<
НОВИНИ ДНЯ: Актив для інвестицій та платіжний інструмент. Що таке криптовалюта  Україну накрило сильне похолодання: де 19 квітня будуть дощі, сніг та заморозки  Чехія планує передати Україні півтора мільйона снарядів до кінця року, - прем'єр  ПАРЄ ухвалила сенсаційні рішення про Путіна, РПЦ та російські НПЗ  Україна отримає перші снаряди від чеської ініціативи пізніше, ніж очікувалося: нові терміни  Сніг не лише в Карпатах. Синоптик дала прогноз на 19 квітня в Україні  Коли фронт відчує американську допомогу? Оптимістичний і песимістичний сценаріївсі новини дня
20.03.2008 37251

Серные будни. Почему умерла «Сірка» — одна из крупнейших серодобывающих компаний мира

Одна из крупнейших серодобывающих компаний мира умерла из-за недостатка энергоресурсов — газ слишком дорогой, а ТЭЦ очень далеко.

Владимир Марциновский, Контракты 

История госпредприятия «Сірка» начинается с 1969 года, когда в Яворивском районе Львовской области была начата экспериментальная добыча шестнадцатого элемента таблицы Менделеева. В Москве было принято решение о начале масштабного строительства в этом малозаселенном и относительно пустынном районе. За несколько лет был создан технологический комплекс стоимостью около 3 млрд руб. для добычи и переработки серы открытым способом и методом подземной выплавки. Для 18 тыс. рабочих и их семей был построен город Новояворовское (в феврале 2008-го переименован в Новояворовск).


Хищнические методы добычи испортили живописный пейзаж

Партийные функционеры спешили: стране не хватало серы, которая используется более чем в половине отраслей, так или иначе связанных с химпромом. Потребности СССР в этом минерале составляли 6 млн т в год — даже с введением мощностей «Сірки», производившей до 1,5 млн т, страна вынуждена была импортировать 3 млн т серы.

В мире прослеживалась четкая тенденция увеличения добычи серы. Экономисты прогнозировали устойчивый дефицит. В Украине тогда функционировало три серных карьера: Роздольский, Подорожненский, Яворовский, а также скважинный рудник. В Польше действовали карьер Махув и два рудника подземной выплавки серы, строился крупнейший в мире рудник подземной выплавки Osek. Американская компания Freeport заканчивала сооружение платформы для фраш-рудника в Мексиканском заливе.

В условиях дефицита Союз был готов платить любую цену за 16-й элемент: экономическая эффективность добычи не просчитывалась, предприятие было «планово-убыточным». Деталям внимания также не уделяли: в районе не построили даже приличную ТЭЦ для обогрева жилья и производственных помещений. А она, как оказалось, могла бы впоследствии помочь предприятию выжить.

Медленная смерть

Но неожиданно яворовская сера стала ненужной. Причиной кризиса был разрыв производственных связей во время развала СССР. Казимир Преслицкий, директор Новояворовского государственного горно-химического предприятия «Сірка», рассказывает, что сразу после обретения Украиной независимости было прекращено дотирование добычи серы из союзного бюджета. Все отрасли промышленности оказались в состоянии стагнации. Украинские потребители серы и серной кислоты (металлургические заводы, предприятия по производству минеральных удобрений и пр.) вынуждены были остановиться. Даже сейчас потребности отечественной промышленности в товарной сере оцениваются порядка 500 тыс. т в год. А на заре независимости и того меньше.

В то же время стало известно о разработках нового метода добычи серы при очистке природного газа. Этот метод уже начали внедрять в промышленное производство в Северной Америке. На рынке возникла паника. Канадские газоочистные заводы, накопившие несколько миллионов тонн серы в блоках, стали продавать ее по цене, едва окупающей затраты по доставке до порта Ванкувер. Цена серы упала с $100-150 до $25-30 за тонну. В России цену «сбили» заводы в Астрахани и Оренбурге, продававшие товарную серу на внутреннем рынке по 12 $/т.

В результате работа всего комплекса стала убыточной. «Сірка» снизила объемы добычи в несколько раз, чтобы не наращивать долги (в частности, по зарплате). Сразу же отказались от наименее рентабельного — карьерного — способа, приносившего СССР до 50 руб. убытка на одной тонне. Были сокращены объемы добычи методом подземной выплавки. Массово не выплачивались зарплаты.

То же происходило на аналогичных предприятиях и в других странах — США, Мексике, Польше. Особую актуальность проблема приобрела с удорожанием природного газа, необходимого для разогрева воды при подземной выплавке серы. Впрочем, в польском городе Тарнобжеге смогли обойтись без газа — там воду разогревают на местной ТЭЦ. Таким образом наши соседи развенчали миф о нерентабельности добычи серы методом подземной выплавки. Но перенять польский опыт на Яворовском месторождении не могли — в радиусе нескольких десятков километров не было ни одной ТЭЦ.

Сразу закрыть «Сірку» означало лишить работы 18 тыс. человек. «Несколько десятилетий предприятие было бюджетообразующим в районе. Решиться на закрытие было очень сложно», — вспоминает Богдан Гельнер, заместитель председателя Яворовской райадминистрации. Но все понимали, что максимум, на что можно надеяться, — продление агонии.

Реаниматоры из зоны

Депутат Львовского облсовета Зеновий Бермес вспоминает, что в 1999 году была сделана попытка реанимировать предприятие —Яворов был объявлен свободной экономической зоной. Главное, что «в нагрузку» со сводом законов по СЭЗ «Сірка» получила газ по льготной цене $38 за 1 тыс. кубометров (что вывело добычу на минимальный уровень рентабельности). Таким образом удалось продлить работу предприятия почти на шесть лет. Однако в 2005 году эта преференция была ликвидирована, и предприятие окончательно умерло.


Нажмите, чтобы увеличить

Целью создания СЭЗ была не только реанимация «Сікри», но и экономическое развитие всего региона. «Расположение района позволяет развивать приграничную и транспортную инфраструктуры», — отмечает Зеновий Бермес.

До появления СЭЗ иностранные инвесторы в Яворове были редкостью. Но льготный режим сделал свое дело: сюда вначале потянулись предприниматели средней руки из соседней Польши, а затем и из других стран ЕС. Специальный режим инвестиционной деятельности позволил впервые в Украине создать на территории комбината «Сірка» транспортно-складской комплекс (ТСК) для продуктов коксохимической промышленности. Пек — конечный продукт фракционной перегонки каменноугольной смолы — до сих пор не перевозили в автомобильных цистернах-термосах, используя железнодорожный транспорт. ТСК отправляет этот продукт в страны Евросоюза и СНГ в автоцистернах.

Кроме ТСК, на территории умершего предприятия начали работать типография «Цветной мир», ДП «Холгер Крістіансен Продакшн Україна» (авторемонт) и химпредприятие «Бохем-Буд».

За два года существования СЭЗ было создано 72 новых фирмы, а объем инвестиций составил $350 млн. В начале 2005 года Яворовская СЭЗ была лидером в стране по количеству привлеченных иностранных инвестиций ($65,77 млн) и созданных рабочих мест (7,2 тыс.). Кроме того, Яворов является одной из трех отечественных СЭЗ, в которых платежи в бюджет превышают сумму условно начисленных льгот. Таким образом, территория, оказавшаяся в депрессии после закрытия бюджетообразующего предприятия, получила шанс на выживание. Впрочем, с ликвидацией приоритетного режима инвестирования многие инвесторы прекратили свой бизнес. Но это уже другая история.

Экологи поневоле

Эксперты признают, что добыча серы на Яворовщине велась хищническими методами. Если бы не погоня за высокими производственными показателями, можно было бы избежать экологической катастрофы. Добыча нанесла непоправимый ущерб окружающей среде: почва неплодородная, а в воздухе до сих пор ощущается специфический запах. Возникла необходимость ликвидации негативных последствий и восстановления нарушенных горными работами земель, площадь которых превышала 100 кв. км.

Горное законодательство предусматривает после закрытия предприятий приведение нарушенных земель в состояние, безопасное для людей и имущества и пригодное для использования в народном хозяйстве. Именно этим сейчас и занята оставшаяся тысяча сотрудников «Сірки».

Основные проблемы — ликвидация карьеров и проблемы с подземными пустотами, образовавшимися после подземной выплавки. Чтобы предупредить затопление подземными сероводородными сливами, польские специалисты, например, спроектировали отсыпку на дне карьера Махув глиняного экрана толщиной 25 м, а также предусмотрели систему скважин для осушения карьера. На осуществление проекта было выделено $200 млн. Работы начались в далеком 1993 году, а затопление карьера произошло только в 2006-м.

Первые проекты ликвидации серных карьеров в Украине были аналогичны западным, однако необходимых для их осуществления денег в стране попросту не было. Предприятиям выделялись лишь средства на «поддержание экологического равновесия», но практически все они уходили на откачку воды из карьеров. Из Яворовского карьера ежесуточно откачивали больше 100 тыс. кубометров воды.

Этот процесс сопровождался целым букетом негативных экологических последствий: сбросом в реки минерализованной сероводородной воды, выбросами сероводорода в атмосферу, карстово-суффозионными провалами и истощением запасов питьевых подземных вод.

Специалисты утверждают, что засыпка карьеров связана с огромными затратами, которые никогда не окупятся, и единственно возможным решением является превращение выемок в озера. Недавно разработанный проект закрытия производства уже начали реализовывать. Он требует немалых капиталовложений, но уже через пять лет новояворовский карьер может стать зоной отдыха. Здесь создано искусственное озеро площадью 750 га с проточной водой, что позволяет не превышать допустимую норму серы (в небольшой концентрации она оказывает лечебный эффект).

Сейчас государство ежегодно выделяет 6 млн грн для рекультивационных работ на Яворовщине. В Польше есть подобный опыт инвестиций в рекреационную отрасль на месте отработанных карьеров, но в Яворовщину бизнесмены вкладывать деньги пока не торопятся.

Корень бед

Впрочем, есть мнение, что предприятие не стоило закрывать. В Польше, например, до сих пор успешно занимаются подземной выплавкой серы. Казимир Преслицкий рассказывает, что там теплоносителем является не газ, из-за дороговизны которого в конце концов и было закрыто предприятие на Львовщине, а пар от местной ТЭЦ. Опыт поляков показывает, что при таком подходе можно добиться экономической эффективности. Однако, как уже отмечалось, в пределах района ТЭЦ нет.

Если бы при создании «Сірки» партийные чиновники задумывались об энергосбережении, предприятие могло бы работать и до сих пор. «Чтобы добыча серы стала экономически оправданной, нужно использовать совершенно другие механизмы хозяйствования, нежели те, что были при СССР», — резюмирует г-н Преслицкий.

В то же время Богдан Гельнер отмечает, что с истощением запасов нефти и газа Яворовское месторождение еще можно будет использовать. Так что точку в этой истории ставить рано.


Памятка горного мастера

Производство товарной серы методом подземной выплавки

В конце позапрошлого века на юге Соединенных Штатов были открыты богатейшие месторождения серной руды. Но подступиться к пластам было непросто: в шахты (а именно шахтным способом предполагалось разрабатывать месторождение) просачивался сероводород и преграждал доступ к сере. Кроме того, пробиться к сероносным пластам мешали песчаные плывуны. Выход нашел химик Герман Фраш, предложивший плавить серу под землей и через скважины, подобные нефтяным, выкачивать ее на поверхность (температура плавления серы сравнительно невысокая — меньше 120°С). Впервые таким образом начали плавить серу в 1890 году.

Добыча серы происходит следующим образом. Две трубы, одна в другой, вставляются в толщу породы. В пространство между трубами подается перегретая вода и по нему идет в пласт. А по внутренней, обогреваемой со всех сторон трубе поднимается расплавленная сера. Современный вариант установки Фраша дополнен еще одной — самой узкой трубой. Через нее в скважину подается сжатый воздух, который помогает поднять расплавленную серу на поверхность. Одно из основных достоинств метода Фраша в том, что он позволяет уже на первой стадии добычи получить сравнительно чистую серу.

670 млн т — максимальный достигнутый объем производства товарной серы методом подземной выплавки, существовавший в компании «Сірка».

70 руб. СРСР за т — себестоимость производства товарной серы путем подземной выплавки.


Памятка горного мастера

Производство товарной серы открытым способом

Шагающие экскаваторы снимают пласты пород, под которыми залегает руда. Взрывами рудный пласт дробят, после чего руду отправляют на обогатительную фабрику, а оттуда — на сероплавильный завод, где из концентрата извлекают серу.

10 млн т руды — мощности по добыче серы открытым способом, применявшимся компанией «Сірка».

1,3 млн т  — максимально возможный объем производства товарной серы открытым способом, существовавшим в компании «Сірка».

830 млн т  — максимальный достигнутый объем производства товарной серы открытым способом, использовавшимся компанией «Сірка».

120 руб. СССР за т  — себестоимость производства товарной серы открытым способом.


Цена вопроса

3 млрд руб. СССР — ориентировочная стоимость имущественного комплекса компании «Сірка» в 1991-м.

750 млн руб. СССР — ориентировочная стоимость обогатительной фабрики и сероплавильного цеха.

6 млн грн — средства, выделенные Украиной на закрытие НЯГГХП «Сірка» в 2008-м.


Все для страны

6 млн т — потребности СССР в товарной сере.

3 млн т — собственное производство СССР товарной серы.

1,5 млн т — максимальный объем производства товарной серы компанией «Сірка» (конец 1970-х гг.).

500 тыс. т — потребности Украины в сере в настоящее время.

15 тыс. т — собственное производство серы Украиной на мощностях НПЗ.
 

Оценка материала:

3.25 / 8
Серные будни. Почему умерла «Сірка» — одна из крупнейших серодобывающих компаний мира 3.25 5 8
Бізнес / Ринки та компанії
20.03.2008 37251
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»