<
НОВИНИ ДНЯ: Буданов розкрив план зі знищення путінської армії в Україні  Допомога Україні від США: згідно з законопроєктом американська влада має розробити довгострокову стратегію підтримки  Буданов анонсував нові атаки на РФ: Маємо показати, що Путін не може захистити росіян  Зеленський звернувся до лідерів країн ЄС: треба переграти Путіна в рішучості  Оладки з капустою: рецепт від Євгена Клопотенка  Розкрита одна з таємниць виникнення життя на Землі – дослідження  Виробник Iris-T анонсував передачу Україні ще однієї ЗРК найближчими тижнямивсі новини дня
 Юлианна Ковалевская 27.02.2013 3169

Соскочить с иглы: как маленькому городу избавиться от большой зависимости

В наследство от советской экономики Украина получила большое количество моногородов, жизнь которых полностью определяет работа одного, в лучшем случае трех предприятий. Сегодня из всех 459 украинских городов таких 120. В них проживает более 2,5 млн человек. И хотя большинство из градообразующих производств уже давно не государственная, а частная собственность, они продолжают пребывать в статусе основного кормильца — главного налогоплательщика, трудоустройщика и мецената по решению всевозможных проблем города, бюджет которого не в состоянии покрыть всех нужд.

Не моно, а стерео

Стоит заметить, что бессистемная благотворительность — луч света в «черную дыру». Она неспособна наполнить бюджет, поднять экономику города и уровень жизни населения. Моногорода могут выжить только за счет диверсификации своей экономики — это неоспоримый факт. Как и то, что уголь в шахтах когда-то закончится. При этом бизнес есть бизнес. Частные производства — это не госпредприятия. Увеличивать прибыль и сокращать расходы — естественный процесс. Но в таких городах оптимизация производства имеет тяжелые социально-экономические последствия: сокращаются рабочие места, уменьшаются поступления в местный бюджет, растет безработица, а из-за нее — алкоголизм, криминал и отток рабочей силы. Кто хочет жить в умирающем городе?

Рецепт выживания и процветания прост: нужно строить новые крупные производства, развивать малый и средний бизнес. Понимая это, украинская энергетическая компания ДТЭК, многие предприятия которой являются градообразующими, отказалась от точечных меценатских проектов и первой стала разрабатывать с местными властями трехлетние стратегии социального партнерства. По сути это долгосрочные программы развития городов. Средств на их реализацию в местных бюджетах не хватает. Они будут либо выделяться компанией ДТЭК, либо привлекаться с ее помощью.

Агентства развития

Первый шаг в этом направлении — создание в моногородах агентств местного развития. Их задача — развивать бизнес-среду в регионах присутствия ДТЭК, привлекать инвестиции. Такие агентства, созданные при участии Сообщества Социально Ответственный Бизнес, уже работают в городах Бурштын, Добротвор и Ладыжин. Совместно с городской властью они разрабатывают инвестиционные паспорта городов и выдают мини-гранты на проекты социальной сферы, энергосбережения или инфраструктуры, готовятся обучать активное население, как зарегистрировать свой бизнес, и уже работают над привлечением инвестиций в города. К примеру, программа «Город своими руками» дает возможность горожанам или общественным организациям получить 95% финансирования на реализацию значимого для жителей города проекта.

По словам Виктории Гриб, руководителя департамента по устойчивому развитию ДТЭК, такие агентства важны в первую очередь для создания новых рабочих мест, а это повысит уровень жизни и снизит социальные риски для градообразующих предприятий. «Мы понимаем, что без развития общества долгосрочное развитие нашего бизнеса невозможно, поэтому продолжаем наращивать финансирование социального развития городов, где живут наши сотрудники и их семьи. Но это должно стать системным взаимодействием, включая прежде всего развитие социально значимой инфраструктуры», — отмечает Виктория Гриб.

Индустриальные парки

Инструментом развития моногородов станет также строительство индустриальных парков — территорий с подведенными коммуникациями, на которых можно строить различные промышленные объекты. Согласно Закону «Об индустриальных парках», который вступил в силу 5 сентября 2012 года, инвесторы, работающие там, могут иметь ряд льгот, к примеру, нулевую ставку таможенного сбора на ввоз оборудования.

На строительство десяти индустриальных парков правительство планирует выделить не меньше 160 млн грн

Впрочем, абсолютно идиллическими условия существования таких парков не будут. Им придется соревноваться за инвестиции с ближайшими парками-конкурентами в Восточной Европе и России. А задача эта не из простых, ведь в глобальной инвестиционной конкуренции наша страна выглядит, мягко говоря, неубедительно. Заявив о том, что Украина ждет иностранных инвесторов, но не подготовив места для желающих, мы как будто вышли на огромный пестрый базар промышленных инвестиций, но с абсолютно пустым прилавком. Рассказываем, какой у нас хороший товар, но реально показать нам нечего. Мы охотимся на инвесторов, планирующих или расширять свои предприятия, или перемещать их туда, где есть потенциал для повышения продуктивности бизнеса. А для них потенциальный рынок — весь шар земной. Предлагая им себя, наша страна соревнуется со всем миром. И в этой конкуренции индустриальные парки могут сыграть решающую роль настоящего, физического продукта. Это уже давно поняли все наши соседи: чехи, словаки, поляки, турки, русские, построив готовые парки с полным обеспечением электричеством, газом, водой, очистными сооружениями и прочей инфраструктурой. Инвестору остается лишь поставить свой завод, а это, благодаря модульному строительству, дело быстрое. Именно индустриальный парк позволяет сэкономить немалую сумму, сократив время между принятием решения о запуске производства и началом выпуска товара на рынок.

Наполеоновские планы

По закону, источниками финансирования обустройства территории индустриального парка могут быть средства государственного и местных бюджетов, средства частных инвесторов, в том числе привлеченные по модели государственно-частного партнерства. Примером подобного партнерства может служить финансирование корпорацией ДТЭК подготовительных работ по созданию трех парков: в Бурштыне Ивано-Франковской области, Павлограде Днепропетровской области и парка в районе городов Ровеньки и Свердловск Луганской области.

«Выгодное географическое расположение, наличие базовой инфраструктуры, свободных площадей, квалифицированной рабочей силы и прогрессивно настроенной местной власти — вот факторы, предопределившие строительство индустриальных парков именно в этих городах присутствия ДТЭК», — прокомментировала Виктория Гриб.

Согласно национальному проекту «Индустриальные парки Украины», представленному Государственным агентством по инвестициям и управлению национальными проектами, в Украине запланировано строительство десяти пилотных индустриальных парков общей площадью около 1,5 тыс. га. При этом 1 га подготовленной территории индустриального парка вполне может принести от $5 млн и более прямых инвестиций и создать от 20 до 50 рабочих мест. «В общей сложности мы рассчитываем, что в подготовленных с помощью проекта парках будет создано не менее 40 тыс. новых рабочих мест с высоким потенциалом повышения квалификации, а в целом они привлекут $2,5 млрд прямых инвестиций. На их создание и развитие из госбюджета 2013–2017 гг. планируется выделить не менее 160 млн грн. Построить такие парки и хотя бы наполовину заполнить их инвесторами реально к 2017 году. Учитывая, что мы планируем создать первые в Украине десять индустриальных парков размером около 150 га, в стране, где не самый лучший в мире инвестиционный климат и нет опыта развития и управления подобными проектами, это очень амбициозный план», — подчеркивает Петр Кошуков, менеджер национального проекта «Индустриальные парки Украины». — Какие именно парки и города получат госфинансирование, в результате макроэкономического и технико-экономических исследований определит Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами Украины. Мы рассчитываем, что за финансирование между городами будет здоровая конкуренция, и главной движущей силой по созданию и развитию парков, привлечению средств на их строительство и продаже их инвесторам будут те, кому эти парки жизненно необходимы, — местные власти и градообразующие предприятия. Такие, как в составе компании ДТЭК».

По опыту других стран, для эффективного поиска инвесторов в индустриальные парки правительства создают отдельные органы центральной власти. К примеру, в Словакии, которая «перетянула» на свою территорию производственные мощности многих мировых корпораций, этим вопросом занимается центральное государственное агентство SARIO (Словацкое агентство развития торговли и инвестиций). Очевидно, иностранному инвестору удобнее вести диалог с одной структурой в столице государства, получать от нее информацию о том, что могут предложить регионы страны, чем самостоятельно анализировать десятки вариантов на периферии.

Оценка материала:

5.00 / 2
Соскочить с иглы: как маленькому городу избавиться от большой зависимости 5.00 5 2
Бізнес / Ринки та компанії
 Юлианна Ковалевская 27.02.2013 3169
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»