоже так думал… Судя по всему, основой властного стиля Януковича станет теперь тасовка кадров всех уровней (как «стрелочников») с одновременным «закручиванием гаек» в отношении всякой оппозиции (политической, идеологической, бизнесовой, журналистской), которую наш президент, в силу своего политического опыта, не очень­то уважает. Периодически он может также «по-царски» устраивать показательные «оттепельные жесты», например, сняв одиозного чиновника или выступив в защиту свободы слова.

Объяснить необъяснимое
Нынешнее решение Конституционного Суда сделало власть еще и смешной, позволив уличить ее не только в попрании закона, но и в непоследовательности. Нарушение базового принципа всякого законодательства, согласно которому закон обратной силы не имеет, уже заставляет новую власть выкручиваться в ответ на логичные вопросы: почему объем полномочий высших органов власти меняется, а срок этих полномочий — нет? Ну хорошо, местные советы теперь будут избираться на четыре года, так как выборы проходят после 1 октября. А парламент, Кабмин и президент? По идее, их новые­старые полномочия вступают в силу только со следующей каденции. Но нет: КС заявил, что Конституция-1996 действует «уже сегодня». Это означает, что и сроки, и объем полномочий просто обязаны быть приведены в соответствие. Если уж приводить в это самое соответствие, как настаивают Александр Лавринович и Николай Азаров, то тогда следует проводить досрочные выборы президента и ВР, а Кабмин «уже сегодня» перевести в статус «и.о.»
Но этого не происходит. Более того, имеется еще один неясный момент — «люфт» в полномочиях высших законодательных органов между 2012 и 2015 годами. Следуя предлагаемой Партией регионов логике, органы власти, избранные по Конституции 2004 года, должны работать в сроки и с полномочиями, предусмотренными этой Конституцией. Однако для парламента они заканчиваются в 2012 году, а для президента — в 2015-м.
Юристы от ПР считают, что второй проблемы не существует, ибо Конституция 1996 года уже работает и объем полномочий изменился автоматически. При неизменности сроков. Противоречие налицо, но его упорно не замечают. Возможно, лишь до того времени, пока обратить на это внимание не станет выгодно каким­либо весомым группам в той же ВР. И тогда в КС поступит новое обращение…

Парламент: все свободны
Теперь парламент, как ни удивительно, становится гораздо свободнее в своих действиях. Потеряв львиную долю ответственности, он превращается в форум и биржу множества больших и малых групп и фракций. Достаточно пятнадцати желающих — и фракция готова. Отмена императивного мандата еще более раскрепощает народных избранников. Коалиции теперь нет, и оттого цена и ценность голоса каждого депутата возрастают. Особенно при принятии законов, требующих конституционного большинства. Торг только усилится. И нелояльных к власти групп может оказаться неожиданно много. В первую очередь, за счет внутреннего брожения в Партии регионов. Если война кланов начнется, то начнется она с законодательных баталий по вопросам приватизации, займов, кредитов. Будут создаваться постоянные ситуативные коалиции по поводу выгодности того или иного закона. Что, разумеется, усложнит жизнь Виктору Януковичу. Тем более, результат парламентских выборов 2012 года может быть отнюдь не в пользу ПР. Да и к тому времени вполне могут появиться одиндва реальных кандидата на роль нового «освободителя», финансируемых опальными или просто отстраненными от реальных решений олигархами. Поводов-то для недовольства власть дала множество. И впереди — еще два года неизменного «улучшения жизни». Так что всем оппонентам нового монарха будет выгодно использовать нарастающую протестную волну.

Павел Серов, «Контракты»

Оценка материала:

3.00 / 5
Пиррова победа: почему изменения в Конституцию дадут стране лишь мнимую стабильность 3.00 5 5
Політика / Україна
13.10.2010 15965
Еще материалы раздела «Україна»