<
НОВИНИ ДНЯ: Чехія планує передати Україні півтора мільйона снарядів до кінця року, - прем'єр  ПАРЄ ухвалила сенсаційні рішення про Путіна, РПЦ та російські НПЗ  Україна отримає перші снаряди від чеської ініціативи пізніше, ніж очікувалося: нові терміни  Сніг не лише в Карпатах. Синоптик дала прогноз на 19 квітня в Україні  Коли фронт відчує американську допомогу? Оптимістичний і песимістичний сценарії  Боррель пояснив, чому США не збиватимуть російські ракети над Україною  Місія Juno NASA відобразила вулканічний світ супутника Юпітеравсі новини дня
Життя та Стиль
Особисті фінанси
 Мария Бондарь 17.02.2012 7486

В кризисный период украинцы проедают почти все, что не успевают пропить

Герой произведения Ильфа и Петрова «Золотой теленок», миллионер Александр Корейко аккуратно складывал деньги в жестяные баночки и хранил их в надежном месте. Примерно такой же модели потребительского поведения сегодня придерживается большинство взрослого населения Украины.

«С деньгами нужно расставаться легко, без стонов», — советовал Остап Бендер, главный герой хрестоматийного произведения Ильфа и Петрова «Золотой теленок», скромному миллионеру Александру Корейко. Однако сам Александр Иванович следовал иной логике: он резонно возражал великому комбинатору, что, мол, «подсчитывая мои доходы, вы совершенно упустили из виду расходы и прямые убытки». Экономный счетовод старательно избегал любых необязательных трат, столовался в самых дешевых местах, не обновлял собственный гардероб и интерьер квартиры, не пользовался такси, никому не делал подарков. Он аккуратно складывал деньги в жестяные баночки и хранил их в надежном месте. Примерно такой же модели потребительского поведения сегодня придерживается большинство взрослого населения Украины.

Женские настроения

В конце 2011-го Контракты провели телефонный опрос столичных продавцов потребительских товаров и услуг. Почти все респонденты жаловались на снижение объемов продаж. Спад потребительской активности коснулся даже тех рынков, которые вполне благополучно пережили первую волну кризиса. К примеру, отечественные салоны красоты чувствовали себя лучше других провайдеров потребительских услуг. Судя по результатам исследований TNS Ukraine, в прошлом году только 2,5% жителей страны наведывались в салоны чаще, чем раз в месяц. Директор департамента прогнозирования спроса консалтингового агентства Trade Intelligence Дарья Верховская убеждена в том, что в Украине частота посещения салонов — весьма точный индикатор настроения потребителей-женщин, а продажи пива и водки — индикатор настроения мужчин.

Количество украинцев, отдавших предпочтение указанному виду времяпрепровождения в II квартале 2011 года, %

4-29

«Все услуги health care и beauty care условно делятся на «поддерживающие» и «совершенствующие», и любой директор салона знает, что преобладание «поддерживающих» услуг в структуре продаж — очень плохой признак, — рассказывает Дарья Верховская. — Это значит, что новых клиентов нет и не предвидится, дополнительные продажи постоянным посетителям не осуществляются и вообще клиенты настроены на сокращение расходов». Результаты опросов TNS Ukraine свидетельствуют о том, что те из наших соотечественниц, кто все еще ходит в салоны, делает это либо раз в месяц (16,3% населения), либо раз в два-три месяца (16,3% населения). Такая частота посещения означает, что речь идет в основном о «поддерживающих» процедурах. «В такой ситуации уместно говорить об общей потребительской апатии, — отмечает эксперт. — Отсутствие спроса на «совершенствующие» сервисы health и beauty care показывает, что женщины больше не воспринимают покупку потребительских товаров и услуг как способ повышения качества жизни».

Апатия и алкоголь

Нечто подобное происходит и с мужчинами. Для сильной половины населения Украины стремление к новому качеству жизни выражается в первую очередь в изменении формата потребления алкоголя. Когда украинцы настроены на активное потребление, они пьют в основном вне дома, раз в неделю или два-три раза в месяц. Причем распитие спиртных напитков, как правило, сопутствует покупке каких-нибудь услуг индустрии развлечений. Это может быть поход в кинотеатр, боулинг, посещение ночного клуба и т. д. «Верный показатель мужской потребительской апатии — растущая частота покупок алкоголя вне общественного питания на фоне снижения посещаемости увеселительных заведений, — говорит Дарья Верховская. — Мужчины пьют дома, причем делают это чаще раза в неделю. Если прослеживается такой тренд, можно смело прогнозировать снижение объемов продаж почти всех товаров и услуг, рассчитанных на мужскую аудиторию. Особенно показательно увеличение частоты потребления наиболее привычных для данной местности алкогольных напитков. В Украине это пиво и водка». В прошлом году 17,1% населения нашей страны пили водку раз в неделю и чаще (данные TNS Ukraine). 30,5% употребляли пиво несколько раз в неделю, а 6,8% — ежедневно. При этом 45,5% населения ни разу не побывали ни в ресторане, ни в кафе. С посещаемостью других развлекательных заведений — дискотек, кинотеатров, боулинг-клубов, бильярдных и т. д. — дела обстоят еще хуже.

13,5% украинцев тратят на еду почти весь семейный бюджет

Самыми популярными разновидностями досуга оказались просмотр телепередач и приготовление пищи. Едят наши соотечественники, по всей видимости, много. Судя по структуре потребительских затрат, украинцы проедают почти все деньги, которые не успевают пропить. 51,7% населения страны тратят на еду больше половины личного бюджета. Показатель докризисного 2007 года — 45,4%. Увеличение удельного веса расходов на питание в общем объеме потребительских трат обычно свидетельствует о снижении уровня доходов. В период экономического спада логично было бы предположить, что соотечественники попросту беднеют. Тем не менее результаты исследований TNS Ukraine говорят об обратном. В 2007-м только 2,1% опрошенных утверждали, что зарабатывают более 6000 грн в месяц, 3,8% говорили, что их ежемесячный заработок составляет от 4000 до 5999 грн. В 2011-м таких было соответственно 8,4% и 13,1%. Выходит, что в период экономического спада украинцы зарабатывают все больше, но при этом их эмоциональное состояние и покупательная способность стремительно ухудшаются.

По мнению Виктории Маленко, научного сотрудника лаборатории психологии масс и сообществ Института социальной и политической психологии АПН Украины, далеко не все соотечественники, называющие суммы свыше 4000 грн в месяц, говорят правду. «Скорее всего, это самообман, — полагает Маленко. — Людям не хочется признаваться себе в том, как мало они зарабатывают. Неприятно осознавать, что живешь плохо, а тем более сообщать об этом посторонним. Вот и срабатывает механизм психологической защиты».

Оценка материала:

2.90 / 10
В кризисный период украинцы проедают почти все, что не успевают пропить 2.90 5 10
Життя та Стиль / Особисті фінанси
 Мария Бондарь 17.02.2012 7486
Еще материалы раздела «Особисті фінанси»