<
НОВИНИ ДНЯ: Портников назвав причини, чому США нарешті проголосували за допомогу Україні  Байден у розмові з Зеленським дав дві важливі обіцянки: чого чекати Україні  В Україну повертається тепло - 23 квітня вдень уже буде до +21°  Погодний апокаліпсис: Україну накрив потужний циклон, що це означає  Швидкісний режим на дорозі: поліція нагадала про штрафи та пояснила, як їх уникнути  Чи буде початок квітня теплішим за останній місяць весни: метеорологиня про погоду у травні  "Не хвилюйтесь, точно будуть": посол Данії сказав, коли Україна отримає F-16всі новини дня
 Андрей Порытко 09.05.2011 31120

Польский вариант: почему упрощенная система в Европе стимулирует малый бизнес

«Руки прочь от малого бизнеса!» — под таким лозунгом прошел пятитысячный митинг предпринимателей 7 февраля 2011 года. А 21 февраля они начали голодовку перед парламентом. Вышеописанные события — это акции протеста литовских предпринимателей против решения властей обязать торговцев на базарах применять кассовые аппараты.

Торговцы протестуют даже несмотря на то, что закупка РРО для них будет профинансирована государством. На эти цели в бюджете Литвы предусмотрено 3 млн литов. Зато в результате введения кассовых аппаратов ожидается увеличение поступлений от налогов на 50 млн литов. Черным днем для малого бизнеса Литвы должно стать 1 мая.

Опыт европейских стран важен для отечественных предпринимателей. Впрочем, в Украине существуют несколько мифологизированные представления о европейском налоговом законодательстве для малого бизнеса. В дискуссиях вокруг Налогового кодекса звучали утверждения как о том, что «нигде в Европе такого нет», так и о том, что «вся Европа работает на едином налоге». И то и другое — неверно. В общем, европейское законодательство предусматривает только четыре вида налогов — PIT, CIT (эти два можно считать одним IT — Income Tax, налог с доходов для различных субъектов), VAT и акциз. Если же мы говорим о едином налоге в европейском законодательстве, то речь идет не о налоге как таковом, а собственно о специальной системе налогообложения.

В Украине существуют несколько мифологизированные представления о европейском налоговом законодательстве для малого бизнеса

Паушальный налог

Похожая на нашу система налогообложения для малого бизнеса существует в Польше. 20 ноября 1998 года здесь был принят закон о паушальном* подоходном налоге с определенных доходов, получаемых физлицами. В рамках этого закона была введена так называемая налоговая карта, которая и является ближайшим аналогом нашего единого налога. Главная идея новации была та же, что и в случае отечественной упрощенной системы, но конкретная реализация имеет немало отличий.

Прежде всего, как следует из названия, польская упрощенная система изначально касалась только физических лиц (в частности, простых обществ физлиц). Ставки налога в форме налоговой карты пересматриваются ежегодно, но устанавливаются не местными властями, как у нас, а распоряжением министра финансов. Зависят они не только от вида деятельности, но и от количества наемных работников и размера населенного пункта, где осуществляется деятельность: до 5 тыс. населения, от 5 тыс. до 50 тыс. и свыше 50 тыс. Разрешенное количество наемных работников для различных видов деятельности разное, но не более чем пять человек. Минимальная ставка налога в 2011 году составляет 55 злотых (153,8 грн) за услуги по взвешиванию людей, максимум — 703 злотых (1966 грн), а при одном наемном работнике — 1376 злотых (3848,5 грн) за услуги по чистке котлов и других емкостей.

В отношении определенных видов деятельности в распоряжении министра финансов Польши прямо содержится оговорка: «для населения». Но это не означает запрета транзакций упрощенцев с юридическими лицами и хозяйствующими субъектами. Во-первых, под «населением» понимаются и объединения граждан (например, родительские комитеты), и дипломатические представительства, и религиозные организации (что очень актуально для Польши), и частные предприниматели. Во-вторых, в случае предоставления услуг субъектам, которые не подпадают под понятие «население», всего лишь вступает в действие ограничение на сумму транзакций с такими субъектами — 58 277 злотых (163 тыс. грн) в год.

РРО не для всех

Принципиальным является вопрос применения кассовых аппаратов. Для поляков дедлайном, с этим жутким значением слова dead, как и для литовцев, является 1 мая 2011 года. До этого времени субъекты налоговой карты освобождены от обязанности устанавливать РРО. Итак, с 1 мая субъекты многих видов деятельности (в частности, упомянутые выше чистильщики котлов) вынуждены будут покупать и регистрировать РРО. Но есть и исключения. С одной стороны, сохраняется максимальный объем продаж, при котором предприниматель может работать без РРО — 40 тыс. злотых (112 тыс. грн) в год. Однако новосозданные СПД должны устанавливать кассовый аппарат при достижении уже половины этой суммы. С другой — есть определенные виды деятельности (в частности, перевозки такси), которые обязаны устанавливать РРО независимо от размера доходов. Кроме того, не должны устанавливать РРО предприниматели, предоставляющие услуги исключительно фирмам (то есть доходы подтверждаются актами или накладными). Также освобождены от применения РРО и те, у кого в структуре доходов более 80% составляют поступления от видов деятельности, которые не требуют РРО. Откуда узнать о доходах субъектов налоговой карты, если они, как и наши единоналожники, не ведут бухгалтерского учета? По копиям счетов или накладных, которые польские упрощенцы обязаны выписывать по требованию клиента, а потом еще и хранить в течение пяти налоговых лет, начиная со следующего года за годом операции. 

В Польше действует не одна упрощенная система, а две. Ведь, помимо налоговой карты, есть еще так называемый паушальный платеж с декларируемых доходов

Социальные отчисления

Еще один важный вопрос для малого бизнеса — социальные взносы. Субъекты налоговой карты не освобождены от уплаты каких-либо соцвзносов. Тем не менее новосозданные предприниматели в течение двух лет могут платить так называемый преференциальный взнос при условии, что они не вели предпринимательской деятельности в течение пяти лет до регистрации, а также не предоставляют услуг и не выполняют работ для своего бывшего работодателя. Преференционность этого взноса в том, что в качестве базы для его начисления берется задекларированная самим предпринимателем сумма, но она не может быть ниже 30% минимальной зарплаты. В 2011 году эта база составляет 415,80 злотых (1163 грн). После потери права на преференциальный взнос базой для начисления соцвзносов становится также задекларированная сумма, но уже не ниже 60% прогнозируемой средней зарплаты. В текущем году такая минимальная база достигает 2015,40 злотых (5637 грн). На эту базу начисляются взносы в совокупном размере до 29,64%. Тем временем в Украине базой для начисления минимального единого соцвзноса является 100% минимальной зарплаты, а ставка взноса для предпринимателей составляет 34,7%.

Впрочем, взнос на медицинское страхование начисляется отдельно, причем на большую базу — на 75% средней оплаты труда (с премиями на прибыль) в промышленном секторе за последний квартал предыдущего года. Ставка взноса — 9% от базы начисления. И хотя налоговая карта не дает права на налоговые скидки, медицинское страхование является исключением — этот вклад вычитается из суммы паушального налога. Поэтому если медицинский взнос (в 2011 году это 243,39 злотых, или 680 грн в месяц) превышает ставку налога, налог вообще не уплачивается.

Возможны варианты

А вообще, в Польше действует не одна упрощенная система, а две. Ведь, помимо налоговой карты, есть еще так называемый паушальный платеж с декларируемых доходов. Он больше напоминает наш единый налог для юридических лиц, но касается частных предпринимателей, полных обществ, а также физлиц, которые не являются предпринимателями, но получают доходы от аренды и подобных договоров. Для этой разновидности налога с доходов также установлен ряд ограничений, в частности, в зависимости от вида деятельности (не разрешено для бухгалтеров и аудиторов, аптек, частных охранников, юристов, представителей свободных профессий) и от объема доходов (не более EUR150 тыс. за предыдущий год). Учет упрощенный: учитываются только доходы. Ставки налога для различных видов деятельности составляют 20%, 17%, 8,5%, 5,5% и 3%. Кроме того, есть право на довольно широкие налоговые скидки — например, от базы налогообложения вычитаются проценты по кредитам на жилищное строительство.

Польское правительство, в отличие от украинского, осознает, что оптимизируя налогообложение, оно стимулирует развитие малого бизнеса

В целом польское законодательство предоставляет более широкие возможности для оптимизации налогов и социальных выплат, чем только эти две формы налога с доходов. В частности, портал OnetBiznes приводит такой пример. Регистрируется общество с ограниченной ответственностью (ООО) на пенсионера, что дает возможность платить только взносы на медицинское страхование. Если штатных работников нет, а все функции выполняют члены правления (например, родственники пенсионера), из их вознаграждения оплачивается только налог с доходов, без соцвзносов. Наконец, вознаграждение членам правления не является обязательным. Крупные фирмы, не имеющие возможности воспользоваться вышеприведенной моделью, прибегают к другим методам снижения затрат на оплату труда. Вместо трудового договора они заключают различные другие договоры, самыми популярными из которых является договор подряда и договор поручения. Компания Deloitte Polska приводит такие цифры. На 3 тыс. злотых, выплаченных на руки физлицу по трудовому договору (то есть штатному работнику), в бюджет и соцфонды придется заплатить 1988,22 злотых, а по договору подряда — лишь 245,75.

Разница приоритетов

Почему польские власти идут на уступки предпринимателям, позволяя им оптимизировать налогообложение? Очевидно, польское правительство, в отличие от украинского, осознает, что таким образом оно стимулирует развитие малого бизнеса. Ведь налоговые льготы снижают себестоимость продукции предпринимателей, и эти товары становятся конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешних рынках. Как результат — в кризисном 2009 году Польша стала единственной из стран ЕС, имевшей рост валового внутреннего продукта.

 

*Паушальный налог — налог, уплачиваемый в фиксированной сумме независимо от объема дохода, без исчисления налогооблагаемой базы.

Оценка материала:

4.40 / 5
Польский вариант: почему упрощенная система в Европе стимулирует малый бизнес 4.40 5 5
Бізнес / Податки та право
 Андрей Порытко 09.05.2011 31120
Еще материалы раздела «Податки та право»