НОВИНИ ДНЯ: "Пасха" чи "Великдень", "куліч" чи "паска": як говорити правильно  Українські інженери розробляють бойовий підводний човен, який стріляє торпедами  Головне із нового закону про мобілізацію: відповіді на питання, які хвилюють багатьох українців  Де в Україні похолодає. Синоптик дала прогноз на 18 квітня  Відстрочка від мобілізації для студентів і викладачів: хто має право – повний перелік  У складі ЗСУ з'явиться нова окрема штурмова військова частина  Синоптики попереджають про негоду 18 квітня: де будуть грози, мокрий сніг і "мінус"всі новини дня
Бізнес
Економіка
31.03.2008 101181

Спецпроект «Личные финансы». Как стать MLMиллионером

Миллионы, которые обещают своим партнерам финансовые MLM-компании, реально могут заработать только их создатели. За полгода подработки в финансовой корпорации IntWay банковский клерк Андрей Трещилов заработал $600. Несмотря на обещания IntWay быстро разбогатеть, его бизнес идет с трудом, объем продаж невелик.

Елена ШКАРПОВА, Виктория РУДЕНКО, Контракты
Коллаж Сергея ГЕТУНА

 
За полгода подработки в финансовой корпорации IntWay банковский клерк Андрей Трещилов заработал $600. «Моя задача — рассказать знакомым и друзьям о продуктах IntWay и продать их. С каждой покупки получаю $60», — рассказывает Трещилов. Несмотря на обещания IntWay быстро разбогатеть, его бизнес идет с трудом, объем продаж невелик. Андрей Трещилов подумывает уйти из компании: доход от сделок едва покрывает расходы на телефонную связь, организацию презентаций и поездки.

«Инвестируйте в компанию $300, постройте собственный бизнес и заработайте миллион долларов» — таков слоган финансовой корпорации IntWay, на который купился Трещилов. Образец для подражания — бывший военный Олег Пермяков, житель Севастополя. За год работы в IntWay Пермяков дослужился до вице-президента компании. Предприниматель, все члены семьи которого работают в IntWay, утверждает, что недавно купил апартаменты на Солнечном берегу в Болгарии (жилье в этом регионе в среднем стоит $80-100 тыс.).

IntWay — инвестиционная компания, продвигающая свои услуги с помощью многоуровневого маркетинга (MLM). Для финансового рынка это относительно новая схема ведения бизнеса. За последний год в странах СНГ засветилось более десяти таких компаний. Некоторые из них на поверку оказываются финансовыми пирамидами с явными признаками мошенничества. В России в 2006-2007 гг. лопнули по меньшей мере две инвестиционных MLM-компании: «Золотая Лига» и «Гарант Кредит».

Новое, забытое

Продукция IntWay World Corporation — набор инвестиционных и интернет-услуг. Компания предлагает клиентам разместить свои товары в интернет-магазине, сконструировать по шаблону сайт, торговать на электронной фондовой бирже, вложить деньги в паевые инвестиционные фонды IntWay, поучаствовать в ипотечной программе (построена по принципу кредитного союза), перевести деньги по внутренней платежной системе, разработанной специалистами компании. Приобрести все эти услуги можно только общим пакетом, который оценивается в $300. Договор с покупателем заключается на один год, пролонгация стоит $150.

Покупатель пакета услуг получает статус партнера корпорации и имеет ряд привилегий. Например, в помощь начинающему предпринимателю предоставляется онлайн-офис (собственная страничка в интернете со встроенной мини-бухгалтерской программой, с помощью которой можно подсчитать расходы, доходы, продажи и пр.), личный блог на сервере IntWay, участие в семинарах, обучающих продвижению услуг IntWay и азам предпринимательского дела.

IntWay позиционирует себя как универсальный помощник инвестора и бизнесмена: можно зарабатывать на предложенных инвестиционных инструментах или стать продавцом услуг компании и получать комиссионные за вербовку новых партнеров IntWay. «Инвестиционные инструменты IntWay, по признанию моих коллег, приносят высокий доход. Впрочем, лично я зарабатываю на продаже партнерских пакетов», — рассказывает Сергей Белоконь, партнер IntWay и один из киевских лидеров продаж в фирме. Сергей уверяет, что доход от «структуры» (подключения новых участников к IntWay) обеспечивает ему безбедное существование: единственное место работы Белоконя, по его словам, — корпорация.


Большинство MLM-компаний работает по принципу финансовой пирамиды

Торговцы на бирже IntWay утверждают, что на фондовой платформе компании им удавалось заработать до нескольких тысяч долларов прибыли в день. На сайте IntWay значится, что на ее площадке торгуют акциями крупнейших мировых компаний — Microsoft, Alcatel, Google и т. д. IntWay — единственная фирма на территории Украины, предлагающая интернет-трейдинг — торговлю ценными бумагами на электронной фондовой бирже. Высокую прибыльность операций в виртуальном мире IntWay можно объяснить большими спредами акций (разницей между ценой на покупку и продажу) — для некоторых бумаг до 20-30%. Например, акции American Express на площадке IntWay можно купить по $57, продать — по $62,5 (спред — почти 10%). «Стандартный спред по акциям западных компаний — 0,5-1%», — сомневается в реальности площадки IntWay аналитик крупного украинского инвестбанка и предполагает, что на платформе IntWay торгуют не настоящими акциями, а виртуальными. В частности, акции ВымпелКома на торговой платформе IntWay можно купить по $77 за штуку. При этом на Нью-Йоркской фондовой бирже бумаги российского мобильного оператора котируются в диапазоне $25-30 — до $77 стоимость акций никогда не доходила. По словам аналитика, это означает, что площадка не имеет выхода на настоящий фондовый рынок. Соответственно, существует большой риск для торговцев потерять все инвестиции, если организаторы площадки сбегут с деньгами инвесторов.

Другой инструмент потенциального заработка, который предлагают в IntWay, — инвестиции в паевые инвестфонды компании. Пай фонда IntWay стоит всего $1-2 за штуку (для сравнения: пай в украинском инвестфонде стоит в среднем $200). Если верить данным интернет-сайта компании, общий объем средств, привлеченных в фонды, уже составляет $4,4 млн. При этом 60% активов фондов находится в деньгах (in cash) и только 40% — в ценных бумагах, депозитах и т. д. (конкретные инвестинструменты компания не называет).

Сайт IntWay сообщает, что риски ее фондов  страхует всемирно известное сообщество страховщиков Lloyd’s of London, консультантом в сфере инвестиций является входящий в тройку мировых лидеров инвестиционного бизнеса банк JP Morgan. Правда, сотрудники IntWay не предоставляют доказательств такого бизнес-партнерства, предлагая потенциальному инвестору проверить эту информацию самостоятельно, обратившись в английское сообщество и инвестбанк.

IntWay основана гражданами США Джеймсом Барретом и Энтони Гриффитом и россиянином Александром Чубом. 90% членов IntWay проживают на территории СНГ: в Украине, Казахстане, России, Молдове. Но больше всего участников корпорации в Украине: по данным партнера IntWay в Мариуполе Дмитрия Онищенко, на нашу страну приходится больше 40% продаж компании. Общее количество партнеров корпорации — от 120 до 200 тыс. — такие цифры озвучивают на собраниях участников IntWay. Ставку на страны СНГ в компании объясняют просто: жители региона беднее американцев и европейцев, а потому в большей степени стремятся заработать.

Школа двойников

Систему MLM при предоставлении услуг используют многие компании. Еще один известный финансовый MLM-проект — тренинговый центр американца Роберта Флетчера. В его компании Global System Training обучают финансовой и экономической грамоте. Стоимость базового курса — $1 тыс., тренерского — $2 тыс. За привлечение (обычно студентом школы) новых учеников полагаются бонусы.

Многоуровневый маркетинг использует фирма InMarket, которая торгует компьютерными программами, обучающими работе в Internet Explorer, Microsoft Office, Access. Стоимость продуктов InMarket — $25 за один только курс «Основы работы в интернете». За $47 можно приобрести курсы: Microsoft Outlook Express и «Основы работы на компьютере, основы работы в Windows». Каждому покупателю обучающих программ предлагаются бонусы: онлайн-офис, возможность пользоваться внутренней платежной системой (продукты аналогичны услугам IntWay). Покупателю пакета услуг от InMarket присваивается статус партнера компании. Карьерный рост в InMarket возможен (до должности директора) в том случае, если партнер накопит определенное количество баллов: продаст продукцию InMarket своим друзьям и знакомым.


Еще одно бизнес-направление — интернет-магазин «Рынок InMarket». На странице этого магазина партнеры компании могут продавать товары: бытовую технику, игрушки, книги и пр. Услуга особенно выгодна мелким предпринимателям: выложив свою продукцию на страничке, они получают дополнительный канал продаж. Однако приобрести продукцию на этом сайте могут исключительно партнеры, купившие пакет услуг InMarket. При этом стать участником InMarket можно только по рекомендации одного из партнеров компании.

Члены InMarket признают: сами по себе продукты фирмы малоценны (обучающие компьютерной грамоте программы и книги можно приобрести в любом магазине). Реальную выгоду приносит участие в системе продаж InMarket. По информации бывших участников InMarket, в компании числится примерно 30 тыс. членов из Украины, России, Прибалтики.

До появления IntWay и InMarket многоуровневый маркетинг в продвижении услуг использовали небольшие телекоммуникационные компании 1Cellnet, Telme, «Неотел». Они предлагали дешевую международную связь покупателям стартовых пакетов, которые в довольно короткий срок могли «отбить» свои вложения, получив за привлечение новых абонентов денежное вознаграждение. Интересно, что в создании 1Cellnet, если верить интернет-данным, участвовал Александр Чуб, организатор IntWay.

1Cellnet, Telme и Неотел просуществовали недолго. Подключиться к оператору можно было только через партнеров компании (т. е. абонентов), оплатить услуги — исключительно в спецтерминалах (при этом взимались довольно высокие комиссионные). В итоге приток новых клиентов прекратился, фирмы закрылись.

Многоуровневый маркетинг активно используется интернет-проектами. Например, популярными ныне хайпами (HYIP, high yield investment program, в переводе с английского — высокодоходный инвестиционный проект). Хайпы предлагают инвесторам заработать на вложении денег в Forex, некие быстрорастущие инвестпроекты. Обычно хайпы имеют страничку в интернете, однако не прописаны по реальному адресу, не зарегистрированы как юрлица. Организаторы таких сайтов обещают доходность от 0,1% до 200% в день. На самом деле эти проекты зарабатывают не на инвестинструментах, а за счет привлечения денег новых участников. «Жизнь» хайпов коротка: от нескольких дней до пары месяцев. Как только сумма ежедневных плат приближается к сумме ежедневных вкладов, проект закрывается. Выигрывают те, кто финансировал в проект на начальном этапе.

MLM-продажи также активно используют организаторы онлайн-игр. Игры «Золотой Клон», «ПАЙ», Kwari, «Царь Горы», Dark Swords, UvMe позволяют заработать не только за свой счет, но и благодаря привлечению новых участников. Львиная доля геймеров предпочитают играть бесплатно, зарабатывая баллы, конвертируемые в ден-знаки, и на привлечении в проекты новых участников.

Бермудский треугольник

Данные о количестве членов, товарообороте и финансовых показателях IntWay, InMarket и других подобных компаний можно узнать только на «конференциях» — встречах членов организаций с региональными лидерами продаж компаний. Посетить собрание можно по рекомендации одного из партнеров, а разыскать официальное представительство в конкретном городе — только с помощью менеджеров компаний.

Топы IntWay, InMarket, GST комментировать деятельность компаний категорически отказываются. По данным Сергея Белоконя, в прошлом году количество членов IntWay увеличилось на 80 тыс. человек. Учитывая только членские взносы в размере $300 за партнерский пакет, годовой валовый доход IntWay в 2007-м составил примерно $24 млн. В целом Белоконь оценивает доход компании в прошлом году на уровне $25-30 млн. На одном из последних мероприятий IntWay в Москве создатель компании Александр Чуб заявил, что в 2007-м партнеры компании заработали $13 млн, или 25% дохода корпорации. Значит, средний годовой оборот компании зашкалил за $50 млн.

«Риск инвестиций в IntWay — минимальный», — уверяет Ирина Лазарева, партнер и один из лидеров продаж IntWay в Киеве и области. Если даже компания обанкротится (прекратится приток новых участников или учредители фирмы скроются с деньгами вкладчиков), Ирина Лазарева не расстроится: свои $300 она уже вернула. Правда, предпринимательница вложила $2,5 тыс. в ипотечную программу (если Лазарева заработает определенное количество баллов в IntWay, компания обещает предоставить ей кредит под 5-8% годовых) плюс инвестировала $3 тыс. в паевые фонды IntWay. В качестве гарантии возврата вложений в ипотечную программу компания выдала Лазаревой облигацию IntWay. Эдуард Багиров, председатель правления Международной лиги защиты прав граждан Украины, считает, что это совсем не гарантирует возврат инвестиций в  фонды — создателям компании ничего не мешает в один прекрасный момент присвоить активы ПИФов.


6 признаков финансовой пирамиды

1. Отсутствует инвестиционный проект, в который вкладываются средства инвес-торов.

2. Компания обещает гарантированную доходность выше банковских процентных ставок, минимальные риски.

3. Отсутствует регистрация в госорганах, устав компании, специальные лицензии на ведение финансовой, фондовой и инвестиционной деятельности.

4. Компания спекулирует «умными» терминами и чужим авторитетом. Например, своими бизнес-партнерами называет крупнейшие мировые компании, однако доказательств такого сотрудничества не предоставляет.

5. Компания предлагает заработать за счет привлечения в проект новых участников

6. Руководство компании провозглашает пафосные лозунги («Мы сделаем вас богатыми», «Мы научим вас зарабатывать»), заявляет о мировом значении проекта и миллионах привлеченных участников.

По версии Контрактов, на основе анализа деятельности МLM-компаний, мошенничество которых уже доказано правоохранительными органами разных стран


Что такое MLM

MLM, или multi-level marketing (многоуровневой маркетинг), — метод продвижения товара (обычно эксклюзивного), основанный на том, что покупатель становится активным продавцом товара (услуги). Покупатель-продавец получает прибыль за счет реализации товара, приобретенного в компании, и в виде определенного процента от продаж сети нижестоящих сбытовых агентов, если такая сеть им создана. При этом основной заработок ему приносит не торговля товарами компании, а сеть, то есть продажи завербованных реализаторов.

Преимущества MLM с точки зрения получения дохода

1. Самостоятельность в принятии решений, построение собственного бизнеса внутри MLM-компании.

2. Неограниченный потенциальный доход: чем больше участников в сети, тем выше заработок.

3. Простота. От продавца не требуются определенные навыки и знания. Есть наставник, который всегда готов помочь в решении проблем, поскольку кровно заинтересован в росте доходов «своих» продавцов.

Риски MLM

1. Заработок не гарантирован

2. Сотрудники сетевых компаний не защищены юридически.

3. Психологическая зависимость: чтобы больше заработать, нужно больше вложить; необходимость навязывания своих услуг друзьям и знакомым.

4. MLM может оказаться финансовой пирамидой, соответственно, существует риск потерять вложенные в проект деньги.


Виды MLM-компаний

1. Классические MLM-компании. Обеспечивают заработок продавцам, реализующим товар, за счет комиссионных с продаж (обычно фиксированных).

2. MLM-компании, предоставляющие услуги (тренинговые центры, финансовые, телекоммуникационные фирмы). Продавец получает комиссионные за продажу фиксированного пакета услуг либо возможность пользоваться услугами компании бесплатно.

3. Инвестиционные MLM-компании. Привлекают средства инвесторов для реализации бизнес-проектов (инвестиции в недвижимость, новейшие технологические разработки, фонды ценных бумаг, покупка перспективных компаний и пр.). Инвестор, купивший пай в компании, может заработать дополнительный доход, если приведет новых вкладчиков.

4. Кредитные союзы. Потенциальный заемщик может ускорить получение кредита, если приведет в союз новых инвесторов.

5. Хайпы. Интернет-проекты, обеспечивающие доход инвесторам за счет привлечения новых участников.

6. Онлайн-игры. Игрок получает призы, дополнительные баллы и/или денежное вознаграждение за привлечение новых геймеров.


Блеск и нищета MLM

Успешные проекты

AmWay (сокращенно от American Way — «Американский путь»).

Основана в 1959 году американцами Джеем Ван Анделом и Ричем ДеВосом. Компания производит продукцию личной гигиены, косметику, бытовую химию, бижутерию, очистители воздуха, биологические добавки. Представительства компании работают в 90 странах мира. Основатели AmWay выбрали MLM-модель, изначально занимались производством биологических добавок. Одной из целей AmWay стало продвижение в массы американской мечты — идеи свободы личности и предпринимательства.

Объем продаж Alticor, материнской компании AmWay, в 2007 году составил $7,1 млрд. Компанию несколько раз подозревали в организации финансовой пирамиды: AmWay привлекала новых продавцов, обещая золотые горы за счет продажи товаров фирмы. В 1979 году Федеральная комиссия торговли США отвела подозрения от AmWay, однако корпорацию обязали раскрывать средний ежемесячный доход дистрибьюторов. Оказалось, что распространители продукции AmWay зарабатывают менее $100 в месяц.

Herbalife International. Производитель пищевых добавок для похудения, продукции по уходу за кожей. Основана в 1980 году Марком Хьюгсом. Поначалу Хьюгс продавал изобретенные им самим средства для похудения. Продукция Herbalife быстро стала популярной, в 1982 году Хьюгс заработал $2 млн. С 1983 года он начал применять систему многоуровневых продаж. Спустя два года компанию обвинили в построении финансовой пирамиды, однако довольно скоро обвинения были сняты. Впрочем, компании запретили использовать продукты, содержащие эфедрин — вещество, близкое к адреналину и снижающее аппетит. Herbalife International дважды проводила IPO: в 1986 году она разместила свои акции на бирже высокотехнологичных и венчурных проектов NASDAQ, в 2004-м — на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Мошеннические проекты

Российская инвестиционная компания «Золотая Лига» обещала вкладчикам ежегодный доход на уровне 100-180% годовых. Источник прибыли — добыча золота на месторождениях в Перу. В обмен на деньги инвесторам выдавали векселя, которые фирма обещала погасить через год. Золотая Лига использовала принцип многоуровневого маркетинга: за каждого участника агенту-вербовщику платили от 4% до 16% суммы, вложенной новым инвестором. За два года работы компания привлекла 10 тыс. инвесторов, сумма вложенных в компанию средств — 1 млрд руб. ($400 млн). Фирма обанкротилась в 2007 году. Лицензии на инвестиционную деятельность у нее не оказалось, приисков в Перу никогда не было. Организатор Золотой Лиги сейчас находится под следствием, его имя не раскрывается.

Инвестиционная компания «Гарант Кредит» (Россия) использовала принцип сетевого маркетинга: инвесторы компании могли зарабатывать, привлекая в проект новых членов. Заработок зависел от количества приведенных инвесторов: от 25% до 75% от суммы инвестиций нового вкладчика. За счет вложений в паевые фонды Гарант Кредита, строительные объекты в Черногории, завод по переработке молока фирма обещала вкладчикам выплатить 300% годовых через три года. Чтобы инвестировать в эти проекты, вкладчик должен был заплатить минимум 10 тыс. руб. и 400 руб. вступительного взноса (в сумме — $420).

 

Комментарии

Храните ваши денежки

Эдуард Багиров,

председатель правления Международной лиги защиты прав граждан Украины, о финансовых пирамидах и MLM-проектах


— Компании, зарабатывающие исключительно на сетевом маркетинге, действуют по принципу финансовых пирамид, сформулированному Чарльзом Понци, первым махинатором в этой сфере. Главный признак пирамиды — выплата доходности или заработка участникам проекта за счет привлечения капитала новых членов, а не реализации инвестиционных проектов или продажи высокоприбыльного продукта.

Любая пирамида имеет три стадии развития:

1. Подготовительный этап. Разрабатывается механизм пирамиды (как правило, при участии психологов, юристов, экономистов), создается продукт на продажу (товар или услуга), привлекаются первые вкладчики.

2. Массированная реклама в СМИ нового продукта/услуги. При этом первые инвесторы уже получили прибыль (за счет реальных продаж продукта, реализации некоторых инвестпроектов и привлечения новых участников); начинает работать сарафанное радио. В пирамиду приходит вторая волна вкладчиков.

3. Приток новых участников снижается, доходы вкладчиков падают. Пирамида прекращает свое существование. Другой сценарий — побег учредителей пирамиды с собранными деньгами.

Высокий доход получают вкладчики первой волны, второй — возвращают вложенные деньги. Участники пирамиды, вложившие в проект средства на третьем этапе, теряют вложения.

Пирамидальный принцип используют интернет-хайпы, веб-кошельки, онлайн-игры и компании, предоставляющие финансовые или тренинговые услуги. При этом даже если участник пирамиды заработал высокий доход, он может не получить деньги: многим хайперам или партнерам MLM-компаний создатели проектов не выплачивали заработанное. Все MLM-проекты, связанные с интернетом, не подпадают под действующее законодательство Украины, и найти учредителей таких проектов, как правило, нереально.

Основные участники пирамид — молодежь. Многие молодые люди полностью отдают себе отчет в том, что участвуют в пирамиде (особенно пользователи хайпов), однако надеются попасть в первую или вторую волну, когда еще можно хорошо заработать. За молодыми приходят люди преклонных лет, также рассчитывающие на высокий заработок. Но они как раз уверены в том, что организация, которой отдают деньги, не является пирамидой, ведь собственными глазами видели компаньонов (первой, второй волны), получивших высокий доход.

Одно заявление о том, что компания предлагает заработать огромные деньги в короткий срок, должно насторожить вкладчика. Фирма, предоставляющая услуги на финансовом рынке (интернет-трейдинг, инвестиции в ПИФы), должна иметь соответствующие лицензии, быть зарегистрирована в регулирующих органах. Если таких документов нет, перед вами гарантированная пирамида.

Стоит помнить: в любой пирамиде действует «принцип лавины», когда потенциальному участнику в минимально короткий срок предоставляется максимум информации (о продуктах компании, системе бонусов, историях успеха лидеров продаж). Таким образом организаторы пирамиды оказывают психологическое давление на будущего участника проекта, чтобы тот поскорее выложил свои кровные.

Оценка материала:

3.00 / 7
Спецпроект «Личные финансы». Как стать MLMиллионером 3.00 5 7
Бізнес / Економіка
31.03.2008 101181
Еще материалы раздела «Економіка»