НОВИНИ ДНЯ: Байден опинився по один бік із Путіним: Bloomberg про помилкові кроки Білого дому  Ситуація на східному фронті значно погіршилася – The New York Times оприлюднила три ключові проблеми України  Бити, поки не зрозуміють: Воллес назвав єдиний варіант протидії ударам РФ та Ірану  Заморозки і не тільки: синоптики розповіли про погоду у найближчі дні  Комітет розвідки США після секретної наради закликав негайно забезпечити допомогу Україні  Скільки Україні треба мобілізувати людей: американський генерал назвав цифру та умову  У Путіна зробили нову заяву про "олімпійське перемир'я", яке просуває Макронвсі новини дня
 Павел Серов 30.11.2010 13811

Сила и бессилие Майдана: почему акции предпринимателей могут закончиться лишь частичной победой

Сравнивать нынешний Майдан с 2004 годом некорректно. Нынешний Майдан – это протесты именно эпохи Януковича, протесты 2010 года, которые возможны только стране «вертикали власти» и «стабильности», президентского всевластия и коллективной безответственности.




Их возникновение – шанс на то, что общество не проглотит жесткую модель неолиберального капитализма образца столетней давности, которую прописали ему правящие группировки. Однако протесты малого и среднего бизнеса не могут завершиться полноценным успехом. Потому что под этим успехом каждая из митингующих групп понимает разное. Для кого-то единственной целью является самая достижимая – президентское вето. Для кого-то – смена политической системы.

Политика тянет на дно
Сценарий развития нынешнего предпринимательского бунта далек как от однозначно оптимистического, так и пессимистического сценариев. Смены режима сейчас не добиться - не для того эти ребята пришли во власть, и планируют удержаться в ней надолго. Ради этого они готовы идти на частичные уступки, вносить раскол, организовывать провокации, применять силу – вариантов множество. Они не готовы только к одному – поступиться властью и влиянием. И не готовы признать свою слабину.
При этом сдать кого-то из своих, сделав его «крайним» – это как раз в их традициях, и слабиной не считается. Отдать кого-то из потенциальных «смертников» (Тигипко, Азарова, Бродского) на растерзание негодующей толпе – обычное явление при разных бунтах и революциях. Часто народ, получив искупительную жертву, удовлетворялся и затихал. Так что возможные кадровые перестановки по итогам протестов – как раз в традициях индустриального феодализма, насаждаемого ныне в Украине. Но иное дело – признать правомочность народа решать собственную судьбу. Этот принцип власть отвергает.
Приходится признать – последние десятилетия ни одна власть на наших землях не была целиком и полностью отвечающей интересам народа. Дольше всех таковой прикидывалась советская власть, и то потому, что имела слишком много условий для успешного функционирования: тотальную политическую лояльность, замалчивание экономических, социальных и национальных проблем, закрытость страны, аппарат пропаганды и т.д. Ни одним из этих орудий воздействия на массы вертикаль Януковича полноценно не обладает. Нефтедолларами, по примеру России – тоже. Опытом успешного удержания страны в постсоциализме, как в Беларуси - тоже. Опытом успешных реформ, как в Грузии – также. У нее нет ничего, кроме наглости и самоуверенности. Нынешний Майдан щелкает ее по носу. И то, что на этот раз митингуют представители целого социального слоя, доказывает: классовые проблемы в нынешней Украине не решены. Переходный период паразитирования на советских ресурсах заканчивается. Необходима смена системы. Но она начнется явно не сейчас. Предприниматели смогут добиться с большой вероятностью ветирования Налогового кодекса и его частичного пересмотра, а также возможного показательного наказания некоторых персон. Но это будет верхом уступок со стороны власти. Никаких политических требований она выполнять не будет. Призывающие к выборам и тотальным отставкам – либо фанатики, либо манипуляторы. И тех, и других, с майданов Киева и иных городов нужно гнать. Он тянут протестную акцию к поражению.

Плюсы нынешнего бунта
Плюсы обычно отмечают мало: на фоне неверия в результативность протестов, равнодушия или откровенно отрицательного отношения к митингующим «лавочникам» позитив заметить трудно. А он есть. Прежде всего, первый позитивный момент – сам факт того, что люди со всей Украины решили бороться и начали действовать. Смогли соорганизоваться и приехать в столицу. В регионах акции проходили синхронно с киевскими, а иногда и предшествовали им. Были они не менее многолюдными и даже радикальными (показательной стала попытка штурма Хмельницкой обладминистрации с выломанными дверями и губернатором, бежавшим через черный ход). Акции проходили и проходят по всей территории страны, от Донецка до Львова. Люди показывают готовность бороться, причем в длительной перспективе. Они не готовы молча страдать и выживать в одиночку, хотя реально и протестует только треть мелкого бизнеса и около четверти среднего. Но ведь есть еще и неформальная помощь – средствами, транспортом, организационно-правовая. Все это есть. И это – первый позитивный опыт, который показывает нынешняя борьба.
Позитив второй – протестующим удалось сразу показать свое отношение к явным провокаторам и манипуляторам, а также к большинству политиков, которые просто не вписываются в их представлении о «слугах народа». В Киеве с позором выгнали со сцены скандального депутата Олега Ляшко, главных полит-стриптизерш страны «Фемен», достаточно неприветливо отнеслись к гламурной оппозиционности Яценюка, и тем более не повелись на страстные призывы Тимошенко. Отношение к поднимавшимся на трибуну – индикатор настроения народа. Да, это всего лишь часть народа. Но мелкий и средний бизнес тем и показателен, что в нем могут быть выходцы из всех традиционных слоев и возрастов общества – крестьян, рабочих, бюджетных работников, интеллигенции, молодежи, пенсионеров. В регионах соответственно посылали в том же направлении местных политических сумасшедших, «профессиональных революционеров» и провокаторов. Коллективный разум митингующих оказался способным отделить зерна от плевел. Конечно, только частично, так как услугами народных депутатов они все-таки пользуются - и на переговорах, и при защите палаточного городка. Но в целом ни одна политическая фигура и партия не вызывают доверия масс. Это тенденция, диагноз и приговор всем власть предержащим.
Третий плюс нынешних протестов – Налоговому кодексу, впервые в новейшей истории, удалось реально объединить страну. Единение это временное, ситуативное, так как каждый при этом остается при сумме своих идеологических представлений и мнений о будущем Украины. Но теперь не только самим митингующим, и всей стране стало ясно: когда пытаются отнять средства к существованию, и даже саму надежду на самореализацию и самостоятельность, люди могут объединиться даже в нашей расколотой стране. Очень тревожный звонок для власти. Он доказывает, что общеукраинское протестное движение может состояться.
Плюс четвертый – значительная часть активного населения, имеющего средства и мозги для того, чтобы эти средства заработать, разочаровалась во власти. Пока еще это разочарование не вышло за пределы жалобы царю на плохих бояр, но то, что уже все бояре плохие - и находящиеся во власти, и пребывающие в оппозиции – прозрение. Тигипко и Тимошенко, Азаров и Бродский, Клюев и Яценюк оказываются в одной лодке недоверия.
Остается Янукович. Наверное, и он бы выпал из нее, если бы не наличие у него права вето. Сейчас это вето большая часть протестующих требует от него уже не как акта доброй воли великодушного правителя, а как единственно возможный ответ на требования народа. Конечно, при этом многие, в особенности из базовых регионов поддержки главы державы, продолжает верить в харизму Януковича. Но я бы сформулировал эту веру иначе – веру не в доброго, а в здравомыслящего царя. Потому что Ющенко, к примеру, во многом пал в глазах людей, как человек, уклонявшийся от ответственности, стремящийся не за что не отвечать, и в целом непредсказуемый персонаж. Падение Януковича, чей образ строится как раз на вроде бы противоположных чертах, будет еще быстрее и громче, если он не прислушается к требованиям протестующих или прислушается к ним лишь формально.
И плюс пятый. Конкретизирую мысль о президенте. Ему более не удается отсидеться за спинами своих подчиненных, наслаждаясь самим фактом монархических полномочий. Момент, когда нужно применить власть не для того, чтобы додавить и переломать, а проявить готовность к компромиссу и здравый смысл, для Януковича настал. Призрак Майдана преследует его. Если он не нащупает правильный курс в отношении недовольных социальных групп, кредит доверия к нему. Особенно с учетом предстоящих Трудового, Жилищного и Таможенного кодексов, будет таять с каждым днем. Вывод о невозможности легитимным путем оказаться на второй каденции напрашивается сам собой.

Недостатки нынешнего бунта
Большинство минусов – по сути, болезни роста и издержки украинской политической реальности. Первым минусом нужно назвать отсутствие сплоченности в рядах митингующих. Это опасно, прежде всего, потому, что этим успешно пользуется власть, практикуя метод «разделяй и властвуй». Это плохо и потому, что сказывается на выдвижении итоговых требований. Но отсутствие координации, в то же время, позволяет движению сохранять свою идентичность. Не давая оседлать себя политикам, предпринимательские протесты способствуют росту самосознания митингующих.
Здесь виден второй недостаток протестов. Они уже стали по факту и по сути политическими, хотя по форме остаются экономическими. Но и здесь от только что родившегося движения, переживающего начальный этап, и ведущегося, как для этого этапа, достаточно эффективно, требовать революционного настроения бессмысленно и глупо. Движение предпринимателей в своем нынешнем виде - такое, каким и должно быть в условиях Украины Януковича. Оппозиция дискредитирована, и по большей части, виновна в этом сама. Власть теряет доверие, но сохраняет влияние на силовые структуры, суды и бюрократию. Власть больше никогда не будет иметь такой кредит доверия, как весной и летом, ее дискредитация уже происходит.
Мелкая и средняя буржуазия могут быть одной из частей общего контрсистемного бунта. Одной из самых активных, обозленных и уже имеющих опыт борьбы. Но гнать людей на баррикады, требуя от них свергать режим – по меньшей мере, провокация.
Минус третий. Предприниматели не могут определиться с конечными целями своей борьбы. Это утверждение и наблюдение вытекает из предыдущего. Часть погрязает в невыполнимых политических требованиях, часть борется за поблажки исключительно своему виду бизнеса, часть старается держаться середины. Вот это-то и погубит движение в его нынешнем виде, но оно же обновит его и заставит организоваться на новых основах. Возможно, с новыми лидерами, если нынешние дискредитирует себя.
Минус четвертый. Говорят, что Майдан как форма протестов устарел, и нынешний является пародией на 2004 год. Хватит вспоминать 2004 год! Еще недавно вообще казалось, что в 2010-м никаких протестов и никакого сопротивления быть не может. Но конец года приносит нам Тягнибока и бунт предпринимателей. Это ли не свидетельство того, что стабильность не стала абсолютной, что в ней есть «окна» нестабильности, и заложить их кирпичом не удастся. Эти окна нужно только расширять, отвоевывая отнятое пространство для коммуникации «власть – народ». Правящие группировки слишком рано и откровенно открыли свои намерения, чтобы не быть наказанными за свое неразумие. Они могут победить, и, судя по всему, победят нынешние протесты, но не остановят их рост.
Аналогии с Майданом шестилетней давности не может быть хотя бы потому, что тогда требования были иного рода, потому что их поддерживали все слои общества, а также потому, что тогда было слепое доверие к части политиков и принималось финансирование со стороны этих политиков. Ни одного их этих факторов сейчас нет.
И минус пятый. Говорят о том, что требования предпринимателей разобьются о провокации, о внутреннюю слабость, о невозможность и нежелание длительно бороться и идти на радикальные экономические меры. К числу таковых относятся, к примеру, отказ платить налоги, намерение изъять средства у банков, принадлежащих авторам Налогового кодекса и связанным с ним олигархам, саботировать продукцию предприятий этих олигархов и т.д. Сюда же относят мысль о том, что не налаживается коммуникация с иными слоями населения, которые также очень скоро пострадают от Трудового и Пенсионного кодексов – с пролетариатом, в первую очередь, с менеджерским корпусом (он же – офисный планктон), с организациями пенсионеров, с молодежью и т.д. Это верно, но это все - болезни роста в Украине, где традиционно каждый исповедует принцип «хаты с краю» и стремится приспособиться. В самом протестном движении, как видим, участвует лишь часть мелко-средней буржуазии. Куда им пролетариат еще поднимать! Но зерна сомнения уже посеяны. Нынешние акции несут, в том числе, и знакомый посыл: «Люди, будьте бдительны!» Власть беспрерывно разрабатывает планы по наступлению на ваши права.

Пролог к постоянной борьбе
Нынешний Майдан – не новая революция. Но и не фарс. Это протесты отдельного, важного в социально-экономическом плане, слоя общества. К тому же, ни в какой революции не участвует все население. Всегда есть приспособленцы. Единого взрыва народного гнева также не будет – сказываются социальные и культурные различия. В 2004 году требования социального и идеологического характера удалось объединить. Тем те события и уникальны. Сейчас ситуация иная, и более сложная. На юго-востоке вообще нет силы, альтернативной Партии регионов. Однако к 2012 и 2015 годам ПР рискует и там остаться без реальной, а не админресурсной и силовой, поддержки. Если будет вести себя в том же духе.
Если же она пойдет на хотя бы частичные уступки, то и это будет для нее чревато. Ибо станет признаком слабости «партии-монолита» и угрозой для имиджа «парней без страха и сомнений». Нет ничего хуже, чем декларировать силу, а затем начинать проявлять слабость и уступчивость. Идя на переговоры с митингующими и смягчая Налоговый кодекс, власть активизирует настроения толпы. Полагаться же на грубую силу власть уже не сможет – потому что Янукович не собирается закрывать, пусть и формально открытые, двери в Европу. Площади Тяньаньмэнь у нас не будет.
Украинцы по-прежнему будут выживать и протестовать разобщенно. Но они уже стали едины в одном – в недоверии к власти. И еще – нынешние протесты показали, что мы все-таки – не Россия. Нас даже не прикармливают, перед тем как стричь. И потому мы быстрее лишимся наших иллюзий. Вертикаль власти царской России, СССР или королевской Франции также казалась нерушимой. Народ терпел. Но однажды ему не хватило хлеба…

Оценка материала:

4.43 / 7
Сила и бессилие Майдана: почему акции предпринимателей могут закончиться лишь частичной победой 4.43 5 7
Бізнес / Податки та право
 Павел Серов 30.11.2010 13811
Еще материалы раздела «Податки та право»