<
НОВИНИ ДНЯ: США оголосили новий пакет допомоги Україні: що в ньому  Не лише Patriot. У Повітряних силах розповіли, поставок яких засобів ППО чекає Україна  У Севастополі на ремонті стоять три великі десантні кораблі РФ  "Лінива" паска без вимішування тіста: рецепт, який вдасться у будь-кого  Коли закінчується навчальний рік у школах 2024 року: Міносвіти назвало дату початку літніх канікул  В Україні змінять правила торгівлі алкоголем, сигаретами та пальним  У російській армії рекордне дезертирство з початку війни, - британська розвідкавсі новини дня
Бізнес
Економіка
 Владимир Дубровский 15.01.2014 7908

Социальное государство умерло. Да здравствует рыночное!

Вывести Украину из экономического тупика сможет только активное предпринимательское движение и свободный рынок.

Мир вступил в очередную полосу «переоценки ценностей». Исчерпался тренд последних восьмидесяти лет — постоянное расширение роли государства и искусственное раздувание потребления. Как давно предупреждали либеральные экономисты, высокие налоги на бизнес при высоких зарплатах наемных работников снижают стимулы заниматься предпринимательством; создается недостаточно рабочих мест, в то же время высокие социальные пособия уничтожают стимулы искать работу и соглашаться на меньшую зарплату. В результате люди в соответствующих странах работают меньше, а жить хотят лучше, и в итоге живут в долг. Но это чисто временное решение вопроса, и время это подходит к концу.

Как известно, когда караван разворачивается, хромой верблюд оказывается первым. Сейчас преимущество могут получить страны, которые не успели построить социальное государство. Однако, в отличие от мира дизайна, ношение прабабушкиных платьев не сделает тех, кому больше нечего надеть, законодателем моды. Ведь перераспределения в этих странах на самом деле ненамного меньше, только происходит оно преимущественно скрытно и в обратном направлении — от бедных к богатым, но при этом куда более разрушительным для экономики способом —  через создание привилегий и ограничение доступа к экономическим возможностям для всех остальных. А на него накладывается еще и показное перераспределение в пользу бедных ради сохранения хоть какого-то социального мира.

Каким именно будет выход из тупика социального государства, мы не знаем. Очевидно только то, что этот вариант светлого будущего нам не светит. В то же время проблема Украины в том, что при нашем уровне дохода и нашей демографии обеспечение даже весьма жалкого прожиточного минимума в нашем климате создает нагрузку на продуктивный сектор, уже сопоставимую с роскошью самых богатых стран мира. Через наш бюджет (вместе с тесно сросшимся с ним Пенсионным фондом) у нас перераспределяется около 53% ВВП — «как в лучших (точнее, худших) домах». И это — при хроническом недофинансировании капитальных расходов, которое угрожает инфраструктурной катастрофой!

Для украинского общества это вызов. Если не удастся на него ответить достойно самим, то рано или поздно нам придется столкнуться  с внешним решением, которое будет наверняка еще жестче. Поэтому чем скорее наши граждане, с одной стороны, возьмут под контроль расходование бюджетных средств, а с другой — избавятся от патерналистских иллюзий, тем больше наш шанс остаться независимой страной.

Но немало будет зависеть от нашей способности резко поднять эффективность экономики. Для этого не придумано лучшего (да и вообще иного) рецепта, чем раскрытие предпринимательского потенциала нации и высвобождение рыночных сил. В условиях Украины это может дать особенно быстрый эффект, поскольку многого другого у нас вполне хватает (человеческого и физического капитала, возможностей выхода на рынки, да и природными ресурсами страна не обижена), а вот экономической свободы — реальной, для всех! — как раз очень недостает. Как и возможности защитить свою собственность.

Через наш бюджет (вместе с тесно сросшимся с ним Пенсионным фондом) перераспределяется около 53% ВВП. И это — при хроническом недофинансировании капитальных расходов, которое угрожает инфраструктурной катастрофой!

Очевидно, что этому активно мешают те, кто обогащается за счет персонального привилегированного (формально или неформально) положения на фоне бесправия и притеснения остальных. Но те, кто на самом деле больше всего страдает от такого положения дел, не спешат его менять. Поскольку, к великому сожалению, у этой игры есть и следующий, более глубокий уровень: пока что пережитки архаичного сознания, усиленные советской пропагандой, держат большинство соотечественников в плену иллюзий, на которых успешно паразитируют популисты. Самая худшая из них — это глубоко ложное убеждение, что в рыночной экономике, да и вообще в жизни, если один выигрывает, то кто-то другой при этом обязательно проигрывает. Поэтому, в частности, богатым можно стать только за счет кого-то другого (или других). При господстве таких взглядов не могут быть полностью легитимными ни собственность, ни обмен, ни предпринимательство, ни конкуренция. В результате Украина, как и прочие страны, где доминируют ложные убеждения, не просто упускает свой шанс на быстрый экономический прогресс, но и, в результате описанной выше переоценки ценностей, рискует надолго оказаться на обочине.

Впрочем, ситуация небезнадежна, ведь у нас практически все умеют читать и довольно многие — даже думать логически. Просто они не задумывались над соответствующими вопросами, безропотно и некритично воспринимая навязываемые им стереотипы. Поэтому самое главное сейчас — это постараться объяснить как можно большему числу наших сограждан, что честно заработанные предпринимательством богатства не украдены у других, а составляют только часть той пользы, которую принесла остальным людям удачная предпринимательская инициатива. Что в процессе добровольного обмена ни одна сторона не проигрывает, а обе выигрывают.

Конечно, есть категория — по социологическим данным, около 30% — homo soveticus, до которых никакие рациональные аргументы не доходят: «раз меня в чем-то пытаются убедить, значит, это им нужно, значит — в соответствии с логикой мышления этой категории — мне это во вред». Но хорошая сторона этих данных в том, что 30% — это отнюдь не большинство, а даже наоборот, абсолютное меньшинство. Остальные, в основной массе — нормальные, вменяемые люди, которым просто никто не удосужился объяснить простые истины, открытые два столетия назад. У нас же даже от выпускника престижного экономического вуза можно услышать, например, что международная торговля в целом наносит ущерб, что одни страны богатеют исключительно за счет других, и тому подобные откровения, порой прямо противоречащие элементарным и общедоступным фактам, не говоря уже об экономической теории.

Иными словами, путь, который действительно ведет к цели, как это часто бывает, не прямой и, на первый взгляд, не очевидный: чтобы наша страна могла занять достойное место в новом мире, обеспечив своим гражданам достойное благосостояние за счет возможностей для реализации своих талантов, требуется кампания по ликвидации экономической неграмотности, не менее масштабная, чем программы по борьбе с неграмотностью в Бразилии или покойном СССР. Перефразируя Бисмарка, сделать Украину успешной нацией может школьный учитель. А также, конечно, университетский преподаватель, журналист... Да и просто любой, к кому окружающие время от времени обращаются за советом. Ибо настало время переоценки ценностей.

Оценка материала:

4.08 / 13
Социальное государство умерло. Да здравствует рыночное! 4.08 5 13
Бізнес / Економіка
 Владимир Дубровский 15.01.2014 7908
Еще материалы раздела «Економіка»