НОВИНИ ДНЯ: Через фінансову скруту Трамп почав торгувати Бібліями – The New York Times  Держборг України за місяць скоротився більш ніж на 1 млрд доларів  Переломный момент: генерал розповів, як потрібно діяти в Харкові для знешкодження ворога  У Британії визнали, що не могли б воювати з Росією понад два місяці  Ще буде короткочасне похолодання: синоптикиня розповіла, якої погоди чекати в Україні  Як Україна може досягти ядерного паритету з РФ: нардеп назвав три шляхи  28 березня в Україні стане ще тепліше, у кількох областях - дощі всі новини дня
Бізнес
Економіка
17.04.2009 30376

Китай выйдет из кризиса первым

Локомотивами роста мировой экономики будут США, Китай и Западная Европа. На Японию, которая до недавних пор была одним из крупнейших в мире импортеров, рассчитывать не стоит. Экономическая диверсификация стран БРИК (Бразилия, Индия и Россия) не позволят им лидерами мирового ВВП.

Елена СТРУК, КОНТРАКТЫ

На Давосском форуме премьер-министр КНР Вэнь Цзябао излучал уверенность. «Суровая зима наконец-то заканчивается и скоро наступит весна», — процитировал он в выступлении слова китайской песни, пытаясь убедить аудиторию в экономической стабильности Поднебесной. Увещевания чиновника подействовали. Спустя несколько месяцев Джордж Сорос заговорил о том, что Китай первым выйдет из кризиса. В ООН тоже возлагают большие надежды на КНР, которую не столь существенно затронул финансовый кризис. «У них есть значительные валютные резервы, торговый профицит, инвестиции. Китай обладает необходимыми ресурсами, чтобы первым начать восстановление. Если это получится в 2009 году, то вслед за ним последуют и другие экономики», — считает Джеффри Сакс, советник генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Китайцы хоть и не в восторге от идеи растратить накопленные резервы на спасение мировой экономики, но продолжают субсидировать Запад через покупку государственных долговых бумаг США. Более того, КНР внесет в МВФ $40 млрд на поддержку наиболее слабых экономик.

Лекарство внутрь

Китай примеряет на себя роль спасителя мира, хотя темпы роста его экспортно ориентированной экономики замедлились с 13% в 2007 году до 9% в 2008-м. Власти КНР уверяют, что смогут справиться с падением экспорта, которое в феврале превысило 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Рост Китая во многом питал потребительский бум в США, поэтому низкий спрос в Америке, как и в ЕС, ударил по китайским производителям. Однако Поднебесная потеряла не все рынки сбыта — остались развивающиеся страны Азии, не столь разительно пострадавшие от кризиса и продолжающие поглощать до 50% китайского экспорта. Впрочем, в Китае обещают не делать ставку на внешние рынки — новым источником роста экономики должен стать внутренний рынок. «Задача расширения потребления внутри республики сложная, но выполнимая. Китай обладает достаточным запасом прочности — огромными золотовалютными резервами ($2 трлн. — Прим. Контрактов). Кроме того, в Китае слабо развита инфраструктура, особенно в центральных регионах, так что поле для деятельности есть», — заявил Олег Устенко, исполнительный директор Международного Фонда Блейзера.

Китай уже начал строительство железной дороги Шаогуань — Ханчжоу; ожидается, что этот инфраструктурный проект активизирует экономические связи между центральными и юго-восточными районами КНР. Проект стоимостью $900 млн рассчитан на три года. Более $730 млн китайские власти инвестируют в возведение автомобильного моста в провинции Фуцзянь (Восточный Китай). КНР уже приступила к строительству восточной части газопровода «Восток—Запад» мощностью 30 млрд куб. м природного газа в год. Реализуя такие проекты, государство, с одной стороны, сможет ограничить приток населения в города из сельской местности. С другой — поддержит экономический рост, увеличив объемы конечного потребления. А от этого выиграют и азиатские страны — экспортеры продукции в Китай.

«Помешать планам местных властей может склонность китайцев к бережливости. В КНР еще не сформировалось традиционное для западного мира общество потребления», — говорит вице-президент Международного института менеджмента Юрий Мартынюк. Уровень сбережений населения довольно велик: 20–25% доходов. Как отмечает китайский экономист Хе Цинлань, с 2003 года уровень конечного потребления в КНР (соотношение потребления к ВВП) снизился с 55,4% до 36% в 2007-м. Среднемировой показатель — около 70–80%. Социальная защита, включая пенсионное обеспечение, систему здравоохранения и образования, недостаточно развиты, и китайские семьи вынуждены откладывать на оплату обучения детей, коммунальных услуг, лечение, пенсию и т. д. Потребление растет пока только в крупных городах, но зато высокими темпами: за последние пять лет оно увеличилось на 50%.

Ахиллесовой пятой экономики Поднебесной, как и прежде, остаются сельскохозяйственные регионы, где проживает 70% населения страны. Более 20 млн рабочих-мигрантов из сельской местности с начала 2008 года оказались без работы, в итоге покупательная способность в деревне близится к нулю. «Село — скрытый потенциал спроса, если высвободить эту силу, она даст мощный толчок» — таков наиболее популярный лозунг властей в нынешний кризис. Однако пока непонятно, каким образом он будет реализован на практике и смогут ли чиновники остановить падение объемов потребления в деревне, длящееся с 1983 года.

Если внутренний рынок не сможет переварить производимую продукцию, правительство готово к дополнительным расходам, лишь бы не допустить социальной напряженности. Даже рекордный за последние пять лет бюджетный дефицит ($139 млрд) составит лишь 3% ВВП. Для сравнения: в США этот показатель в 2009-м будет на уровне 12%. Правительство Китая ожидает, что эффект от реализации антикризисной программы проявится уже в III–IV кварталах 2009 года. «В отличие от США у нас нет черной дыры в финансовой системе, которую нужно срочно латать. Поэтому все средства пойдут непосредственно в экономику», — заявил советник Центрального банка Китая Фан Ганг.

Шире круг

Сохранение экономического роста Китая хотя и является важным фактором для преодоления мирового кризиса, но он все же не в состоянии в одиночку вытащить мировую экономику из рецессии. «КНР — всего лишь один источник для роста мировой экономики», — говорит Олег Устенко. На помощь Поднебесной могли бы прийти ее коллеги по группе БРИК: Бразилия, Индия и Россия. Еще в прошлом году их называли новым центром экономической силы. Однако кризис показал, что различия между странами слишком велики, чтобы БРИК как объединение крупнейших развивающихся государств стало локомотивом роста глобального ВВП.

Страны настолько по-разному проявили себя в кризис, что само понятие «БРИК» теряет смысл. К такому выводу пришли эксперты S&P в докладе, опубликованном в начале марта. К примеру, доля иностранного капитала в кредитовании в Китае достигает всего 5%, в РФ — 30%. КНР и Индия получают дивиденды от обвала цен на сырьевых рынках, а Россия и Бразилия, наоборот, страдают. Поднебесная может использовать методы фискального стимулирования экономики, не опасаясь негативных последствий, тогда как в России они, скорее всего, спровоцируют рост инфляции. Если экономики Китая и Индии, по прогнозам МВФ, вырастут в 2009 году на 6,7% и 5,1% соответственно, то Бразилии — всего на 1,8%, а ВВП России упадет на 0,7%. По самым пессимистичным оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, внутренний валовой продукт Бразилии сократится на 0,3%, а РФ — на 5,6%.

Китай
Вперед, Поднебесная!

Из четверки стран БРИК, кроме Китая, только Индия останется в числе локомотивов мировой экономики, которые смогут компенсировать падение развитых стран. В Индии, в отличие от Китая, потребительские расходы составляют 60% ВВП, благодаря чему экономика не так ощутимо страдает из-за рецессии. К тому же страна смогла извлечь выгоду из кризиса, справившись с растущей инфляцией. К примеру, в августе 2008 года инфляция в Индии достигла 13%, однако уже в январе 2009-го показатель снизился до 4,4%.

Впрочем, Индия все равно проигрывает Китаю. Страна сильно зависима от аутсорсинга в IT-секторе, который обеспечивает ей 30% роста ВВП. Поэтому падение спроса на услуги индийских компаний в США может привести к замедлению развития экономики. Кроме того, Индия почти исчерпала потенциал роста потребления, которое увеличивается последние два года всего на 8%. На его объемах сказалась кастовость общества: почти треть населения Индии находится за чертой бедности.

А вот РФ подвела голландская болезнь. Приток капитала в страну увеличивал потребительный спрос, но промышленность не поспевала за ростом доходов, отчего усиливалась инфляция. Страна зависима от экспорта энергоресурсов, который превратился в основной источник роста экономики (при этом более 15% инвестиций направлялись в добывающий сектор). Россия, которая соединена с миром и экономическим благополучием трубой, не могла не пострадать от изменений конъюнктуры на внешних рынках. По оценке МВФ, потери федерального бюджета от падения цен на сырье в 2009 году будут стоить государству 6,4% от ВВП. Друг России по несчастью — Бразилия — потеряет на удешевлении нефти 2,8% ВВП. Снижение цен на товары на внешних рынках негативно повлияет на торговый баланс латиноамериканской страны, но диверсифицикация экспортных рынков и стабильное внутреннее потребление поддержат рост экономики на уровне 1,8%. Россия и Бразилия смогут стать драйверами роста лишь для своих регионов: РФ — для СНГ, Бразилия — для Латинской Америки.

Тесная компания

«БРИК — это мячик, который уронили на пол, и он высоко подскочил. Вот и весь рост. Но он не может быть локомотивом для выхода из кризиса мировой экономики. Локомотив — это спрос и покупательная способность», — объясняет Юрий Мартынюк. Китай, Индия, Бразилия и Россия — серьезные экспортеры и производители, но они отнюдь не самые большие потребители. Выход мировой экономики из рецессии не возможен без США, которые являются крупнейшим потребителем продукции. В 2008 году Штаты закупили на внешних рынках товаров на сумму $2,2 трлн — это 13% мирового импорта. Еще одна зона роста находится в Старой Европе. Крупнейшие экономики региона, а также кредиторы — Германия, Франция и Великобритания — в совокупности представляют собой рынок для иностранной продукции стоимостью $2,7 трлн.

На Японию, которая до недавних пор была одним из крупнейших в мире импортеров, рассчитывать не стоит. Страна не успела в полной мере оправиться от дефляционного кризиса десятилетней давности и вынуждена бороться с еще более жестокой рецессией. В феврале 2009-го объемы экспорта, на котором зиждется экономика Япония, снизились на 49% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. В структуре японского экспорта львиную долю занимают продукты с высокой добавленной стоимостью — продукция машино- и автомобилестроения, электронное оборудование, которые не востребованы в связи с падением промпроизводства. «Тянуть воз придется троим: Китаю, США и Западной Европе, причем каждый в этой упряжке является равноценным партнером», — говорит Олег Устенко. Остальные страны, которым МВФ в 2009 году предрекает рост, слишком малы, чтобы повлиять на глобальную экономику.

Китаю, США, Германия
Нажмите, чтобы увеличить


Франция, Великобритания, Индия
Нажмите, чтобы увеличить

 

Оценка материала:

4.14 / 7
Китай выйдет из кризиса первым 4.14 5 7
Бізнес / Економіка
17.04.2009 30376
Еще материалы раздела «Економіка»