<
НОВИНИ ДНЯ: Портников назвав причини, чому США нарешті проголосували за допомогу Україні  Байден у розмові з Зеленським дав дві важливі обіцянки: чого чекати Україні  В Україну повертається тепло - 23 квітня вдень уже буде до +21°  Погодний апокаліпсис: Україну накрив потужний циклон, що це означає  Швидкісний режим на дорозі: поліція нагадала про штрафи та пояснила, як їх уникнути  Чи буде початок квітня теплішим за останній місяць весни: метеорологиня про погоду у травні  "Не хвилюйтесь, точно будуть": посол Данії сказав, коли Україна отримає F-16всі новини дня
Політика
Україна
 Вилен Веремко 14.11.2012 6279

Не так безобиден черт: за что и как покарают фальсификаторов

Цинизм, с которым фальсифицировались нынешние парламентские выборы в некоторых случаях, поражает. Возможно лица, грубо искажающие волеизъявление народа, до конца не осознавали, что совершают преступления, за которые в Уголовном кодексе предусмотрены вполне реальные наказания. Или просто верили в свою безнаказанность.

Наивно полагать, что за содеянное ответят все виновные. Скорее показательно возбудят несколько уголовных дел и даже кого-то оштрафуют. Но стоит помнить, что срок давности по подобным преступлениям исчисляется годами. А доказательств нарушений на выборах, похоже, ныне предостаточно.

Пока же генпрокурор Виктор Пшонка сообщил, что ГПУ возбудила фактовое дело о фальсификации бюллетеней лишь в округе №223 по ч.3 ст.158 УК (до 5-ти лет лишения свободы). И пообещал, что если ЦИК направит материалы по другим округам, ГПУ рассмотрит их на предмет возбуждения дела. В целом, органы прокуратуры возбудили 9 дел, 5 из которых касаются подкупа избирателей. И все.

Статья найдется

Уголовное наказание за фальсификацию выборов предусмотрено статьями 157-159-1 УК. Как отмечает партнер ЮК «КПД Консалтинг» Кирилл Казак, если обобщить, то ответственность наступает за нарушение законодательства на всех стадиях избирательного процесса: от формирования списков избирателей и ознакомления с ним, до подведения итогов голосования. В частности, основными действиями, за которые предусмотрена уголовная ответственность, являются препятствование реализации избирательного права или права быть избранным, фальсификация избирательных документов и итогов голосования, кража бюллетеней, голосование более одного раза, незаконное уничтожение избирательной документации, нарушение тайны голосования и нарушение порядка финансирования предвыборной кампании. При этом законодательство предусматривает разные виды наказания: от штрафов в несколько сотен гривень, до лишения свободы на срок до 10 лет.

Одним из наиболее массовых нарушений на выборах была скупка голосов избирателей

В зависимости от того, какие именно действия совершены, к ответственности могут быть привлечены как простые граждане, так и наблюдатели, кандидаты, члены избирательных комиссий, служебные лица. При этом ответственность субъектов избирательного процесса более жесткая, поскольку они должны быть примером соблюдения законодательства во время выборов. Стоит отметить, в большинстве случаев уголовная ответственность предусмотрена за умышленные деяния, вместе с тем, корыстный мотив, как обязательный квалифицирующий признак соответствующих преступлений, не используется.

Уголовное преследование

Одним из наиболее массовых нарушений на выборах была скупка голосов избирателей. За голос давали от 50 грн до 500 грн, а также продуктовые наборы, канцелярские принадлежности и прочие материальные ценности. Согласно ст. 157 УК, препятствование свободному волеизъявлению граждан, сопряженное с подкупом, обманом или принуждением, карается штрафом в размере от 5100 грн до 8500 грн или лишением свободы на срок до 2 лет. Такую же ответственность должны понести лица, которые подкупом или угрозами пытались влиять на деятельность членов избирательных комиссий или наблюдателей. А в случае, когда подобные действия были совершены с применением насилия или с угрозой насилия, штрафом уже не отделаешься. Виновного могут отправить за решетку на срок до 3 лет. Если же преступление совершено группой или членом комиссии, другим служебным лицом, максимальный срок вырастает до 5 лет. За вмешательство чиновника в деятельность избирательной комиссии, незаконные требования или указания повлиять на решение комиссии, виновный будет наказан штрафом в 8500-17000 грн или лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.

Широкое применение сегодня могла бы получить ст. 158 УК, которая предусматривает ответственность за фальсификацию избирательных документов. Так, за незаконное изготовление, хранение или использование поддельных бюллетеней или «открепительных» можно отделаться штрафом в 3400 грн – 6800 грн, а можно получить и лишение свободы на срок до 3 лет. Если фальсификацией документов занимался член избиркома, кандидат в депутаты или его представитель, он получит штраф до 10200 грн или лишение свободы на срок до 4 лет. Если же вследствие таких действий невозможно определить результаты выборов на избирательном участке, виновному могут дать до 5 лет лишения свободы. Также имели место случаи кражи или сокрытия бюллетеней и протоколов. За это УК предусматривает штраф до 6800 грн или ограничение свободы на срок до 2 лет. Но если такие действия привели к невозможности установить результаты голосования, «потолок» штрафа поднимается почти до 12000 грн или грозит лишением свободы до 5 лет. Подмена членами избиркома бюллетеней с отметкой избирателя или незаконное внесение в протокол изменений после его заполнения, если это привело к невозможности определить волеизъявление избирателей, карается штрафом до 17000 грн или лишением свободы на срок от 3 до 6 лет.

Законодательство предусматривает разные виды наказания: от штрафов до лишения свободы до 10 лет

Предусмотрена в УК и ответственность за «карусели», «синие свитера» и прочие подобные технологии. Так, незаконная передача избирателем своего бюллетеня другому лицу может привести к лишению свободы на срок до 3 лет. А за умышленное предоставление членом комиссии гражданам возможности проголосовать за другое лицо или более одного раза, выдачу бюллетеня гражданину, которого нет в списке избирателей или выдачу заполненного бюллетеня, предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от 3 до 6 лет. Это далеко неполный список противозаконных действий, за которые законодательством предусмотрена уголовная ответственность. К этому стоит добавить, что одно лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по нескольким статьям, если в его действиях усматривается несколько составов преступления.

Административная ответственность

Кроме уголовной, за нарушения на выборах также устанавливается административная ответственность (глава 15-А Кодекса об административных нарушениях). В частности, к админответственности привлекаются лица за нарушение порядка ведения реестра избирателей, не предоставление избирателям реестра для ознакомления, а также нарушение предвыборной агитации, ограничений относительно ее ведения и прочее. К примеру, за предоставление преимущества на ТВ или в печатных СМИ определенному кандидату или партии нарушители – служебное лицо или творческий сотрудник – должны наказываться штрафом в 170- 850 грн. Кроме того, сопровождение официальных сообщений в СМИ агитационными комментариями о деятельности служебных лиц органов госвласти влечет за собой штраф в 850-1700 грн. Также в КоАП предусмотрена ответственность за нарушение права кандидатов и партий на использование на равных условиях помещений для проведения агитации – штраф до 1700 грн. За использование агитационных материалов без исходных данных можно получить штраф от 170 грн до 1190 грн. А вот размещение предвыборной агитации в запрещенном месте, скажем в метро или на общественном транспорте, потянет лишь на штраф в 85 – 170 грн. Правда, если такие материалы разместило рекламное агентство, ответственное лицо оштрафуют на сумму до 3400 грн.

Дамоклов меч

Учитывая сказанное, по итогам выборов могло бы появиться немалое количество уголовных и административных дел. Но сегодня такое выглядит больше фантастикой. В частности, по мнению Казака, это связано с ограниченными возможностями правоохранителей относительно фиксации и расследования правонарушений и преступлений, неполной фиксацией этих нарушений, недостаточностью доказательств по всем нарушениям для привлечения к ответственности. А также и с умышленным замалчиванием отдельных нарушений, политической волей власти, которая может повлиять на правоохранительную систему и ограничить количество уголовных дел в своих интересах.

Пока отсутствует равенство всех перед законом, эффективность последнего будет очень низкой

Однако это не значит, что фальсификаторам можно спать спокойно. В зависимости от тяжести преступления сроки давности по ним составляют от двух до десяти лет. А кто знает, как повернется ситуация через пару-тройку лет. При этом кроме самих бюллетеней, которые согласно законодательству должны сохраняться на протяжении 5 лет, существуют и другие доказательства. «Привлечь к ответственности можно и прошествии 5 лет со дня выборов, - говорит Казак. - Но это можно осуществить лишь при наличии доказательств». Последними могут выступать любые фактические данные, имеющие значение для решения дела. Источниками доказательств, которые содержат такие данные, могут быть как документы (протоколы или их копии, другие документы), так и показания свидетелей, видео- или аудиозаписи (причем не только официальные, но и записи журналистов и других лиц), иные предметы (оборудование для изготовления фальшивых бюллетеней, фальшивые печати и т.д.). Стоит также отметить, что УК предусматривает ответственность за незаконное уничтожение избирательной документации в госархивах и ЦИК после проведения выборов. За это можно получить до 5 лет лишения свободы.

Главное – неотвратимость наказания

Партнер ЮФ «Ващенко, Бугай и партнеры» Денис Бугай считает, что сегодня в Украине существует достаточная законодательная база, которая регулирует порядок привлечения к ответственности лиц за совершение ими избирательных фальсификаций. Проблема заключается лишь в отсутствии в стране политической воли и желания исполнять нормы закона.

По словам Казака, действующее законодательство предусматривает достаточно суровую уголовную и административную ответственность за нарушения во время выборного процесса. И само по себе оно является эффективным предупреждением злоупотреблений во время выборов. Потому вносить радикальные изменения в законодательство не нужно. Основным моментом здесь является применение законодательных норм, использование административного ресурса для махинаций и злоупотреблений, неравенство провластных и оппозиционных политических сил. «Именно в этом кроется основа злоупотреблений, - говорит юрист. - Законодательство – это лишь инструмент, и его эффективность зависит от того, в чьих оно руках. Пока отсутствует равенство всех перед законом, эффективность последнего будет очень низкой».

Оценка материала:

4.75 / 16
Не так безобиден черт: за что и как покарают фальсификаторов 4.75 5 16
Політика / Україна
 Вилен Веремко 14.11.2012 6279
Еще материалы раздела «Україна»