<
НОВИНИ ДНЯ: Буданов розкрив план зі знищення путінської армії в Україні  Допомога Україні від США: згідно з законопроєктом американська влада має розробити довгострокову стратегію підтримки  Перед вихідними дощів в Україні поменшає, але тепліше не стане  Чи зберігає Україна суверенітет та чи здатна ухвалювати власні рішення: думка громадян  Синоптики попереджають про сильні заморозки: де і коли суттєво знизиться температура  Україну накрило сильне похолодання: де 19 квітня будуть дощі, сніг та заморозки  Чехія планує передати Україні півтора мільйона снарядів до кінця року, - прем'єрвсі новини дня
24.07.2013 25017

Рыночная цена – обычная цена: чего ожидать от закона o трансфертном ценообразовании

Закон о трансфертном ценообразовании принят и находится на стадии подписания президентом. Положения закона вступают в действие уже с 1 сентября 2013 года. Что изменилось в ходе обсуждения законопроекта Верховной Радой, и каких последствий после его принятия следует ожидать налогоплательщикам?

«Догнать и перегнать» международную практику

Большинство стран при разработке и использовании законодательства в области ТЦР руководствуются рекомендациями ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Разработчики украинской версии тоже отталкивались от базовых документов, но, конечно, не удержались от внесения рационализаторских предложений. Так, например, в мировой практике государственного регулирования трансфертного ценообразования предметом контроля являются исключительно внешнеэкономические операции. Отечественные законодатели на этом не остановились и пошли в своих фискальных интересах дальше, распространив положения ТЦР и на субъектов хозяйствования, работающих на территории Украины.

Методы определения цены в контролируемых операциях

Теперь налоговые органы будут проверять обоснованность обычных цен по новым правилам трансфертного регулирования, а значит, это будет распространяться исключительно на контролируемые операции, подпадающие под критерии, установленные новой редакцией статьи 39 НКУ. Проверка цен будет осуществляться с целью контроля правильности и полноты исчисления налога на прибыль и НДС в соответствии с нормами нового закона и по логике не должна касаться других налогоплательщиков и других налогов.

Обычная цена в 14.1.71 НКУ трактуется как цена товаров (работ, услуг), которая определена сторонами договора, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен. В отличие от действующего на сегодняшний день определения, налоговикам уже не вменяется обязанность доказательства обычности рыночной цены по всем операциям. Значит налогоплательщики будут иметь большую свободу выбора. К тому же теперь нет нижнего ограничения для импортных товаров по уровню таможенной стоимости.

Отныне под обычной ценой следует понимать рыночную. Исключения предусмотрены в отдельных случаях:

  • цены на товары (работы, услуги), которые подлежат государственному ценовому регулированию (не ниже индикативных цен);
  • цена аукциона (конкурсных торгов), обязательность проведения которого предусмотрено законом;
  • форвардный или фьючерсный контракт – рыночная цена на момент заключения такого контракта;
  • цена продажи (отчуждения) заложенных товаров, в том числе имущества, с целью обеспечения требований кредитора.

 

Еще налогоплательщики должны готовиться к тому, что согласно новой редакции Кодекса устраняется 20% порог допустимого отклонения цены от рыночной. То есть цена четко и обоснованно должна соответствовать рыночной. Исключение сделано только в пределах 5% на переходной период до 2018 года допускается ограничение по отдельным товарным позициям (зерновые культуры, жиры и масла растительного и животного происхождения, продукты неорганической химии и химических продуктов, черные металлы, отдельные виды топлива).

Методы определения обычных цен, предложенные ОЭСР, уже известны украинским экономистам как методы финансового анализа и применяются ими в различных ситуациях. В большинстве стран налогоплательщики имеют право самостоятельно выбирать подходящий способ определения цены. Однако в нашем законодательстве по-прежнему сохраняется приоритетность выбора метода с соблюдением последовательности: сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи), цены перепродажи, издержки плюс, чистой прибыли, распределения прибыли. Допускается использование комбинации двух и больше методов. В любом случае выбор того или иного метода должен быть обоснован документально.

Теперь несколько слов о том, на основании чего будут определяться рыночные цены.

Откуда сведения?

На сегодняшний день установлены восемь основных групп источников информации для определения уровня обычной цены. В целом они практически повторяют аналогичные нормы российского налогового законодательства, введенные в действие в прошлом году. Российский опыт показал, что существует масса сложностей, внедрение наработок ОЭСР, которые не имеют аналогов в отечественной практике. Вполне вероятно, что те же последствия будут и у наших налогоплательщиков. Например, сведения о ценах аукционов и биржевых котировках трудно применимы в наших условиях, так как имеют нерегулярный характер и ограниченное количество сделок с товарами по контролируемым операциям. Публикуемой информации, как правило, недостаточно для заключения о сопоставимости условий сделок, отсутствия детальной информации о характеристиках товаров (сведений о марке); данных о покупателях и продавцах, условиях поставки и сроках оплаты, объемах сделок, функциях, коммерческих (рыночных) рисках и стратегиях сторон. Привести такие данные в сопоставимый вид, учесть различия в учетной политике предприятий на практике крайне сложно из-за отсутствия достаточной информации в открытом доступе.

Вероятнее всего из всех источников информации будут использоваться либо внутренние сопоставимые сделки с независимыми лицами, либо данные отчетности сопоставимых организаций (если применяются методы, основанные на рентабельности).

С крупными плательщиками будут договариваться «по-взрослому»

Есть лазеечка в новоиспеченном законе и для установления «дружеских» отношений с контролирующим органом. В п. 39.6.1 НКУ указано, что крупные плательщики (юрлица, доход которых за последние 4 налоговых квартала превысил 500 млн грн или сумма уплаченных налогов превысила 16 млн грн (14.1.24 НКУ) могут обращаться в соответствующий орган для согласования цен по контролируемым операциям. Как будет осуществляться такое согласование, с кем и на каких условиях покажет практика, на данный момент известно только, что гарантией такого согласования будет договор с официальным органом, подписанный на определенный срок. Причем цена, указанная в договоре (протоколе о взаимном согласовании цен) при осуществлении контролируемых операций считается согласованной и не подлежит обжалованию (п. 9.1.3 НКУ).

В случае ВЭД-операций при согласовании учитываются условия межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения, составленные между Украиной и другими государствами.

Как налоговики будут следить за определением цен в контролируемых операциях

Законом предусмотрено два способа контроля: наблюдение и проверки. Причем, вопреки горячей критике нормы о введении контроля внутренних операций, ее все-таки протолкнули, уточнив, что действие распространяется только на связанных лиц единоналожников, льготников и убыточные предприятия.

Новая форма отчетности

После второго чтения законопроекта депутатам все-таки удалось избавить налогоплательщиков от необходимости ежегодно предоставлять абсолютно всю документацию по контролируемым операциям. Согласно принятой норме закона в случае осуществления в течение отчетного года контролируемых операций необходимо предоставить до 1 мая только отчет по установленной форме. Первичную и аналитическую документацию с обоснованием рыночных цен придется подавать только по специальному запросу налоговой. Контролирующий орган имеет право потребовать предоставить информацию относительно контролируемой операции, которая была отражена в отчете. Подтверждающие документы необходимо представить в течение месяца (крупным плательщикам – двух месяцев) с момента получения такого запроса. То есть опасения на счет обременения бухгалтерской службы рутиной, вызванные первоначальной редакцией закона, частично нейтрализованы.

Непредставление отчетности или нарушение порядка предоставления отчетности, а также выявление по результатам мониторинга отклонения цен и направление уведомления с требованием предоставить обоснование таких цен является основанием для проведения проверки налогоплательщика.

После второго чтения законопроекта ограничивающая норма относительно порядка проведения проверки сохранилась в неизменном виде. Проверять налогоплательщика имеют право не чаще одного раза в год и не дольше 6 месяцев.

Негативные последствия для налогоплательщиков

Введение ТЦР для субъектов хозяйствования, осуществляющих экспортно-импортные операции влечет:

  • усложнение отношений с зарубежными партнерами;
  • увеличение нагрузки на бухгалтера;
  • введение штрафных санкций за несоблюдение норм Кодекса;

 

Остановимся подробнее на этих моментах.

Установление 5%-ного коридора по налогу на прибыль и НДС для стран с отличающейся от нас налоговой политикой не спасет многих субъектов внешнеэкономической деятельности, имеющих сложившиеся отношения в странах, не соответствующих этому критерию. Понятно, что такие офшоры как Кипр, Ирландия, Монако, ОАЭ, Цуг в Швейцарии и прочие окажутся под прицелом контролирующего органа. Утяжеление процедур не будет способствовать развитию экономических отношений с такими странами.

AndrusOlga

Ольга Андрусь

Налоговый консультант аудиторско-консалтинговой Корпорации «Глобал Консалтинг»

Закон предписывает обязанность представлять по запросу контролирующего органа все документы, касающиеся контролируемой операции. Это могут быть не только аналитические документы с обоснованием цены, но и все первичные документы по каждой операции. Это дополнительные затраты времени и высокие требования к внимательности и организации работы специалистов по учету. В компаниях с большими оборотами по внешнеэкономическим операциям придется вводить дополнительную штатную единицу для специалиста, который будет осуществлять анализ экономических и финансовых показателей для подтверждения уровня обычных цен.

Надо отметить, что авторы предусмотрели также небольшую поблажку для адаптации украинских налогоплательщиков. На переходной период (в течение года с момента вступления в силу данных изменений вплоть до 1 сентября 2014 года) штрафы, предусмотренные за недоплату налога, применяются в размере 1 гривны за каждое такое нарушение. Однако это освобождение не распространяется на новые штрафные санкции, предусмотренные пунктом 120.3 ст. 120 Кодекса.

Проектом закона предусмотрены дополнительные штрафные санкции за нарушение порядка трансфертного регулирования:

За непредставление плательщиком налогов отчета относительно контролируемого соглашения – штраф 5% от суммы контролируемой операции! (п. 120.3 НКУ).

Худшие ожидания насчет штрафов за неподачу документации о трансфертном ценообразовании и первичной документации не сбылись. Согласно редакции законопроекта, принятого во втором чтении, санкции применяются только за факт неподачи отчета о контролируемой сделке, а не за содержание отчета. Тем не менее, крупным плательщикам не избежать этой участи.

Для крупных плательщиков в случае непредставления годовой электронной отчетности, установленной пп. 39.4.1 и 39.4.2 ст. 39 НКУ, штраф 100 минимальных заработных плат (сегодня это 114700 грн).

Учитывая, что сроки вступления новых норм ст. 39 НКУ обозначены сентябрем текущего года, а 1 мая 2014 года уже нужно будет подавать отчетность по контролируемым операциям, то субъектам, попадающим в сферу контроля, придется к этому времени научиться обосновывать обычность и применять правильные рыночные цены на практике.

Оценка материала:

5.00 / 7
Рыночная цена – обычная цена: чего ожидать от закона o трансфертном ценообразовании 5.00 5 7
Бізнес / Податки та право
24.07.2013 25017
Еще материалы раздела «Податки та право»