НОВИНИ ДНЯ: Скільки можна зберігати борщ в холодильнику, щоб він лишався смачним та їстівним  Народний синоптик Діденко попередила про різку зміну погоди в Україні — де очікувати дощі  Зеленський про народжуваність під час війни: головне питання у безпеці  Буданов про теракт під Москвою: Росія знала про підготовку щонайменше за місяць  В Україні 29 березня - дощі та сильний вітер, вдень до 16°  Чи мобілізують випускників перед вступом на магістратуру чи аспірантуру: відповідь Зеленського  Путін видав чергову хвору маячню: що сказав цього разувсі новини дня
Бізнес
Економіка
 Татьяна Гармаш 15.10.2012 2448

Туз в рукаве: попытки Украины отбиваться от торговых ударов только раззадоривают россиян

Торговая война между Украиной и Россией обостряется. На этот раз в эпицентре боевых действий оказались автомобили. Наша страна ввела ответный утилизационный сбор на машины, поставляемые из РФ. И, скорее всего, решить вопрос миром в ближайшее время не получится. Соседи уже планируют новые удары по нашим экспортерам.

Утилизационное ралли

Согласно постановлению Кабмина, российские импортеры будут вынуждены доплачивать от $1 тыс. за авто с объемом двигателя от 1 л до 2 л до $14 тыс. — за грузовики и автобусы. Отечественные чиновники не скрывают, что пошли на крайние меры в ответ на аналогичные действия россиян. В РФ утилизационный налог (от $800 на малолитражки до $13,6 тыс. на тяжелую технику) начал действовать с 1 сентября этого года. Наши экспортеры в панике. Ведь теперь техника украинской сборки при пересечении границы соседней страны дорожает как минимум на 15%, что делает ее неконкурентной. Это грозит автопроизводителям если и не потерей экспортного рынка, то по меньшей мере существенным снижением доходов. По данным ассоциации «Укравтопром», в Россию уходит до 90% нашего автомобильного экспорта. В минувшем году украинские сборщики отгрузили более 40 тыс. единиц техники на сумму свыше $340 млн.

Самыми популярными у российских покупателей до недавнего времени были ЗАЗ Chance (Lanos), Sens, Chery Bonus (на нашем рынке ЗАЗ Forza), Богдан­2110, Богдан­2111, Богдан­2310 (аналоги ВАЗов). Теперь они фактически теряют ценовое преимущество. Так, утилизационный сбор для машин «Богдан­2110» составит почти 27 тыс. руб. (более $800). Разница в цене с более респектабельной Lada Priora сократится всего до $300, что вряд ли станет аргументом для российского покупателя.

Отечественные чиновники до последнего верили, что им удастся убедить российских коллег освободить продукцию украинского автопрома от дополнительных налогов. Еще в начале сентября премьер-министр Николай Азаров утверждал, что якобы достигнуты договоренности с российской стороной о пересмотре утилизационного законодательства. Но чуда не произошло, что и вынудило наше правительство спешно вводить «зеркальные меры».

Перестарались

Украинский вариант получился даже более скандальным, чем российский. Ведь в РФ сбор на переработку теоретически обязаны уплачивать все автопроизводители, просто местным заводам предоставляется отсрочка взамен на обещание развивать утилизационную инфраструктуру. У нас же платить будут только россияне. Это позволяет соседней стране обратиться в ВТО, членом которой она недавно стала, требуя отмены дискриминационного сбора. Неизвестно, воспользуется ли она этим правом или предпочтет решить вопрос миром.

Нынешняя утилизационная история — лишь отдельный эпизод в масштабном торговом противостоянии между нашими странами

Понятно, что нынешняя утилизационная история — лишь отдельный эпизод в масштабном торговом противостоянии между нашими странами. Россия, скорее всего, и дальше будет активно использовать торговый рычаг для политического давления на Украину. Ведь сколько бы ни заявляли наши чиновники о переориентировании экспорта на Европу и Среднюю Азию, пока главным рынком сбыта для многих отечественных предприятий является именно РФ. Причем темпы отгрузки товаров в соседнюю страну не только не сокращаются, но и динамично растут. В первом полугодии 2012 года этот показатель увеличился более чем на 8% (до $9 млрд). Лучшие результаты показало машиностроение (36,7% от всего экспорта), металлургия (19,2%) и химпром (11,3%). Не исключено, что следующие удары россиян придутся именно по этим группам.

Ящик Пандоры

Повод для подобных подозрений есть. Не успели высохнуть чернила под утилизационной программой для легковой и грузовой техники, как российские власти уже подумывают о введении аналогичного сбора на сельско­хозяйственные машины. И хотя точные ставки сборов пока не называются, наши импортеры, которые занимают 16% российского рынка тракторов, уже начали нервничать.

Множатся скандалы и на стратегически важных для нас продовольственных рынках. История с сырами, в которых будто бы слишком много пальмовых жиров, далека от завершения даже после массовых проверок российскими контролерами отечественных сыркомбинатов. В скором времени возможны и новые трудности для отечественных пивоваров. Россия планирует запретить поставки в свою розницу пенного напитка в ПЭТ-упаковках (соответствующий документ на днях должен подписать Владимир Путин). 90% нашего экспорта пива (до 2 тыс. дал в месяц) приходится именно на такую тару.

Но больше всего наших экспортеров пугает тот факт, что РФ все чаще пытается лишить их доступа не только на свой, но и на рынки стран — членов Таможенного союза. Назревает, в частности, сахарный скандал. Россияне обнаружили, что Казахстан допускает в свою розницу украинский сахар без пошлины в 340$/т, которая действует в РФ, и потребовали «гармонизировать таможенное законодательство». Если казахи уступят, надежды наших сахарозаводчиков существенно нарастить экспорт в этом году (планировалось увеличить отгрузки до 300 тыс. т), скорее всего, не оправдаются, так как озвученная пошлина по сути является запрети­тельной.

Чем сможет ответить на эти действия Украина, пока не известно. Импорт из России в нашу страну также растет. В первом полугодии положительная динамика составила порядка 7% (до $14 млрд). Но более трети в этом объеме занимают топливно-энергетические ресурсы, ужесточить условия поставок которых без ущерба для собственной экономики наша страна просто не в состоянии. Поэтому отечественным чиновникам остается разве что продолжать эксперименты с автомобилями (до сих пор в Минэкономики пылится проект решения о введении акцизного сбора до 30% от таможенной стоимости на российские авто).

Оценка материала:

5.00 / 2
Туз в рукаве: попытки Украины отбиваться от торговых ударов только раззадоривают россиян 5.00 5 2
Бізнес / Економіка
 Татьяна Гармаш 15.10.2012 2448
Еще материалы раздела «Економіка»