<
НОВИНИ ДНЯ: Портников назвав причини, чому США нарешті проголосували за допомогу Україні  Байден у розмові з Зеленським дав дві важливі обіцянки: чого чекати Україні  В Україну повертається тепло - 23 квітня вдень уже буде до +21°  Погодний апокаліпсис: Україну накрив потужний циклон, що це означає  Швидкісний режим на дорозі: поліція нагадала про штрафи та пояснила, як їх уникнути  Чи буде початок квітня теплішим за останній місяць весни: метеорологиня про погоду у травні  "Не хвилюйтесь, точно будуть": посол Данії сказав, коли Україна отримає F-16всі новини дня
 Татьяна Гармаш 15.06.2012 6613

Проклятие Гиппократа: частные клиники пока не надеются на прибыль

Ухудшающееся качество бесплатной медицины все чаще заставляет даже небогатых украинцев обращаться к частникам. Чтобы заполучить армию новых пациентов, в стране массово открываются частные клиники со сравнительно невысокими тарифами.

Кризис болезням не помеха

Частные врачи сумели обернуть просчеты государственной медицины в свою пользу. По словам владельца клиники «Борис» Михаила Радуцкого, несмотря на продолжающийся в стране экономический спад, их клиентская база растет. Только за последний год количество пациентов увеличилось на 15%.

Украинцы потянулись к частникам не от хорошей жизни, ведь получить бесплатную медицинскую помощь в нашей стране все сложнее. Даже в рядовой районной поликлинике за внимательное отношение врачей приходится платить — негласная стоимость обычной консультации составляет 50–100 грн. Более серьезные процедуры способны опустошить кошельки даже сравнительно небедных граждан. К примеру, операция по удалению аппендицита с учетом лекарств и «благодарности» хирургу обойдется как минимум в $300–400. При этом традиционные очереди и хамство персонала не исчезли. Поэтому многие граждане предпочитают заплатить немного больше, но получить хоть какие-то гарантии и сервис у частных врачей.

Клиент мельчает

В структуре клиентов негосударственных клиник растет доля пациентов со средним и даже ниже среднего уровнем дохода, а вместе с ней меняется и список наиболее востребованных услуг. Если даже после кризиса, в 2009–2010 гг., самыми популярными были консультационные осмотры, то с конца прошлого года спрос резко сместился в сторону неотложной помощи (вызов скорой, операции и пр.).

«Украинцы все чаще до последнего тянут с обращением к врачам и приходят в клинику лишь в случае крайней необходимости. Профилактических осмотров и лечения становится все меньше», — констатирует Михаил Радуцкий.

Если раньше страховые компании поставляли медикам 60–70% клиентов, то сейчас — меньше половины

Изменению структуры спроса способствует и тот факт, что пациентов со страховками у частников становится все меньше. Если раньше страховые компании поставляли медикам 60–70% клиентов, то сейчас — меньше половины. Работодатели, которые до кризиса готовы были оплачивать полисы своим сотрудникам, сегодня практически отказались от подобной заботы о персонале, причем с каждым годом тенденция лишь усугубляется.

Многие частные клиники и сами отказываются работать со страховщиками, так как те платят нерегулярно. В некоторых медучреждениях жалуются, что не могут выбить долги из страховых компаний уже больше года. И в ближайшее время эта проблема вряд ли решится, ведь, пытаясь остановить отток клиентов, страховщики демпингуют и продают полисы с немалыми скидками, а стоимость медицинских услуг, наоборот, растет. То есть неплатежи закладываются автоматически еще на этапе реализации страховок.

Денежный симптом

Пока погоду на рынке частной медицины делали пациенты с полисами, клиники пытались задобрить в первую очередь страховщиков. Именно под них разрабатывались максимально выгодные условия сотрудничества и пакеты услуг. Теперь же украинцы все чаще оплачивают лечение из своего кармана, поэтому становятся более требовательными к соотношению цены к качеству медицинской помощи.

«На первом этапе клиенты обращают внимание именно на стоимость услуг и уж потом — на их качество и общий уровень сервиса», — констатирует генеральный директор клиники ISIDA Самвел Аганов.

Эта тенденция уже спровоцировала появление десятков сравнительно недорогих клиник, причем не только в Киеве и городах-миллионниках, но и в областных и даже районных центрах. Зачастую это мелкие учреждения, нередко даже отдельные медицинские кабинеты, которые не могут похвастаться ни собственными лабораториями, ни наличием современного оборудования, зато расценки в прайсах вполне сопоставимы с «тарифами» государственных клиник. К примеру, консультацию специалиста можно получить за те же 100–120 грн. Нередко даже врач тот же, что и в муниципальной поликлинике (частники практикуют сотрудничество с «совместителями»). Но в отличие от основного места работы, он более вежлив с пациентами, да и очередей под кабинетами нет, что и подкупает потенциальных клиентов.

Со временем будет больше недорогих частных медучреждений, уверены эксперты. Впрочем, уже сейчас они начинают жестко конкурировать и менять правила игры на рынке. Несмотря на инфляцию и увеличение расходов на оборудование и персонал, крупные клиники так и не решились пересмотреть цены на свои услуги. По словам Михаила Радуцкого, тарифы следовало бы уже давно поднять как минимум на 10%. Но пока медучреждения не спешат переписывать прайсы, предпочитая уступить в собственной рентабельности, чтобы не потерять пациентов.

Медики вооружаются

Единственным способом опередить конкурентов для тех, кто не хочет опускаться в цене, остается гонка за новыми технологиями. Передовые клиники начали «гонку вооружений» несколько лет назад, причем с каждым годом они вынуждены тратить на закупку оборудования и внедрение новых методов лечения все больше средств. В клинике «Борис» рассказывают, что они намеренно ушли в высокотехнологичную медицину, так как конкуренция в этом сегменте рынка пока сравнительно невысокая. Недавно их медцентр получил эксклюзив у своих коллег из США на продвижение в Украине методов лечения на основе изучения генного кода человека (определяет предрасположенность к различным заболеваниям). В Соединенных Штатах с 2014 года граждане, не расшифровавшие свой код, даже не смогут получить страховой полис, у нас же этот метод пока в новинку, поэтому стоит недешево: исследования и профилактика болезней, попадающих в зону риска, обойдутся примерно в 20 тыс. грн. Какую сумму заплатили за технологию, в «Борисе» не говорят, отмечая лишь, что только на переподготовку персонала потратили более $50 тыс.

Украинцы все чаще оплачивают лечение из своего кармана, поэтому становятся более требовательными к соотношению цены к качеству

Самвел Аганов из ISIDA рассказывает, что по многим направлениям они формируют спрос с нуля. К тому же продвигать услуги приходится не только среди пациентов, но и среди врачей. «Например, недавно у нас стартовала программа обучения специалистов по цитогенетике, в дальнейшем планируем проводить подобные мероприятия регулярно», — говорит он.

Но если внедрением новых технологий занимается не так много клиник, то модернизировать оборудование стараются практически все. Тратить на технику врачам приходится все больше — ежегодная медицинская инфляция в мире составляет 10–15%, а применение в отрасли все более сложных разработок делает расценки на оборудование просто космическими. Скажем, стоимость аппарата МРТ доходит до $1 млн, элементарный УЗИ-сканер с модной сейчас 3D-реконструкцией обойдется в $20–40 тыс. Для сравнения: обычный аппарат УЗИ можно купить за $5 тыс. При этом все чаще оборудование устаревает еще до того, как медики успевают отбить его стоимость.

«Это как с IT-технологиями. Сегодня ты купил iPAD за $1 тыс., а через полгода вышел iPAD2, и еще вчера супермодный гаджет уже никому не нужен и по сути ничего не стоит. А в медицине обновление идет еще быстрее», — сетует Михаил Радуцкий.

В компании Telemed, торгующей медицинским оборудованием, говорят, что некоторые аппараты, особенно купленные без учета реальной пропускной способности клиники, в принципе нереально окупить, не говоря уже о том, чтобы на них заработать. Остановить же «гонку вооружений» медики не могут, так как рискуют попросту вылететь с рынка. В действительности, для многих клиник это мина замедленного действия, и она может взорваться уже в ближайшие годы, спровоцировав закрытие самых недальновидных медучреждений. Многие уже ищут выход из ситуации, пытаясь напрямую договориться с производителями оборудования по схеме trade-in (обмен устаревшей модели на более новую с доплатой).

Сугубо внутренний орган

Растущие расходы и отсутствие возможности повышать расценки на услуги снизили рентабельность медицинского бизнеса едва ли не вдвое. Если до кризиса врачи заявляли о 30–40% прибыльности, то сейчас получают в лучшем случае 15–20%. И это несмотря на расширение круга потенциальных клиентов. Неудивительно, что привлекательность отрасли в глазах инвесторов резко снизилась. Когда в прошлом году международный инвестфонд Advent International, являющийся системным инвестором в мировую медицину (имеет долю в клиниках 40 стран, в том числе в Восточной Европе), приобрел отечественную клинику ISIDA, врачи ликовали. Они расценили эту сделку как сигнал для рынка и начали наращивать свои сети, ожидая выгодных предложений от зарубежных инвесторов. В ISIDA говорят, что их инвесторы не разочаровались и по-прежнему готовы финансировать в открытие новых филиалов и качественное развитие клиник.

Но пока это единственный пример. Помимо общего снижения инвестиционной привлекательности Украины, западных инвесторов отпугивают постоянные отсрочки с внедрением в нашей стране обязательной страховой медицины. Вести дела в таких условиях могут разве что отечественные предприниматели или россияне. В прошлом году последние вели переговоры о приобретении нескольких клиник, но все же решили отложить сделки до лучших времен. Несколько украинских медцентров, планировавших выход на фондовые биржи, приостановили реализацию подобных проектов.


Принципы инвестирования в медоборудование


lavrentiyДмитрий ЛАВРЕНТИЙ, генеральный директор АО «УМТ»
(ЗАО «Укрмедтехника»)

— В последние годы в Украине стали появляться крупные частные диагностические центры, позволяющие провести всестороннее обследование организма человека, включая компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию, рентгенографию, маммографию, костную денситометрию и различные виды ультразвуковых и лабораторных исследований. Наш опыт комплексного оснащения таких центров показывает, что инвесторы вкладывают в медоборудование EUR7–10 млн, а срок их окупаемости обычно составляет от трех до пяти лет. В значительной степени он зависит от того, насколько удачно выбрана ниша для специализации клиники, а также привлечения высококлассных специалистов с именем.

Оборудование для частных клиник необходимо подбирать не по принципу моды или новизны, а по принципу рациональности использования, надежности, экономической эффективности эксплуатации. Кроме наличия современных технологий, должно учитываться множество других факторов: распределение пациентопотоков, возможность усовершенствования медоборудования, качество и стоимость сервисного обслуживания и т. д. Хотя для того чтобы поддерживать высокий уровень, необходимо в любом случае обновлять технику раз в несколько лет.

Хорошее медоборудование будет эффективным инструментом только в руках профессионала. Ведь пациент идет прежде всего к врачу, а не на аппарат и не на какое-либо исследование. Авторитет и статус специалиста — именно то, что привлекает людей в клинике. И это гораздо эффективнее любой рекламы.

Высококлассных врачей с достаточным опытом, которые «идут в ногу со временем», найти в Украине не так уж просто. К сожалению, в связи со сложной ситуацией в отечественной медицине и низкими зарплатами бюджетников, большое количество молодых перспективных специалистов ушли из практической медицины в другие сферы или уехали из страны. Поэтому больше шансов на успех у тех клиник, которые сумели не только привлечь докторов с именем, но и «взращивают» собственных специалистов, создавая им возможности для обучения, развития и повышения квалификации.

Оценка материала:

5.00 / 5
Проклятие Гиппократа: частные клиники пока не надеются на прибыль 5.00 5 5
Бізнес / Ринки та компанії
 Татьяна Гармаш 15.06.2012 6613
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»