<
НОВИНИ ДНЯ: В Україні розбудовують одну із АЕС: її потужності перевищать окуповану Запорізьку атомну станцію  У Путіна підтвердили, що виводять "миротворців" із Нагірного Карабаху  Теплий картопляний салат: оригінальний рецепт на чотири порції  Коли Страсний тиждень 2024 року: що можна і не можна робити перед Великоднем, традиції кожного дня  "Погрілися, пора померзнути": синоптик прогнозує потужну негоду в Україні  Як F-16 вплинуть на перебіг війни в Україні: Євлаш пояснив  Салат із сиром, яблуками та горіхами: швидкий рецептвсі новини дня
Політика
Світ
 Павел Серов 25.03.2011 18732

Ливийская демократическая война

Правление эпатажного ливийского диктатора казалось одним из самых «благостных» среди одиозных мировых диктатур – в отличие от Хусейна, Муаммар Каддафи тысячами не уничтожал собственных подданных, не ввергал страну в войну и обеспечивал населению вполне приемлемый уровень жизни.



Ливийская революция разразилась внезапно, и именно потому Запад долгое время не знал, что делать со страной, находящейся на десятом месте в мире по добыче нефти. И только когда Каддафи начал резню, по нему решили ударить. Но пока получается все по принципу – «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Последний из «крепких орешков»
Европейцы воевать не особо хотят, и без американцев практически разучились это делать. В данном случае США участвуют в войне на общих с Европой основаниях, и не являются застрельщиком и движущей силой операции. Европейцы же не готовы к потерям и боятся непредсказуемого полковника. Тот может зажечь скважины, подобно Хусейну, и сознательно уничтожить нефтяную инфраструктуру Ливии. В таком случае экономические цели войны потеряют смысл. Потому коалицианты стремятся как можно быстрее уничтожить самого полковника. В чем испытывают сложности. Диктаторы такого масштаба, десятками лет готовившиеся к возможному «часу икс», умеют прятаться. И наносить из своего логова контрудары, подчас даже эффективные. В результате страна все более погружается в кровавый хаос войны всех против всех, войны, где нет правых и виноватых.

Каддафи оказался более чем «крепким орешком». У него огромный золотой запас, который уже перевезен в надежное место. Он не опасается внутриармейского переворота: полковник предусмотрительно не пытался создать особо сильную армию, как источник потенциальных путчей, зато раздавал оружие практически всему населению, именуя это проявлением народовластия. Именно всеобщая вооруженность стала одной из причин быстрого перерастания протестов в Ливии в гражданскую войну – ведь в Социалистической Арабской Джамахирии (таково официальное название державы) стрелять обучен каждый. Тем не менее, политический баланс в Ливии всегда держался на нефтяной ренте, которой покупалась лояльность местных племен. Безоговорочно Каддафи мог и может полагаться только на родное бедуинское племя аль-куддаф – и все руководители спецслужб и высшие чины штаба происходят также из этого племени.

Народная революция первоначально развивалась в Ливии также, как в соседних странах. Но недовольные ливийцы не учли одного – Каддафи, в отличие от псевдодемократических соседей в Тунисе и Египте, все же является хрестоматийным диктатором «старой школы», последним, дожившим до наших дней современником Пиночета, Пол Пота и Бокассы, и вцепился он во власть более чем крепко.

Гладко было на бумаге
При этом в сугубо военном отношении операция европейских войск кажется частичной и не имеющей четко выраженной конечной цели. Почему? Все потому же: они давно отвыкли воевать сами, не выступая «левой рукой» американцев. Сербия, Афганистан и Ирак, в первую очередь, были американскими войнами. А Обама на новую войну не пойдет – тем более, накануне выборов. И оттого он так сдержан в отношении Ливии. Ведь он вывел войска из Ирака, да и афганская кампания уже предельно надоела американскому обществу.

Месяц войны в Ливии стоит примерно 1,2 млрд долларов. Шесть месяцев блокады воздушного пространства страны обойдутся коалиции в 8,8 млрд долларов. Такие данные обнародовал американский Центр стратегического и бюджетного планирования. При этом эксперты указывают, что операция в Ливии, хотя и напоминает 78-дневную операцию НАТО в Югославии, имеет шанс затянуться на длительный срок.

Столь высокие затраты могут, в теории, быстро окупиться, если победители начнут продавать ливийскую нефть. Тогда затраты на месяц боевых действий (1,2 млрд долларов) окупятся продажей 10,43 млн баррелей нефти из Ливии по нынешней цене 115 долларов, что соответствует объему нефти, добываемой в Ливии за неделю. Но это при условии, что будут быстро захвачены неповрежденные нефтепромыслы. Часть месторождений уже находится под контролем повстанцев, и одна из главных задач бомбардировок – не пустить к этим промыслам войска Каддафи. Но прочие нефтепромыслы и нефтепроводы в любой момент могут быть уничтожены полковником.

Следует учитывать также территориальный и племенной факторы. Ливия по площади намного больше Сербии и Ирака, и контролировать ее сложнее. Будет ли конечной целью военной операции сохранение территориальной целостности страны? Под аккомпанемент нынешних бомбежек Ливия распадается на исторические провинции, и исламисты со всего мира спешат на новую войну. «Аль-Каида» уже провозгласила свой эмират в одном из освобожденных городов.

При этом войска повстанцев не координированы, и не могут противостоять наемникам Каддафи и верным ему частям из родного племени. В случае же сухопутного вторжения ливийский диктатор грозит начать полномасштабное сопротивление, заодно развязав по всем Средиземноморью террористическую войну. Учитывая его «успехи» во взрывах пассажирских лайнеров в 1988-89 годах, такие угрозы могут иметь последствия. В том числе для внутриполитических позиций французского президента, итальянского и испанского премьеров и немецкого канцлера.

По данным международных военных аналитиков, вооруженные силы Ливии не столь могучи, как, например, у Ирана, тем более, не вся армия поддерживает ныне Каддафи. Однако вторжение в страну неминуемо приведет к началу партизанской войны. И здесь возможны два сценария развития событий.

Два сценария возможной оккупации
Согласно первому сценарию – условно «афганскому» - диктатор вытесняется из столицы, но верные ему отряды и племена ведут долговременную борьбу с силами вторжения, вынуждая их либо сворачивать свое присутствие, либо наращивать его, что все равно неприемлемо ныне для европейцев. Старейшины племен покупаются, чем обеспечивается их лояльность. Но главное - они должны будут получить доступ к нефтяной ренте, иначе будут грозить европейцам хаосом и войной. Основной задачей коалиции станет контроль над главными городами, столицей и месторождениями. Провинцию отдадут племенам. На родине Каддафи могут начаться этнические чистки, на которые европейцы закроют глаза. Однако при общем сохранении уровня жизни времен Каддафи (с поправкой на военные разрушения) полномасштабной войны с коалициантами, равно как и полноценной гражданской войны, может и не быть.

Сценарий второй – условно «иракский». При нем Ливия распадется на враждующие между собой племена и держится только силой внешней оккупации. Трем главным провинциям могут дать официальную автономию, превратив страну в федерацию. Нефть качается в условиях постоянной угрозы подрыва нефтепроводов как былыми сторонниками Каддафи, так и воюющими друг с другом племенными группировками. Уровень жизни стремительно падает, из страны идет массовая миграция, она беднеет, а времена диктатора вспоминаются как спокойный застой. В таком случае появляются шансы на возвращение кого-то из сыновей либо ближайшего окружения Каддафи к власти. Чтобы это предотвратить, снова-таки, нужно будет держать в стране большую численность войск, подвергая их опасности терактов и постоянным боевым стычкам.

Избирательная справедливость
В общем, можно констатировать: сама Европа, без США, к наземной операции не готова. Не готова морально, политически и отчасти финансово. Тем временем Каддафи продолжает уничтожать повстанцев, и всегда может уничтожить нефтепроводы. Для его нейтрализации нужно быть готовым к полномасштабной войне. Диктатор может сопротивляться долго. Его персональная ликвидация может решить проблему только в том случае, если союзники сразу подавят все очаги сопротивления и быстро покинут страну, передав управление повстанцам, и сохранив лишь небольшой контингент для контроля над столицей, нефтепроводами и месторождениями.

Что кается уроков начавшейся ливийской операции для всего мира, то очевидно: говорить об ее оправданности можно только, если она завершится успешно. Победа Каддафи или даже его длительные успехи в борьбе - показательный и страшный сигнал для всего мира. Это карт-бланш для всех диктаторов и автократов планеты – от Чавеса до Лукашенко – на подавление протестов внутри своих стран, прикрываемые ссылкой на превратно понимаемое «суверенное право». Но в том-то и состоит злой цинизм ситуации, что свобода от диктатур на западных штыках может прийти лишь туда, где есть нефть и иные привлекательные для «золотого миллиарда» ресурсы. Так что диктаторы, которым выпало «несчастье» не иметь у себя в стране нефтяных запасов, могут быть спокойны.

Оценка материала:

3.38 / 8
Ливийская демократическая война 3.38 5 8
Політика / Світ
 Павел Серов 25.03.2011 18732
Еще материалы раздела «Світ»