<
НОВИНИ ДНЯ: Спека чи зливи: що чекати від літа-2024   Командувач Нацгвардії: для окупації Харкова ворогу потрібні роки  Корисна і соковита шаурма: як приготувати смачний перекус вдома  В Україні 24 квітня дощі та сильний вітер, на півдні до + 24°  В Україні можна отримати водійські права ще до повноліття, але є нюанс  Нафтопереробка в РФ впала до майже річного мінімуму через дронові атаки, - Bloomberg  Синоптикиня повідомила, коли відступлять холоди і до України повернеться тепловсі новини дня
Бізнес
Економіка
 Вилен Веремко 31.05.2012 9049

Таможенная декларация: почему от нового Таможенного кодекса не стоит ждать чуда

Новый Таможенный кодекс содержит ряд положительных нововведений. Однако в нем существует и немало норм, которые могут быть истолкованы таможенниками на свой лад. Станут ли обещанные улучшения для субъектов ВЭД реальностью, или останутся декларацией, - в том числе, зависит от активной позиции предпринимателей.

С 1 июня вступает в силу новая редакция Таможенного кодекса (ТК). Напомним, документ был принят в целом еще 3 ноября прошлого года. Но в январе нынешнего президент Виктор Янукович применил к нему право вето. 13 марта народные избранники проголосовали за документ с учетом предложений президента.

Условное упрощение

Одним из наиболее важных изменений нового ТК его разработчики анонсировали отмену обязательной аккредитации на таможне - теперь груз можно будет оформлять в любом таможенном органе, независимо от того, в какой области зарегистрирован субъект ВЭД. В Гостаможслужбе даже предполагали, что отныне таможенные посты будут конкурировать между собой за предпринимателей. Однако старший менеджер PwC в Украине Игорь Даньков обращает внимание, что в новом Кодексе предусмотрено право таможенной службы устанавливать места таможенного оформления для отдельных товаров. «В прошлом имелся негативный опыт с оформлением мебели, цветов, медикаментов», - уточняет юрист.

Еще одним позитивным новшеством могло бы быть ограничение во времени срока растаможки – не более четырех часов. Но, согласно новому ТК, это касается исключительно таможенного оформления, и в данном случае не учитывается процедура таможенного контроля. Кроме того, как показывает практика, таможенники могут просто не принимать документы, пользуясь отговорками, и, соответственно, не производить таможенный контроль. «Не думаю, что стоит рассчитывать на существенное сокращение срока таможенного оформления и реальное соблюдение заложенных в кодексе четырех часов, - говорит партнер ЮФ FELIX Оксана Кобзар. - Способы затягивания таможней самого оформления будут работать, как и раньше».

Если ускорение растаможки и произойдет, то в большей мере благодаря внедрению электронного декларирования. В частности, речь идет об установке информационных терминалов (так называемых «киосков самообслуживания»), которых, по данным ГТСУ, насчитывается уже 207 штук. «На Харьковской таможне информационные терминалы установлены, но пока не работают*. Ожидается, что с первого июня они должны начать выполнять свои функции – самостоятельное введение брокером в автоматизированную систему таможенного оформления электронных копий деклараций», - рассказывает Оксана Кобзар. Правда, пока неясно, каким образом будет фиксироваться время подачи документов, которые прилагаются к декларации. Ведь точкой отсчета срока для таможенного оформления является подача декларации вместе с документами. Самих декларантов новая система радует. Они жалуются, что если декларацию можно сдать по электронным каналам, документы к ней пока приходится возить на таможню для проставления на них «штампа».

Разнообразие режимов

Ведущий эксперт отдела налогообложения компании «Эрнст энд Янг» в Украине Эдуард Злыденный обращает внимание на важность изложенного в новой редакции раздела, регулирующего таможенный режим товаров. В частности, после вступления в силу нового ТК он ожидает возрождения таких режимов, как реимпорт и реэкспорт. «Несмотря на их теоретическое существование с давних времен, эти режимы практически не применялись. В них не было смысла», - отмечает эксперт. Ведь на практике, при реимпорте таможенники зачастую требовали уплаты импортных налогов. А при реэкспорте, ни о каком возврате импортных пошлин речь вообще не велась.

Также предусмотрены новшества и для режима таможенного склада. В частности, новый Кодекс позволяет временно выпускать товары, находящиеся в данном режиме, с разрешения таможенного органа на срок до 45 дней. Ранее подобное тоже иногда практиковалось, но только с негласного согласия таможенников, со всеми вытекающими последствиями. Прогрессивные изменения внесены и в режимы переработки товаров за пределами (в пределах) таможенной территории Украины. Отменяется вексельная форма гарантирования уплаты налогов при ввозе товара на переработку. Существенно увеличен срок переработки товаров - с 90 до 365 дней.

По собственному усмотрению

Впрочем, пожалуй, самый важный для предпринимателей вопрос – определение таможенной стоимости товара, пока окончательно не решен.

У таможенников и далее остается возможность корректировки таможенной стоимости и классификации товара по УКТ ВЭД на собственное усмотрение.

Новый закон содержит и некоторые позитивные изменения в данном вопросе. К примеру, прописано, что таможенник должен поэтапно использовать методы определения таможенной стоимости. Но в Кодексе отсутствует исчерпывающий перечень документов для ее подтверждения. По словам Эдуарда Злыденного, компании, получавшие запрос на предоставление дополнительных документов для подтверждения заявленной стоимости, зачастую понимают, что предоставить их невозможно. «И не только потому, что их нет в наличии, а еще и потому, что неизвестно, как они должны выглядеть (хотя бы образец калькуляции стоимости производителя), - отмечает юрист. - Кодекс вряд ли изменит в сознании таможенников понимание того, что запрос дополнительных документов должен быть направлен на подтверждение цены сделки, указанной в сопроводительных документах, а не на отказ в принятии задекларированной стоимости и наполнение бюджета любыми способами».

Остается надежда, что соответствующие нормы закона еще могут быть доработаны. Виктор Янукович поручил Кабмину подготовить поправки к ТК, где, в частности, конкретизировать данные, отсутствие которых может служить основанием для истребования дополнительных документов.

Штрафы останутся

Новый ТК снимает с декларантов ответственности за неумышленные несистематические ошибки при заполнении декларации. «Такая норма должна исключить несправедливые протоколы о нарушении таможенных правил в отношении декларантов», - поясняет Оксана Кобзар. Однако добавляет, что возможность злоупотребления со стороны таможни не исключена. У инспекторов может появиться желание аргументировать применение штрафов тем, что ошибки обусловлены предоставлением недостоверной информации и документов. А потому будет очень важна позиция судов.

В свою очередь, Игорь Даньков отмечает, что, несмотря на уменьшение количества нарушений в новом Кодексе, его нормы, определяющие суть нарушений, не претерпели кардинальных изменений. Чрезмерные штрафы за нарушение таможенных правил не соответствуют тяжести нарушения. За мелкую ошибку могут применить штраф в размере до 200% стоимости товара. «Часто описание нарушения достаточно размыто, что позволяет вольную трактовку, - говорит юрист, - К тому же огромные штрафы будут налагаться не на истинных виновников, а на декларантов, которые в большинстве случаев являются просто техническим персоналом». Нормы об ошибках в декларации недоработаны и все равно могут трактоваться как позволяющие применять санкции за непредумышленные и незначительные ошибки в товаросопроводительных документах.

Зеленый свет избранным

Не обошелся новый ТК и без льгот для отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности ВЭД. Так, он вводит понятие «уполномоченный экономический оператор» (УЭО) - предприятие, имеющее право пользоваться специальными упрощениями в таможенных процедурах. В частности, речь идет и о праве на автоматическое применение метода определения таможенной стоимости по цене контракта.

Сторонники данной нормы отмечают, что требования к такому оператору соответствуют нормам международных конвенций. Противники парируют - для «своих» таможенники подведут под необходимые требования любое предприятие. Эдуард Злыденный называет введение такого статуса «скользким моментом». «Кодекс достаточно либерально определяет критерии для получения статуса уполномоченного экономического оператора, - поясняет он. - Фактически, любое юрлицо, осуществляющее ВЭД на протяжении 3-х лет, не имеющее налоговой задолженности и не попавшееся на черных схемах ввоза товаров, может получить такой статус».

Реальная же оценка предприятия будет проводиться на местах комиссиями, возглавляемыми начальником таможни. Статус УЭО может получить предприятие, сумма баллов которого по оценке таможенного органа после проверки составляет не меньше 50. Далее местная таможня направляет результаты проверки в ГТСУ, а та, в свою очередь, - в Минфин. Он и принимает окончательное решение. После этого все движется в обратном порядке. «Сложно представить необходимость такого бюрократического процесса», - говорит Эдуард Злыденный.

Многое зависит от бизнеса

Пока система не готова полностью к вступлению в силу нового Кодекса. Это касается как технической базы, так и законодательного обеспечения. Правительство должно до 31 мая подготовить целый ряд подзаконных актов. Среди них – пакет документов, касающихся применения таможенных режимов транзита и переработки на таможенной территории Украины, использования финансовых гарантий и много других. Должны быть обновлены порядок заполнения и форма таможенной декларации, и, наконец, Кабмин должен определить порядок проведения таможенных осмотров. Кроме того, пока не до конца понятно, как будет работать предусмотренный ТК пост-аудит, и какими будут правила проведения документальных проверок на данном этапе. Но Оксана Кобзарь подчеркивает, что широкие полномочия таможни в этой сфере следует изучать уже сейчас.

Игорь Даньков видит проблему в сжатых сроках ввода в действие Кодекса - ни субъекты ВЭД, ни инспекторы таможни толком не успеют ознакомиться с новыми правилами. Кроме того, он обращает внимание, что до сих пор неясно, какие товары попадут под финансовые гарантии при внутреннем транзите. А потому импортеры будут вынуждены гарантировать доставку товаров до места назначения путем депозита денежных средств на счет таможни. Но пока не установлены банки, уполномоченные на выдачу гарантий. Тем не менее, эксперт рекомендует внимательно изучить новый Кодекс и нормативно-правовые документы к нему, что поможет в будущем снять много проблем.

Но, пожалуй, самое главное – нужно занимать активную позицию и требовать, чтобы таможенный орган исполнял закон. «Только в этом случае Кодекс будет не документом, связывающим руки предпринимателю, а инструментом упрощения таможенных процедур. От активной позиции субъектов ВЭД во многом зависит, как будет работать новый Кодекс», - уверен Игорь Даньков.

 

*В ответ на данную публикацию в Харьковской областной таможне заявили, что утверждение о том, что информационные терминалы установлены, но не функционируют, не соответствует действительности. «В Харьковской областной таможне были установлены 7 информационных терминалов в местах расположения таможенных постов «Харьков-автомобильный», «Песочин», «Харьков-центральный», «Купянск», «Плетеневка», которые начали работу в полном объеме 15 апреля 2012 года. Ежедневно с их помощью принимается к оформлению более 35 % всех грузовых таможенных деклараций (на некоторых постах эта цифра приближается к 100%)», - говорится в письме пресс-службы таможни.

Кроме того, таможенники отмечают, что с начала работы терминалов информация о поломках, выходе их из строя, других причинах, которые могли помешать их функционированию, сотрудниками таможни не зафиксирована. О неработающих терминалах можно сообщить в Харьковскую областную таможню по телефону 731-51-52 с указанием конкретного места размещения для соответствующего реагирования.

Оценка материала:

4.83 / 6
Таможенная декларация: почему от нового Таможенного кодекса не стоит ждать чуда 4.83 5 6
Бізнес / Економіка
 Вилен Веремко 31.05.2012 9049
Еще материалы раздела «Економіка»