<
НОВИНИ ДНЯ: Церковний календар на травень 2024 року: дата Великодня та інших важливих релігійних свят  Дощі чи сонце? Синоптики розповіли, якої погоди чекати в Україні на Великдень  США хочуть дати фінансову допомогу Україні в кредит, але його можуть списати  Приготування домашньої ковбаси зі свинини до Великодня: смакота на святковий стіл  Перед вихідними дощів в Україні поменшає, але тепліше не стане  Генсек НАТО відреагував на потребу України в ППО  Чи зберігає Україна суверенітет та чи здатна ухвалювати власні рішення: думка громадянвсі новини дня
Бізнес
Економіка
19.02.2016 889

Приватизационные иллюзии

Правительство Украины надеется в этом году, путем распродажи остатков инвестиционно привлекательной госсобственности, привлечь в экономику страны крупных иностранных инвесторов. Однако даже некоторые представители самой власти вполне обоснованно предполагают, что приватизационный план-2016 не будет выполнен вообще.

16 февраля Верховная Рада приняла законопроект «О внесении изменений в некоторые Законы Украины для оптимизации процесса приватизации». Согласно многочисленным заявлениям представителей Кабинета министров Украины, которые были сделаны в период прохождения документа в парламенте, его следовало принять, прежде всего, с целью возобновления процесса продажи государственной собственности, по сути приостановленного два года назад. Однако, само содержание этого нормативного акта свидетельствует о том, что на деле главной его целью является новое определение профиля потенциального покупателя любого рода объекта госсобственности.

Точнее – единственная цель этого закона заключается в том, чтобы исключить всякую возможность участия в процессе приватизации в Украине каких угодно субъектов, так или иначе представляющих или каким-либо образом связанных с Российской Федерацией (РФ). А именно: он вводит запрет на участие в конкурсах, аукционах или биржевых продажах физических лиц, являющихся гражданами государства, признанного Верховной Радой государством-агрессором; юридических лиц, зарегистрированных на территории «государства-агрессора»; компаний, в которых какая-либо, сколь угодно малая, доля уставного фонда принадлежит резиденту «государства-агрессора» или самому «государству-агрессору». А кроме того – юридических или физических лиц, к которым применены санкции государства Украина.

Профиль инвестора

Примерно за месяц до принятия этого законопроекта министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус изложил свое видение того, каким должен быть потенциальный инвестор для объектов т.наз. группы «Г» – тех отечественных предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства. Так, он предложил разделить все объекты, запланированные к продаже в этом году, на 3 группы и сконцентрировать усилия, главным образом, на приватизации объектов группы №1.

«В первую группу должны войти примерно 25 наиболее инвестиционно привлекательных компаний, способных вызвать интерес транснациональных корпораций и других крупных иностранных инвесторов. Это объекты портовой инфраструктуры, топливно-энергетического комплекса, химической промышленности и т.д. Во вторую – все неприватизированные или частично приватизированные украинские предприятия, в числе акционеров которых пока иностранные инвесторы отсутствуют», – уточнил он.

Как подчеркнул министр экономразвития, продажа крупных госкомпаний представителям международного бизнеса позволит не только обеспечить значительные поступления в Государственный бюджет, но и создаст условия для модернизации этих объектов. Однако, декларируемые г-ном Абромавичюсом сверхзадачи украинского приватизационного процесса, с его весьма специфической более чем 15-летней историей, столь же недостижимы, сколь и банальны…

Ключевой объект

В течение тех нескольких месяцев, когда парламент принимал закон об оптимизации приватизационного процесса, г-н Абромавичюс заявлял о том, что было бы целесообразно возобновить процесс большой приватизации в Украине с продажи такого сложного и резонансного объекта, как ПАО «Одесский припортовый завод» (ОПЗ). «Я бы хотел продать ОПЗ, чтобы показать стране и общественности, что приватизация делается совсем по-другому, и людям, входящим в нынешнее правительство, можно доверять», – подчеркивал он.

Напомним, что ОПЗ не просто является одним из крупнейших в Украине предприятий, специализирующихся на выпуске изготавливаемых из аммиака азотных удобрений. Во-первых, в силу того, что к числу его производственных мощностей также относится входящий в структуру трубопровода Тольятти–Горловка–Одесса уникальный перевалочный комплекс, завод занимает монопольное положение на рынке СНГ в сфере услуг по приему, охлаждению и перегрузке аммиака, а также азотных удобрений. А, во-вторых, на сегодня одно из важнейших звеньев этой транспортной цепи находится на т.наз. «временно не контролируемой территории» государства Украина, то есть, в г. Горловка самопровозглашенной Донецкой Народной Республики (ДНР).

Разумеется, бОльшую часть объемов продукции, транспортируемых аммиакопроводом, обеспечивают производители стран СНГ, доля которых составляет не менее 70%. При этом бОльшую часть этого объема обеспечивает Россия, на долю которой приходится примерно 18% общего объема поставок аммиака на мировой рынок. А потому, формально, до тех пор, пока в распоряжении государства оставались бы 1018 км этой магистрали, перевалочный комплекс в составе ОПЗ, а также мощности порта «Южный», сбалансированная расстановка сил среди потребителей этих услуг, а также изрядный доход для казны от транзита, хранения и перегрузки продукции химпрома были бы обеспечены. В случае же приватизации ОПЗ вместе с этим комплексом, представляющим собой ключевой элемент данной транспортной цепи, частный инвестор получил бы возможность контролировать абсолютно все ее звенья только в собственных интересах.

На деле же примерно два года назад, после весны 2014 года, в силу того, что с этого времени часть аммиакопровода оказалась на территории ДНР, а основным потребителем услуг перевалочного комплекса оказалось «государство-агрессор», статус этого объекта изменился, а его инвестиционная привлекательность оказалась под вопросом. Так, до этого времени одним из главных претендентов на ОПЗ была Group DF, – компания Дмитрия Фирташа, – которая, сконцентрировав в своих руках четыре из шести украинских производителей азотных удобрений, рассчитывала включить этот актив в свою технологическую цепочку.

Вполне закономерно, что, кроме того, заинтересованность в ОПЗ давно проявляли представители российского крупного бизнеса. Так, в конкурсе по продаже ОПЗ в 2009 году, который был признан несостоявшимся, участвовало ООО «Азот-сервис», входящее в состав «Сибур-холдинга». Наряду с этим в числе претендентов на этот объект могли бы оказаться подключенные к аммиакопроводу российские «Тольяттиазот» и «Минудобрения». Однако, согласно «только что» принятому закону об оптимизации приватизационного процесса, участие в нем инвесторов, как-либо связанных с РФ, полностью исключено. При этом какой бы то ни было респектабельный западный инвестор едва ли счел бы возможным зависеть в своей бизнес-деятельности от властей непризнанного государства.

Все это означает, что даже в том случае, если бы г-ну Абромавичюсу удалось решить проблему потенциальной монополизации рынка перевалки аммиака и азотных удобрений при приватизации ОПЗ вместе с транспортным комплексом, найти действительно солидного инвестора для этого объекта при нынешних обстоятельствах ему бы вряд ли удалось. Впрочем, не исключено, что у министра экономразвития свои, особые критерии респектабельности…

Проблемы и перспективы

Как бы то ни было, но, как полагают эксперты, основным препятствием для возобновления большой приватизации в Украине и привлечения солидных иностранных инвесторов «завтра» является то, каким образом этот процесс совершался «вчера» и каковы его последствия на сегодня. Речь идет, прежде всего, о крайней монополизации почти всех сегментов отечественной экономики, в силу которой любой, так сказать, независимый бизнес оказывается заведомо бесперспективным. А значит, как подчеркивают эксперты, нынешней власти следовало сначала, по крайней мере, создать все необходимые условия для демонополизации экономики.

«Суть грядущего приватизационного процесса зависела, прежде всего, от того, какой формат отношений новая власть изначально хотела и могла предложить представителям крупного бизнеса. Так, еще два года назад она могла сформулировать для него новые правила игры, а он, в свою очередь, мог дать на это свое согласие. Однако сейчас уже вполне очевидно, что консенсус между властью и бизнесом складывался исходя из взаимного желания к сохранению того положения дел, которое существовало ранее, – поясняет экс-председатель Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ) Александр Бондарь. – По сути это значит, что еще весной 2014 года правительство могло инициировать, а впоследствии довести до конца процесс демонополизации всех отраслей экономики, и тогда на те объекты, которые могут быть выставлены на продажу, появился бы ряд альтернативных претендентов. Поскольку же этого не произошло, приватизация, скорее всего, будет осуществляться по устоявшейся схеме, при которой представители крупного бизнеса просто пополнят свои монополии профильными активами».

Предполагаемая выручка

В целом, государство намерено в этом году выставить на продажу 345 объектов, в число которых, традиционно, вошли: примерно десяток т.наз. «голубых фишек», то есть – тех самых наиболее значимых инвестиционно привлекательных предприятий, таких как харьковский «Турбоатом», Запорожский титано-магниевый комбинат, «Укрспирт» и т.п.; некоторая часть активов, представляющих больший или меньший интерес; и т.наз. балласт. При этом в Министерстве экономического развития и торговли Украины уверены, что, во-первых, государство сможет все или почти все эти объекты продать, а, во-вторых, что общий объем средств, который в итоге поступит в Государственный бюджет Украины, достигнет беспрецедентного уровня в 3 млрд долларов. «Если приватизация будет эффективной, прозрачной и конкурентной, продажа 345 госкомпаний обеспечит примерно такую сумму», – подчеркивает заместитель министра экономического развития и торговли Украины Адомас Аудицкас.

Между тем, сумма, которую государство планирует получить от продажи госсобственности в этом году, определенная в Законе о Госбюджете-2016, гораздо скромнее – 17,1 млрд грн. Она почти равна той сумме, выручить которую государство рассчитывало в минувшем, 2015 году. Однако тогда из предполагаемых 17 млрд грн. было получено немногим более 150 млн, то есть – план по поступлениям средств от приватизации был выполнен менее чем на 0,1%. И, как полагают некоторые представители власти, в нынешнем году результат будет аналогичным. «Несмотря на то, что в Госбюджете-2016 был заложен показатель в размере 17,1 млрд грн., руководство Национального банка Украины предполагает, что государству удастся выручить не более 1 млрд», – заявляет председатель НБУ Валерия Гонтарева.

Одним словом, на сегодня время и возможности для эффективной приватизации либо еще не возникли, либо – уже безвозвратно упущены.

Автор: Елена Герасимова

Оценка материала:

5.00 / 1
Приватизационные иллюзии 5.00 5 1
Бізнес / Економіка
19.02.2016 889
Еще материалы раздела «Економіка»