НОВИНИ ДНЯ: В Україні 29 березня - дощі та сильний вітер, вдень до 16°  Чи мобілізують випускників перед вступом на магістратуру чи аспірантуру: відповідь Зеленського  Путін видав чергову хвору маячню: що сказав цього разу  Коли ховатимуть героїв на Військовому меморіальному кладовищі: у Мінветеранів назвали терміни  У частині України оголосили штормове попередження: де очікувати негоду  У Міноборони роз'яснили оновлений процес мобілізації згідно з новим законопроєктом  Нові акцизні ставки на сигарети в євро є важливою євроінтеграційною вимогою, - експертвсі новини дня
Життя та Стиль
Суспільство

Великолепная четверка: как экологи-энтузиасты спасают Украину

Активисты четырех частных некоммерческих экологически проектов рассказали Контрактам, от чего они спасают Украину.

1. Yobies. Рассказывает Роман Судольский

e01

Yobies организовали три человека — я, Олесь и Ларион. Остальные помогают эпизодически. Я — журналист, Олесь — переводчик, Ларион — аспирант, тоже занимается переводами. Все мы учились в Киево-Могилянской академии. Мы нигде не зарегистрированы и аполитичны.

Идея проекта родилась в середине 2011 года. Тогда Олесь сделал первого Jobу — человечка из пластиковых бутылок. В кругу друзей мы обсуждали, может ли из этого получиться экологический проект. Затем на время о нем забыли. В конце прошлого года я пришел к Олесю с предложением снять видеоролик, в котором главными героями станут пластиковые человечки.

Сначала мы, шутя, называли пластиковых человечков Jobies, потом под это подвели определенную идеологию. Официальная версия названия: в австралийском диалекте английского есть yob — слово-перевертыш от boy (мальчик). Оно означает неприкаянного человека, который не может найти себя в этой жизни, реализовать в обществе потребления. Пластиковые существа — следствие человеческого равнодушия. Они появились на свет, потому что люди оставляют после себя огромное количество пластикового мусора.

Большинство экологических инициатив, в том числе социальной рекламы, слишком деликатно отображают суть происходящего. А ситуация с экологией на планете реально должна пугать. Мы решили, что влияние человека на природу надо показывать жестче, правдивее. Поэтому название выбрали такое, чтобы обратить внимание людей.

Сняли уже два документальных фильма-ролика и провели презентацию в Кинопанораме. Первый на своем сайте разместил российский Гринпис. Сейчас заканчиваем третий — он должен выйти в начале осени. Видео посвящено Евро2012 и рассказывает о том, как здесь мусорили. Проблема пластика не менее серьезна, чем глобальное потепление или вырубка лесов, ведь его разбросано очень много. Кроме того, никто не исследовал его влияние на человеческий организм.

Мы начали убирать весной 2012 года. Совершили несколько таких акций под брендом Yobies. Хотим показать, что мы не просто художники, а реально намерены решить проблему. Друзья нас поддержали. Мы проводили подобные мероприятия с предварительными анонсами в соцсетях. Убирали в районе Пейзажной аллеи, на Лесном массиве в лесу и на Алмазном — самом большом, красивом, но, увы, ужасно замусоренном озере в Киеве. Мы очищали территорию не только на суше, но и в воде, насобирав три больших плота мусора. В итоге получилось чуть более 20 больших мешков.

2. ProArts. Рассказывают Дмитрий Грамоданов и Александр Федянин

e02

Дмитрий Грамоданов (консультант по трудоустройству и карьере): У нас на улице лежат батарейки, а люди не знают, что они приносят вред. В интернете много противоречивой информации. Я написал запрос в МЧС, Минэкологии, Минстрой, два месяца вел с ними переписку. Мы провели минимум 20 встреч. Перед Евро2012 нам уделили внимание, сейчас продолжаем переписываться.

Проект с батарейками — очень опасная инициатива. Украина — единственная страна в Европе, где на законодательном уровне люди, производящие или импортирующие батарейки, не несут никакой ответственности за их утилизацию. Нам поступали угрозы от лиц, заинтересованных в существовании такой схемы. В ЕС в стоимость батарейки входит цена ее утилизации.

Александр Федянин (интернет-предприниматель): Во Франции 27 тыс. приемных пунктов батареек. В Евросоюзе законодательно предусмотрено, что импортеры и производители должны ежегодно изымать на утилизацию до 25% проданных батареек, а через два года — 50%. В Украине никакого регулирования не существует, да и приемных пунктов нет. Есть две или три организации, которым еще надо заплатить, чтобы сдать батарейки.

Дмитрий Грамоданов: Министерство экологии предоставило нам список предприятий, которые утилизируют батарейки. Часть из них имеют лицензию на утилизацию, но фактически этим не занимаются. Есть предприятия, которые перерабатывают батарейки бесплатно, но им нужны определенные объемы зарядных устройств. Условно говоря, они не примут 3 кг батареек, им необходимо привезти КамАЗ. Но столько привезти никто не может, потому что батарейки, по классификации Минэкологии, считаются особо опасными отходами. Для того чтобы частному лицу загрузить КамАЗ батарейками, ему нужна лицензия. В общем, легально это делать не получится, а нелегально — могут арестовать.

Мы заручились поддержкой представительства ЕС в Украине, которое занимается вопросами ядерной безопасности. Фактически у нас нет такой задачи, как сдать 10 бочек батареек и объявить об этом всем. Мы хотим по возможности выработать систему на законодательном уровне и на уровне операционных вещей. Сейчас собираем вторую бочку батареек, одну уже законсервировали. И нет ни одного госоргана в Украине, который сказал бы нам, безвредно ли хранить таким способом отработанные батарейки или нет, как их транспортировать. Мы принимаем фактически сухие батарейки («потекшие» не берем).

Александр Федянин: Весной мы бросили клич по социальным сетям — у нас была очередь. Не бездушные к вопросам экологии украинцы звонили нам и сообщали, что в лесу стоит ведро с батарейками, просили его забрать. Проблема в том, чтобы создать структуру и схему и сделать это правильно. Первую пластиковую бочку, предназначенную для химических отходов, мы законсервировали и спрятали в подвал, куда больше не ходим. Уже точно насобирали 30 кг батареек. Вторую на 80 л только начали наполнять. Но мы все равно не знаем, насколько это законно, и в связи с угрозами считаем, что это надо переводить на документальную основу. Мы хотим быть уверенными также в том, что, приняв батарейки, предприятие их переработает, а не выбросит на свалку за Киевом.

В столице один миллион семей, каждая за год использует 4–10 батареек, что в пересчете на вес составляет 200 г отработанных устройств, то есть 20 тыс. т производит только Киев. А где они все? В земле. Многие люди вообще равнодушно относятся к этому вопросу. Одна пальчиковая батарейка может загрязнить 400 л воды, или 20 куб. м грунта.

3. Проект «Зробимо Україну чистою». Рассказывает Наталка Хомяк

e03

Мы создали организацию в 2009 году, тогда же провели первую уборку в киевском Парке партизанской славы. Фактически два человека основали «Зробимо Україну чистою» — Катя Стрипко и Юра Пивоваренко, координатор национального проекта. Основной коллектив проекта — 15 человек. Активистов — до 10. Все участники имеют основную работу, но уделяют проекту свободное время. Юра — программист, Катя работает в госучреждении.

Мы — общественная организация, некоммерческий проект. Сотрудничаем с компаниями, но берем у них не деньги, а ресурсы — просим обеспечить нас рукавицами, мусорными пакетами и прочим необходимым для уборки инвентарем. Нам легче так работать и обходиться без расчетного бюджета. Еще мы получаем грант. Но опять-таки большая часть средств уходит на расходные материалы. В масштабах всей Украины это очень много, и мы не можем на собственные средства все организовать. Оплаченных должностей у нас нет. Все люди работают на добровольных началах.

Идея заключается не в том, чтобы убрать мусор за всеми. Это нереально и очень тяжело. Мы хотим показать, что, действуя сообща, то есть всей Украиной, можно глобально что-то изменить. Ежегодно в апреле мы организовываем одну уборку и оглашаем ее результаты: сколько убрано, какое количество мусора собрано. В этом году мы привлекли к уборке 51 тыс. человек в 110 городах Украины. Таким образом показываем, что можно сделать, если убирать два-три часа в день.

Пытаемся научить людей не выбрасывать на землю мусор, сортировать отходы, также организовываем образовательную программу с экскурсиями на «Київміськвторресурс», где можно посмотреть,  как перерабатывается мусор и т. д. Лоббируем закон о введении штрафов за несанкционированное выбрасывание мусора.

Деньги в этом году получили по гранту. Отправили в грантовый центр заявку, где прописали, на что потратим средства. В 2012 году получили 10 тыс. грн, но отчитывались за них так, будто получили 100 тыс. Организации, предоставляющие гранты, требуют детальнейшего отчета за каждую потраченную копейку.

В этом отношении проще работать с партнерами. Во время сотрудничества с ними сразу оговариваем, что они не спонсоры и мы не обещаем им определенное количество упоминаний в прессе, а только предоставляем возможность участвовать в уборке и рассказывать в соцсетях об их помощи. У нас был пример, когда алкогольный бренд давал деньги, прося взамен определенные услуги, но мы отказались. В этом году к нам активно стучались представители МММ, готовые принять участие в уборке, но и им пришлось отказать.

Общественность очень негативно реагирует на участие в наших акциях компаний или политиков. Мы аполитичны и не сотрудничаем с властью, но когда у нас выступает председатель отдела контроля за благоустройством из ККГА, нас обвиняют в поддержке политических сил. И в этом проблема. Мы ведь не можем убирать в парке, который принадлежит городу, без разрешения администрации. Но политики хотят осветить это в СМИ, и мы вынуждены сотрудничать. Некоторые жэки запрещают нам убирать, аргументируя это тем, что мы акцентируем внимание на том, что они не выполняют свою непосредственную работу.

Киев — самая грязная столица Европы. У нас есть проблема с несанкционированными свалками. Эти ресурсы можно было использовать и зарабатывать до 2 млрд грн в год. Пластиковая бутылка перерабатывается в специальную крошку, которую можно продать за границу. Из нее можно изготовить новые пластиковые продукты. У нас нет компаний, которые занимались бы этим.

4. «Акватория жизни». Рассказывает председатель организации Дмитрий Волков

e04

Активных участников наберется человек десять. Это люди разных профессий: преподаватели, инженеры, фотографы, музыканты, предприниматели.

Мы пытаемся сохранить флору и фауну в водоемах Одессы и области, куда входит часть акватории Черного моря. В основном проводим исследования за свой счет, на их базе публикуем отчеты.

С 2010 года, еще не будучи организацией, исследовали численность популяции моллюска рапана. Пришли к определенным выводам и убедили в их правильности Госрыбагентство Украины. Хищные рапаны питаются моллюсками: первой их жертвой стали черноморские устрицы, на очереди — мидии. В Крыму до сентября запрещен вылов мидий. Это было одно из наших требований к Госрыбагенству, хотя их было больше. Мы хотели запретить вылов мидий вообще — как любительский, так и промышленный. И снять любые ограничения на вылов рапана, поскольку этот вид наносит ущерб экосистеме Черного моря. Уничтожение черноморской мидии может привести к большим потерям.

Крым — огромный естественный риф, он лишен мидий на 99,9%. В акватории Одессы, в наших мелких водах, их осталось всего 30% от былой численности, но существует угроза их полного исчезновения. Мидия — краеугольный камень фундамента экосистемы Черного моря. Это средообразующий вид. Там, где обитает мидия, — чистая вода, водные растения, живет рыба.

Мы активно участвуем в продвижении бесфосфатной химии. Пытаемся убедить народ пользоваться в быту не дешевыми стиральными порошками, а теми, что меньше вредят. Фосфаты приводят к росту определенных видов водорослей. Один грамм фосфатов способствует развитию 10 кг гепатотоксичных и нейротоксичных организмов. Когда они разлагаются, то фактически становятся ядом для водных обитателей, а также и для купающихся.

В 2010 году от устья Днестра до Очакова сотни тысяч кв. км дна были мертвыми. Вода перенасытилась водорослями, которые потом погибли, стала темной, отчего было минимальное содержание кислорода. Умирали растения, рыбы и мидии.

В 2010-м инфекционные больницы приняли втрое больше пациентов, чем было раньше, и мы это связываем с морской водой.

Оценка материала:

5.00 / 5
Великолепная четверка: как экологи-энтузиасты спасают Украину 5.00 5 5
Життя та Стиль / Суспільство
 Надежда Гончарук 11.08.2012 7810
Еще материалы раздела «Суспільство»