НОВИНИ ДНЯ: Саміт миру у Швейцарії: Портников попередив про "пастку" Китаю для України  Секретар РНБО України назвав умови для перевороту проти Путіна  Україна зможе бити за лінією фронту: Норвегія обіцяє значну кількість F-16 із найновішим озброєнням  Синоптик прогнозує заморозки в Україні: де та коли буде "мінус"  Секретар РНБО відповів на заклик США не бити по НПЗ в Росії  Весна дійшла до піку і повернула на зиму: які сюрпризи готує погода  Зливи з грозами, а у Карпатах до 0 градусів: прогноз погоди на тижденьвсі новини дня
24.11.2012 6113

Гуттаперчевый центробанчик: почему в НБУ не замечают девальвацию гривни

Как говорят психологи, если не можешь изменить ситуацию, попробуй изменить свое отношение к ней. Собственно, именно так и поступает Нацбанк.

Преодоление долларом психологической отметки в 8,3 UAH/USD 13 ноября можно назвать проявлением неминуемой девальвации гривни. А можно обойтись более сдержанной формулировкой. Как заявил директор департамента анализа и прогнозирования денежно-кредитного рынка НБУ Сергей Кораблин, регулятор будет повышать гибкость курса национального дензнака. «Постепенное повышение курсовой гибкости отечественной валюты — неизбежность», — объяснил чиновник. Интересно было бы узнать пределы этой эластичности. Скажем, может ли она при курсе 8,8 UAH/USD или 10 UAH/USD называться крахом или обвалом. А судя по всему, дело к тому и идет.

Совершенно очевидно, что поддерживать стабильность гривни НБУ не в состоянии. Справедливости ради отметим, что со своей стороны он сделал все, что мог, и по большому счету решать экономические проблемы государства с помощью монетарных инструментов в принципе невозможно. С их помощью можно разве что подстелить соломку, но никак не избежать падения.

События в экономике развиваются так, что сдерживать не только натиск валютных спекулянтов, но и обычных субъектов хозяйствования можно только за счет продажи валютных резервов. В прошлом месяце НБУ даже установил своеобразный антирекорд. Только за октябрь его золотовалютные резервы сократились на 8,4%. Потери составили $2,4 млрд.

Другой антирекорд октября: население купило валюты на $2,169 млрд больше, чем продало. Такой высокий спрос на доллары последний раз наблюдался осенью 2008 года. Совершенно очевидно, что еще немного — и начнутся панические настроения на рынке. Тогда удержать курс даже жесткими административными методами не удастся.

На этом поток негатива не иссяк. Ноябрь принес еще один сюрприз. По данным Госстата, дефицит внешней торговли товарами Украины за девять месяцев 2012-го добрался к отметке $11,474 млрд. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, наш провал на внешних рынках увеличился на 19,6%.

Совершенно очевидно, что поддерживать стабильность гривни НБУ не в состоянии

Интересно, можно ли такие цифры назвать гибкостью торгового баланса и стоит ли применять это слово к траектории, например, падающего кукурузника, у которого топливо улетучилось через дырявый бензобак. Наверняка пилоты, видя приближающуюся землю, выразились бы несколько категоричнее.

Надо признать, что Нацбанк применил не весь арсенал для поддержания курса. В ход еще не пошли возможность менять сроки выполнения внешнеэкономических контрактов и требование обязательной продажи части (или может быть даже всей) валютной выручки экспортерами. Скорее всего, эти механизмы включатся уже ближе к декабрю, когда гибкость достигнет 8,4–8,5 UAH/USD.

Это станет последней возможностью избежать крутого пике. Дальше НБУ придется умывать руки. Собственно, почва для этого уже готовится. Недавно Совет Нацбанка решил почему-то рекомендовать Кабмину, среди прочего, содействовать возобновлению программы stand-by с МВФ. Как будто в правительстве не понимают, что дружба с Фондом — это последняя возможность для страны избежать очередного финансового армагеддона. Хотя у Кабмина может быть и запасной аэродром.

Снять всю напряженность на валютном рынке и существенно улучшить ситуацию с торговым балансом позволит согласие Украины на вступление в Таможенный союз с Россией и прочими братскими государствами. При этом сценарии почти втрое снизится стоимость газа, и, может быть, дефицит во внешней торговле удастся свести к нулю или даже в небольшой плюс. Фактически сейчас власти стоят перед выбором между экономической катастрофой, потерей части суверенитета и выполнением требований МВФ. Причем, что касается Фонда, речь идет всего лишь о кредитной передышке. В лучшем случае удастся снять напряженность с предстоящими в следующем году выплатами в пользу МВФ в размере $5,6 млрд. Но экономические проблемы все равно никуда не денутся. При отсутствии реформ придется снова и снова демонстрировать гибкость курса гривни, пока он окончательно не потеряет способность к сжатию и расширению. Надеяться, что правительство поспешит изменить экономический ландшафт, в ближайшее время не приходится. До сих пор все новации носили явно косметический характер и совершенно не влияли на траекторию экономики страны. А угроза кризиса для людей, чей бизнес завязан на экспорте, не слишком мощный стимул что-либо менять.

Коллаж Андрея Дмитренко

Оценка материала:

4.78 / 9
Гуттаперчевый центробанчик: почему в НБУ не замечают девальвацию гривни 4.78 5 9
 Дмитрий Гонгальский 24.11.2012 6113
comments powered by Disqus
Еще колонки: Дмитрий Гонгальский