НОВИНИ ДНЯ: Держборг України за місяць скоротився більш ніж на 1 млрд доларів  Переломный момент: генерал розповів, як потрібно діяти в Харкові для знешкодження ворога  Українські облизні: старовинні смаколики, якими ласували наші бабусі та дідусі  Засоби для цього є. В Повітряних силах розповіли, як збивають "Циркони"  Кому потрібно хвилюватися в Кабміні: політолог — про кадрові перестановки найближчим часом  Військові аналітики про російську ракету "Циркон": бойову задачу не виконує  Гуцульська росівниця: як приготувати давно забуту страву української кухнівсі новини дня
Кабінет директора
Бизнес-коммуникации
 Михаил Шуранов 18.08.2011 2773

Чем измерить эффективность PR?

Измерение результативности PR-программ стало для меня одним из самых сложных вопросов в специальности. Речь, конечно, идет не только о теории, тут достаточно интересных и красивых моделей, которые позволяют увидеть результат своей деятельности в той или иной форме. Нет, вопрос, скорее, в том, как оценивать результаты при минимальных временных, финансовых, а главное умственных ресурсах, которые отдел может выделить или, скорее, вырвать для данного направления.

Делать или измерять

Думаю, что если вопрос свести к ультимативному выбору «делать» или «измерять», то более приятный выбор для меня лично будет «делать». Конечно, я против бездумной работы. Я говорю о том, что если ты понимаешь направление, куда ты должен двигать свою компанию, то можешь с достаточной точностью понимать, будут ли полезны для достижения целей те или иные действия.

Такое понимание, особенно если оно основано не на излишнем самомнении, а на реальном опыте, здравом смысле и интуиции, может помочь сэкономить ресурсы, требуемые на исследования результативности. Хотел бы я, чтобы такое было и в моем случае, но - увы, увы.

Для коммерческих компаний, думаю, конечной точкой измерения результативности любой коммуникационной активности являются изменения поведения (в первую очередь, покупательского) значительной группы людей. Это изменение, как правило, нетрудно замерить. Однако трудно выделить реальную причину происшедшего. Более того, измерение в конечной точке пути может быть запоздалым.

Пирамида Макнамары

Для того чтобы в пути прикинуть, как идут дела, мне кажется, очень удобной модель австралийского профессора Джима Макнамары, которую часто называют «Пирамидой». Эта модель предлагает оценивать результативность своей работы на трех уровнях:

1. Входящие усилия – например, качество сообщения, его соответствие аудитории и каналу, энергичность усилий

2. Исходящие сигналы – например, отображение сообщений в СМИ, количество людей понявших сообщение т.д.

3. Следствия – изменения в отношении или поведении.

Такая оценка в применении к любому коммуникационному проекту позволяет оценивать его на протяжении разных этапов и при необходимости корректировать свою работу на том или ином этапе.

Mое измерение эффективности

Эта модель подтолкнула меня к некой систематизации системы информирования, которую я использую в работе.

1. Стратегический уровень. Это исследования, которые ежеквартально и ежегодно проводятся для нас компаниями TNS и IPSOS, и позволяют оценивать изменения отношения общества к деятельности нашей компании и ее продукции.

2. Тактический уровень. Анализ мониторинга как качественный, так и количественный. Также сюда я включаю мониторинг по результатам проектов или пресс-мероприятий.

3. Оперативный уровень. Ежедневная, а правильнее будет сказать, стремящаяся к on-line, оценка ситуации в СМИ и социальных ресурсах. Такая оценка позволяет увидеть зарождающуюся проблему в самом начале и вовремя принять меры к ее устранению.

4. Индустриальный уровень. Для меня это знакомство с тем, что происходит в PR-индустрии в Европе.

В целом же я сторонник того, что система информирования должна помогать в ответах на следующие вопросы стратегического планирования: где мы находимся в момент разработки стратегии и каков наш прогресс в продвижении к месту, где мы хотим быть.

Как у тебя там, Маэстро?

Подводя итог, отмечу, я понимаю и даже на личном опыте не раз убеждался, что без анализа результативности своих действий невозможно быть эффективным специалистом в работе с общественным мнением. Однако, если сравнить работу с перемещением по пересеченной местности, то мне по душе идти или даже бежать к цели, представляя ее в виде маяка. В значительно меньшей мере мне интересно оценивать, где и как я бегу (прошу понимать это как оценку промежуточной результативности, но не как компромисс с этическими нормами).

Если веришь в то, что делаешь и тебе нравится сам процесс, то летишь к цели на крыльях, оставляя другим возможность оценивать скорость, высоту и эффективность твоего полета. А для себя оставляешь оптимизм капитана Титаренко из фильма «В бой идут одни старики»: «нормально, падаю...».

Михаил Шуранов, директор по связям с общественностью МакДональдз в Украине

Оценка материала:

3.50 / 8
Чем измерить эффективность PR? 3.50 5 8
Кабінет директора / Бизнес-коммуникации
 Михаил Шуранов 18.08.2011 2773
Еще материалы раздела «Бизнес-коммуникации»
  • Уйти и вернуться: отпуск гендиректора Уйти и вернуться: отпуск гендиректора

    Время от времени отпуск нужен всем. Переключение, перезагрузка, расслабление, понижение уровня стресса – все эти позитивные состояния достигаются в некотором, пусть даже небольшом, удалении от «рабочего стола» - в физическом и метафорическом смысле. Но может ли себе позволить подобное удовольствие первое лицо компании, на плечах которого лежит груз ответственности за успешность бизнеса? Однозначно может. Главное, преодолеть предотпускные фобии, настроить команду и организовать рабочий процесс на период отсутствия топа, считает Светлана Рощупкина, эксперт по поиску управленческого персонала компании Amrop в Украине.

  • Пособие для экспортеров Пособие для экспортеров

    «Экспортировать просто. Экспорт Step by Step 10 шагов от производства к экспорту»

  • Snapchat: Мессенджер, в котором можно пошалить Snapchat: Мессенджер, в котором можно пошалить

    Все чаще мы слышим о мессенджере, который подрывает привычный вид коммуникации. Snapchat. Именно его исчезающие сообщения и публикации так исправно копирует Instagram. Так что же в нем такого подрывного и притягивающего, и в то же время немного непонятного нам? Зачем использовать ещё один мессенджер, когда наши смартфоны перегружены количеством приложений, позволяющих дотянуться до адресата привычно и быстро?

  • Как «Боря из Химок» открыл новую эру в коммуникациях и продвижении Как «Боря из Химок» открыл новую эру в коммуникациях и продвижении

    Московский маркетолог Роман Зарипов взорвал Facebook рассказом о собственном эксперименте, как создать виртуальную звезду буквально из «ничего» - из дедушки с Химок. Опытные эксперты в PR, маркетинге и рекламе, анализируя этот кейс, отмечают, что это яркий пример коммуникаций 3.0, когда распространение идей и продвижение чего угодно работает принципиально по-другому. Главный ресурс – уже не деньги и даже не идеи, а доверие аудитории. Если у вас есть аудитория, у вас есть покупатели – товаров, услуг, политических партий. Так что изучите опыт создания «Бори из Химок» в мельчайших подробностях.

  • Как медиаагентствам честно конкурировать и не подставлять клиентов Как медиаагентствам честно конкурировать и не подставлять клиентов

    Конкуренция на рынке любого бизнеса – отличный повод для поиска новых решений. В периоды кризиса она особо обостряется, а ее влияние на рыночные процессы становится критично ощутимым, – считает Оксана Стехина, директор по развитию бизнеса Dentsu Aegis Network Ukraine. Всегда ли компании используют «честные методы» в завоевании клиента?