<
НОВИНИ ДНЯ: Що означає знищення Ту-22М3 та чи поменшає атак на Україну: пояснення експерта  Синоптики розповіли про погоду на вихідні в Україні  Де дешевше жити: Держстат опублікував рейтинг українських регіонів  Освіта мрії. Як школярам з України вступити до Гарварду і що для цього потрібно  Чи довіряють українці офіційним повідомленням про війну: дані опитування  На вихідних в Україні дощитиме, на сході вдень до +22°  Коли у школах Києва продзвенить останній дзвоник: названа датавсі новини дня
Бізнес
Економіка
 Сергей Примаков 10.12.2014 4455

Дело о сгоревшем угле

О том, что южноафриканский уголь не устраивает лично президента Петра Порошенко, общественность знает довольно-таки хорошо. Но когда она узнала, почему именно его не устраивает этот уголь, общественности стало плохо.

 

"Я бы посоветовал руководству страны: хватит заниматься коррупцией и волюнтаризмом. Владимир Зиневич - хороший специалист в своей отрасли, и то, что его сегодня задержали - это просто бандитизм", - сказал 5 декабря депутат Верховной Рады от фракции "Народный фронт" Сергей Пашинский. В тот день Печерский суд Киева удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры и закрыл в СИЗО на два месяца директора ГП "Укринтерэнерго" Владимира Зиневича по делу о закупке угля в ЮАР, назначив рекордный для украинского правосудия залог – 385 млн грн.

Эти тучи сгущались над уже бывшим министром энергетики Юрием Проданом, ведь именно он распорядился искать уголь не российского и не донбасского происхождения. Но, видать, генпрокурор Виталий Ярема оказался не в силах арестовать министра. И не только арестовать, а хотя бы объявить ему подозрение. А вот с Зиневичем задача для Генпрокуратуры оказалась куда проще. Настолько проще, что не успели за спиной Зиневича прогреметь ворота СИЗО, как Ярема уже был в прямом эфире телеканала «Интер», сваливая почти всю полноту ответственности на человека, который, по сути, оказался в центре большой политической и деловой игры.

Да здравствует Печерский суд

В распоряжении редакции оказалось ходатайство Генпрокуратуры об аресте Зиневича. Из него следует, что «Укринтерэнерго» поставила уголь принадлежащей государству компании «Центрэнерго», которая управляет Трипольской и Змиевской ТЭС, куда и поставлялся африканский уголь. По версии следствия, 13 августа во время совещания у первого заместителя министра энергетики Зюкова Ю. по поводу закупки энергетического угля у Зиневича «возник умысел на растрату средств государственных средств в интересах третьих лиц». Примечательно, что в ГПУ так и не смогли ответить на вопрос, какой это умысел и кто эти третьи лица. Тем не менее было решено, что нужно импортировать 1 млн тонн угля по цене не выше 86 долларов за тонну и определенного качества. И уже 14 августа Юрий Продан по согласованию с Кабмином провел совещание с участием ГП «Энергорынок», ГП «Уголь Украины», ТОВ «ДТЭК» и других, на котором Зиневичу было поручено импортировать этот уголь.

По мнению следствия, поставленный уголь не соответствовал техническим характеристикам, необходимым для сжигания на украинских ТЭС. И якобы «Укринтерэнерго» об этом прекрасно знало, но это его не остановило, и Зиневич заключил контракт с британской компанией Steel Mont Trading Ltd. А перед этим «Центрэнерго» заключило контракт о поставке этого угля с «Укринтерэнерго». Уголь частично и весьма успешно был поставлен на ТЭС и не менее успешно сожжен. И хотя Генпрокуратура утверждает, что африканский уголь непригоден по параметрам температуры горения и выделения энергии, сами энергетики не высказали своих претензий. И их никто ни в чем не обвиняет.

Начальник управления коммерческой деятельности компании «Укринтерэнерго» Леона Авиженис утверждает, что в процессе выбора поставщика угля компания получила десятки предложений от различных поставщиков.

«Учитывая специфические требования к качеству угля, который используют украинские ТЭС, все полученные коммерческие предложения анализировались на соответствие таким параметрам, как содержание влаги, летучих веществ, теплота сгорания и так далее. Ряд предложений указанным параметрам не удовлетворял. Иные предложения, качественные показатели которых соответствовали требованиям для сжигания на украинских ТЭС, предусматривали высокие цены угля и фрахта, а также условие 100% предоплаты. Наиболее экономически выгодным предложением было предложение компании Steel Mont Trading Ltd. из Великобритании, которая предложила уголь из ЮАР по цене 86 долларов за тонну на условиях CIF в украинские морские порты Черного моря», - сказала Авиженис.

Следует отметить, что CIF – это поставка товара до указанного покупателем пункта с учетом оплаты страховки груза, фрахта и транспортных расходов. Но оказалось, что «Укринтерэнерго» нужно было провести эти закупки через тендеры, а времени оставалось мало – Украина входила в отопительный сезон, тогда как отечественный уголь оказался в зоне войны на востоке. По этой причине Steel Mont Trading Ltd. согласилась изменить контракт на поставку CPT –то есть до другого перевозчика, а покупатель брал на себя все риски по транспортировке. Это снизило цену товара.

Однако в Генпрокуратуре так и не смогли понять, почему стоимость угля в итоге составила не 86, а больше: по подсчетам следователя - 134 доллара. В ходатайстве об аресте Зиневича транспортные расходы вообще не упоминаются, словно уголь из ЮАР пришел в Украину своим ходом.

«Вменяемая директору "Укринтерэнерго" растрата государственных средств вызывает лишь недоумение. О какой растрате может идти речь, если купленный нашим предприятием уголь продан "Центрэнерго", в результате чего нами получена прибыль?» - недоумевает Авиженис.

В своем заявлении компания Steel Mont Trading Ltd утверждает, что цена 134 доллара – это неправда, так как с учетом всех транспортных расходов финальная цена угля составляет для Трипольской ТЭС 107, а для Змиевской – 110 долларов (вторая станция находится дальше от морского порта).

Все для АТО, все для Новороссии

В юридических тонкостях можно очень быстро заблудиться, потеряв суть дела. То, что произошло в Печерском суде – это последствия другой игры: крупномасштабной и весьма грязной. Судя по всему, мы наблюдаем передел энергорынка, в ходе которого затрагиваются национальные интересы Украины.

Как уже было сказано, «Укринтерэнерго» искало для ТЭС уголь не российского происхождения. Наиболее подходящим был уголь из Донбасса, но он оккупирован Россией и террористами. Следовательно, нельзя было покупать у так называемых ДНР и ЛНР то, что им не принадлежит, и еще из таких соображений как «нельзя сами финансировать оккупантов». По этой причине общественное мнение украинцев оказалось на стороне африканского угля, даже несмотря на то, что Генпрокуратуре удалось арестовать одного из участников угольного дела. Но обвинения против Зиневича сомнительны, а залог – абсурден: он как бы намекает на то, что это дело шито белыми нитками.

Существует несколько версий, объясняющих нападки в адрес африканского угля. Одна из них состоит в том, что на Донбассе скопилось более 2 млн тонн угля, который из-за боевых действий невозможно доставить на «материк». Значительная часть этого угля принадлежит «ДТЭК» Рината Ахметова. И, кстати, эта компания выкупила четвертое судно английской компании, когда стало ясно, что «Укринтерэнерго» уже не может его оплатить. То есть облэнерго, принадлежащим Ахметову, этот уголь вполне подходит.

И вот перед сторонами рынка встал вопрос элементарного зарабатывания денег в условиях войны: если Украина и владельцы угля договорятся, то под это дело можно вести переговоры и о временном прекращении огня, что одним несет тепло и свет от сжигания угля, вторым – шанс не быть убитым снарядом, третьим – деньги, четвертым – политические дивиденды. И все счастливы. Но уголь из ЮАР приносил только тепло и свет в дома.

Не секрет, что товары, несмотря ни на что, доставляются на оккупированные территории и из них. Но для доставки такого большого количества угля отдельных договоренностей с полевыми командирами и агентами ФСБ на блокпостах недостаточно. Налаживание постоянной доставки угля повлечет за собой и торговлю между Украиной и «Новороссией», причем не только углем. А затем – и с Россией.

В частности, заинтересованными в поставках угля могут быть Константин Григоришин и Сергей Курченко – они способны и готовы организовать импорт из России, и, по некоторым данным, активно лоббируют эти схемы.

По другой версии, искусственный угольный конфликт раздут с целью давления на правительство Арсения Яценюка, на которое президенту будет удобно и, кто знает, даже выгодно свалить ответственность за срыв отопительного сезона и сбои в поставках электроэнергии.

Яценюк держит оборону. Генпрокуратура и находящийся в шаге от увольнения Виталий Ярема вынуждены были, не найдя, чем «зацепить» первых лиц, взяться за исполнителей: обыски, аресты, суды, прямые эфиры. Чистой воды пиар-кампания и акция устрашения. И вот тут, к нашему сожалению, Администрация президента включила старую и проверенную схему давления через суд – старый добрый Печерский суд. Глава АП Борис Ложкин постоянно контактирует и с олигархами, и с послом РФ в Украине Михаилом Зурабовым. Вероятно, он выполняет поручения Порошенко, пытаясь реализовать план президента.

Самое удивительное, что ни президент, ни правительство, ни уж тем более Ярема не дали ответ на вопрос: ОК, если не африканский уголь, то чей тогда? Проще говоря, чем мы будем греться, и кто на этом нагреется? Без ответов на эти вопросы президент рискует потерять много очков своего рейтинга. И он не может этого не понимать. А спрос с него будет жестким.

До конца декабря ожидались еще два судна с углем, но они уже сорваны, так как «Центрэнерго» отказалась подписывать контракты на поставку африканского угля, а Steel Mont Trading Ltd, видя риски, уже отказалась от поставок топлива. Значит, будет другой уголь. Какой и чей?

По материалам gazeta.ua

Оценка материала:

5.00 / 4
Дело о сгоревшем угле 5.00 5 4
Бізнес / Економіка
 Сергей Примаков 10.12.2014 4455
Еще материалы раздела «Економіка»