<
НОВИНИ ДНЯ: Портников назвав причини, чому США нарешті проголосували за допомогу Україні  Байден у розмові з Зеленським дав дві важливі обіцянки: чого чекати Україні  В Україну повертається тепло - 23 квітня вдень уже буде до +21°  Погодний апокаліпсис: Україну накрив потужний циклон, що це означає  Швидкісний режим на дорозі: поліція нагадала про штрафи та пояснила, як їх уникнути  Чи буде початок квітня теплішим за останній місяць весни: метеорологиня про погоду у травні  "Не хвилюйтесь, точно будуть": посол Данії сказав, коли Україна отримає F-16всі новини дня
11.06.2009 25090

Кому на рынке стройтехники жить хорошо?

Мировой финансовый кризис нанес сокрушительный удар по украинской экономике. Пока руководство страны спорит о своем видении антикризисной политики, некоторые отрасли отечественной экономики оказались на грани полного краха. Так, еще недавно динамично развивающийся рынок строительной техники сегодня переживает не лучшие времена.

 
 

Еще в 2007 г. украинскому рынку строительной техники могли позавидовать другие отрасли экономики — данный сегмент показывал завидную стабильность развития и внушительный рост (от 15 до 50 % по разным видам строительной техники). Поэтому в течение первой половины 2008 г. и отечественные производители строительной техники, и импортеры в большинстве своем работали по уже накатанной колее: опираясь на успехи 2007-го, взяли повышенные обязательства на 2008 г., которые «благополучно» выполнялись. Значительное увеличение спроса на строительную технику со стороны украинских заказчиков заставляло отечественных операторов рынка стройтехники заполнять продукцией свои торговые площадки. Однако уже в начале лета на рынке начали происходить изменения в худшую сторону, которые ознаменовались существенным сокращением объемов потребляемой техники. К осени операторы рынка оказалась в эпицентре кризисного хаоса — спрос на строительную технику со стороны украинских заказчиков практически иссяк.

Следует отметить, что отечественный рынок стройтехники стал вторым по счету сегментом, который пострадал от кризисных явлений в украинской банковской системе. Первым тяжелые кризисные удары встретил строительный сектор страны: полное отсутствие спроса со стороны украинских заказчиков жилья, проблемы с финансированием и, в результате, — заморозка многих объектов. Правда, еще некоторое время наблюдалась определенная активность в реализации коммерческой недвижимости, но к концу года и эти объекты подверглись полной заморозке. Сейчас только в Киеве в подобной ситуации оказались от 70 % до 80 % реализуемых проектов. При этом, как отмечают эксперты строительного рынка, в ряде регионов нашей страны данный показатель еще выше — от 90 % до 100 %.

Такая ситуация не могла не сказаться на рынке стройтехники. Отсутствие денег у строителей привело к полной потере интереса к данному сегменту рынка.

Подтверждает это и Александр МЯРКОВСКИЙ, руководитель департамента строительной техники компании «АМАКО»: «Все началось с прекращения финансирования строительных компаний банками. Снизились объемы работ, вслед за ними сократились закупки новой техники. Не секрет, что большинство строительных компаний держались на плаву за счет привлеченных со стороны средств, и как только поток денег уменьшился, работа остановилась. Соответственно, спрос этой категории потребителей на строительную технику стал равен нулю».

Image

Большие надежды представители строительного сектора возлагали на руководство страны, которое посредством своевременного утверждения антикризисных законопроектов, а также принятия госбюджета могло ускорить выход строительной отрасли из кризиса. Вместе с ними на лучшее надеялись и игроки рынка стройтехники. Однако споры между разными ветвями власти о том, какая антикризисная программа лучше, привели к еще большему углублению кризиса в отечественной стройиндустрии. В результате начало 2009 г. не принесло никаких изменений на рынок строительной техники.

Временные трудности?

Отсутствие спроса со стороны заказчиков строительной техники привело к тому, что торговые площадки отечественных производителей и компаний, занимающихся поставкой стройтехники из-за рубежа, оказались переполненными продукцией.

Чтобы как-то решить проблему, компании начали снижать цены, однако и это не привело к ожидаемому результату — желающих приобрести технику даже на таких выгодных условиях практически не оказалось.

По словам Александра МЯРКОВСКОГО, в настоящее время на рынке есть огромное количество предложений от продавцов строительной техники по очень заманчивым ценам, но на ситуацию это особо не влияет, так как активность покупателей практически нулевая.

 Еще перед новогодними праздниками украинский рынок захлестнула волна различных акций и распродаж со стороны крупных поставщиков строительной техники. Компании стремились любым путем привлечь тех немногих покупателей, у которых оставались наличные деньги. Некоторые фирмы предлагали даже длительную отсрочку платежей, другие предоставляли подарки каждому потенциальному клиенту. Но желаемого результата большая часть этих акций не достигла, поскольку потенциальные покупатели испытывали трудности с финансами либо заняли выжидательную позицию.

В результате такого штиля все игроки рынка строительной техники понесли многомиллионные убытки и оказались на грани выживания.

Понятно, что в столь непростой ситуации многие компании, предлагающие стройтехнику украинским заказчикам, встали перед фактом пересмотра своей политики и определением ряда приоритетных областей дальнейшего развития. Первоочередными шагами операторов рынка стало сокращение расходов и экономия на всем, даже на сотрудниках ...

Пути выхода из кризиса

Как отмечают эксперты рынка, чтобы выжить в сложных кризисных условиях, компаниям — производителям стройтехники, исходя из рыночной ситуации, придется открывать в своей работе новые горизонты.

По мнению Александра МЯРКОВСКОГО, многие операторы рынка строительной техники уже поняли, что наступивший кризис затянется надолго, поэтому некоторые из них начали существенно уменьшать расходы: кто-то урезал зарплаты, кто-то отправил персонал в неоплачиваемые отпуска, кто-то сократил филиалы. Однако такие фирмы если и уцелеют, то потеряют свою долю на рынке, так как восстановить инфраструктуру будет непросто. (Уже под конец 2008 г. многие фирмы лопнули из-за невозможности выполнить обязательства перед кредиторами.)

 

Те, кто выйдет из кризиса с наименьшими потерями, будут чувствовать себя на высоте.

Как правило, выживают те предприятия, сферы деятельности которых диверсифицированы. Это видно на примере компании «АМАКО», которая продает не только строительную, но и сельскохозяйственную технику, семена, удобрения, коммерческий транспорт и т. д. Такой подход позволяет успешно управлять финансовыми потоками внутри предприятия, а также избежать сокращения сервисного персонала.

С этим утверждением соглашаются и специалисты ООО «Цеппелин Украина». По их словам, диверсифицированное производство, которое в настоящее время практикует компания («Цеппелин Украина» помимо рынка строительной техники также работает в горной отрасли, сфере сельского хозяйства, в области двигателей и силовых установок для дизель-генераторов), дает возможность развиваться даже в условиях кризиса.

Несмотря на разные стратегии преодоления кризиса, сегодня основной задачей каждой компании, занимающейся производством или реализацией строительной техники на территории Украины, будет сохранение объемов продаж продукции.

Учитывая затруднительное положение заказчиков в плане финансовой платежеспособности, выполнить эту задачу смогут лишь те, кто сможет подойти к потребителям с комплексными предложениями и предоставит различные финансовые программы по расчетам. Так, например, в ХК «АвтоКрАЗ» была разработана программа «КрАЗ лизинг», направленная непосредственно на потребителей в условиях финансового кризиса. Программа обеспечивает лизинг строительной техники сроком на три года с авансовым платежом 10 % и процентной ставкой 17 %, что значительно эффективнее кредитных схем.

 

Кроме того, многие производители стройтехники будут вынуждены ориентировать свою деятельность не столько на выпуск основной продукции, сколько на развитие других направлений, учитывающих тенденции спроса. Как показывает мировая практика, в условиях кризиса при снижении спроса на новую технику увеличиваются объемы сервисных работ и потребление запасных частей. Пользователи не покупают новые машины, а максимально нагружают имеющееся оборудование, акцентируют внимание на ремонте.

Поэтому уже сегодня многие компании делают большой упор на сервисное и гарантийное обслуживание техники, находящейся в эксплуатации у клиентов. В любом случае финансирование сервисных программ не будет приостановлено или сокращено.

Как отмечают специалисты рынка, в этом плане в выигрышном положении могут оказаться импортеры строительной техники, так как они располагают налаженными сервисными сетями и возможностью срочной доставки запасных частей.

В то же время импортеры отмечают факт, что, скорее всего, первыми из кризиса начнут выходить украинские производители — за счет бюджетных денежных вливаний на развитие машиностроительной отрасли в целом. В свою очередь государство также решило стимулировать продажи отечественных производителей строительной техники — путем принятия Закона № 3430 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (о минимизации влияния финансового кризиса на развитие автомобилестроения и других отраслей отечественной промышленности)». Согласно этому документу, при закупках техники за государственные средства преимущество получают отечественные производители. Однако принятие таких мер может негативно сказаться на развитии всего отечественного рынка стройтехники. Во-первых, закон повлечет за собой значительное сокращение количества импортной продукции, которой и в лучшие времена украинскому заказчику катастрофически не хватало. Во-вторых, приведет к нездоровой конкуренции на рынке.

Лизинг и аренда

Следует отметить, что финансово-экономический кризис негативно отразился не только на спросе и продажах строительной техники, но и сломал привычные для операторов рынка и заказчиков схемы покупки техники. Лизинговые договоры на приобретение стройтехники, которые до кризиса пользовались популярностью у отечественных заказчиков, сейчас практически не заключаются.

«В связи с финансовым кризисом множество лизинговых компаний приостановили деятельность, а некоторые и вовсе исчезли с украинского рынка лизинговых услуг. Те, что остались, усилили требования к лизингополучателям, подняли процентные ставки и авансовые платежи. Для многих фирм теперь стало затруднительно оформить лизинг. В докризисные времена около 35 % сделок по приобретению строительной техники оформлялось по лизинговым схемам», — рассказывает Александр МЯРКОВСКИЙ.

Сегодня для многих лизинговых фирм, по словам Татьяны САУСЬ, генерального директора лизинговой компании «Ласка-Лизинг», достаточно остро строит проблема неплатежей. Особенно со стороны заказчиков, которые покупали технику для проведения строительных работ. Лизинговые компании понимают всю сложность ситуации — финансовый кризис вверг практически в полную стагнацию весь строительный рынок, поэтому денег на выплату по лизинговым договорам у строителей просто нет.

Многие лизинговые фирмы идут на некоторые уступки клиентам — продлевают договоры выплат, стараются лояльно подходить к каждому заказчику. Но ситуация не может оставаться неизменной, ведь лизинговые компании тоже имеют кредитные обязательства перед банками. Поэтому возможен вариант, по которому у особо злостных неплательщиков строительная техника будет изыматься и сдаваться в аренду компаниям, задействованным в строительных процессах.

 

Специалисты отмечают, что в настоящее время начал активно развиваться сегмент аренды строительной техники. До кризиса, несмотря на весьма высокие цены на стройтехнику, заказчики предпочитали ее покупать. Поэтому рынок аренды такого оборудования в нашей стране был развит слабо. На нем присутствовало совсем немного компаний, занимающихся сдачей строительной техники в аренду. Ряд крупных операторов, которые реализовали технику на украинском рынке, также имели в активе направление аренды оборудования. Сегодня практически все крупные продавцы строительной техники, не имея возможности продать оборудование, начали сдавать его в аренду. Арендуют технику компании, у которых недостаточно начальных средств для ее приобретения. Таким образом, сейчас отечественный рынок аренды строительной техники выглядит вполне насыщенным. Не стоит забывать и о том, что сами строительные компании, которые из-за кризиса вынуждены простаивать, начали сдавать технику в аренду.

Как может измениться ситуация в сегменте аренды в ближайшем будущем — предвидеть сложно. Не исключено, что после «потепления» в строительной отрасли украинскому заказчику будет выгоднее приобретать технику, чем брать ее в аренду.

Прогнозы операторов

По мнению аналитиков, сложная экономическая ситуация в стране будет наблюдаться еще минимум 2–3 года. Как отмечает Александр МЯРКОВСКИЙ, в настоящее время и строители, и операторы рынка строительной техники заняли выжидательные позиции. В первую очередь должны ожить финансовые учреждения и начать вливания в недостроенные объекты. Только после определенного периода стабильной поддержки строительства банками можно будет говорить о начале возрождения отрасли. Возможны также некоторые шаги со стороны государства (налоговые льготы, отсрочка возвратов кредитов).

Но, несмотря на депрессивную ситуацию в отрасли, операторы рынка строительной техники возлагают большие надежды в 2009 г. на возведение больших промышленных объектов, дорог и инфраструктуры к Евро-2012.

По прогнозам экспертов рынка, раньше других последствия кризиса смогут преодолеть дорожно-строительные организации, поскольку эта отрасль обеспечена государственной поддержкой.

Подтверждает это и руководитель Государственной службы автодорог Украины Вадим ГУРЖОС. По его словам, в ближайшие годы запланировано построить 301 км новых дорог, отремонтировать 1,25 тыс. км и реконструировать 80 км дорог. При этом из госбюджета на дорожные работы до 2012 г. планируется выделить 15,8 млрд грн, в том числе с привлечением кредитов в размере 12,96 млрд грн.

«Укравтодор» рассчитывает привлечь 13,98 млрд грн на строительство большой кольцевой дороги вокруг Киева (11,04 млрд грн) и новой автотрассы Львов — Краковец (2,94 млрд грн) на концессионных условиях.

На дорожные работы в рамках подготовки к Евро-2012 в 2009 г. планируется выделить 8,832 млрд грн, в том числе 3,213 млрд грн — из госбюджета и 5,619 млрд грн — из других источников (в связи со сложной экономической ситуацией «Укравтодор» попытается привлечь значительную часть денег за счет инвесторов, а не госбюджета). Так отрасль может получить средства, а производители и поставщики стройтехники — крупные заказы.

Многое будет зависеть от работы правительства и ситуации на зарубежных рынках. Если государство поддержит банки, которые, в свою очередь, продолжат кредитовать строительные компании, то финансовый кризис незначительно отразится на рынке строительной спецтехники. При таком положении дел рост рынка может составить не менее 20–30 %. По прогнозам специалистов, ситуация на отечественном рынке стройтехники может измениться к концу I квартала 2009 г.

А как у них?                                        

Антикризисные меры зарубежных участников рынка

... К примеру, крупнейший европейский производитель строительной техники Volvo сократил 850 рабочих мест на заводах в Швеции. Фирма Terex объявила о сокращении 17 % персонала на всех своих предприятиях. Немного лучше ситуация у британского производителя стройтехники JCB — им пока удалось избежать сокращения рабочих мест. Руководство нашло для своих подчиненных компромиссное решение: 4 тыс. сотрудников предприятия добровольно согласились урезать свою зарплату на 50 фунтов стерлингов в неделю, чтобы предотвратить увольнение 350 коллег.

Российские производители строительной техники, чья продукция в докризисное время являлась наиболее востребованной в Украине, тоже пошли по пути сокращения. Большинство из них не только уволили часть персонала, но и перешли на короткую рабочую неделю. Так, о сокращении мощностей заявило ОАО «КамАЗ». Но руководство завода приняло решение не приостанавливать производство, как другие российские компании, а всего лишь перевести предприятие с шести- на четырехдневную рабочую неделю. Продлится такой режим до 6 мая 2009 г. Завод вынужден сокращать производство, поскольку упал спрос на самосвальную и крановую технику со стороны строителей.

Аналогичная ситуация сложилась и в других машиностроительных компаниях России. В связи с остановкой производства ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (входит в холдинг «Базовый элемент»), 2 тыс. работников предприятия были отправлены в отпуск с 1 декабря по 1 февраля 2009 года с сохранением 2/3 средней заработной платы. Причина принятия такого решения — падение покупательского спроса на выпускаемое предприятием строительное оборудование. В следующем году, отмечает руководство ЧСДМ, объемы выпуска будут корректироваться в соответствии с потребностями рынка.

Антикризисная программа «Уралмашзавода» предполагает переход на четырехдневную рабочую неделю, сокращение рабочего дня на два часа, снижение управленческих и прочих затрат. Кроме того, в штат не будут принимать новых сотрудников. Эти меры будут действовать как минимум до конца года. Причиной введения режима строгой экономии, по данным «Уралмашзавода», стал отказ ряда заказчиков металлургического и горного оборудования от ранее подписанных контрактов или перенос сроков их выполнения, что повлекло за собой уменьшение денежных поступлений на предприятие почти втрое.

Российский производитель экскаваторов — «Машиностроительная компания Кранэкс» — отправил в ноябре на вынужденные каникулы около 1,5 тыс. сотрудников.

В 2007-м году на предприятии было выпущено 52 648 грузовиков, а за 2008 г. компания планировала собрать около 60 тыс. машин. Тенденция к увеличению производства в 2008-м сохранялась вплоть до августа — завод собирал на 10 % грузовиков больше, чем в 2007 г. Но кризис переломил ситуацию: в 2009-м мощности предприятия могут быть снижены в несколько раз.

Украинские изготовители строительной техники тоже переживают не лучшие времена. Крупнейший отечественный производитель строительных машин «КрАЗ» объявил о переходе на четырехдневный режим работы. Кроме того, на 7 % уменьшился персонал предприятия.

Соседствующий с «КрАЗом» Кременчугский автосборочный завод, который на своих площадях занимается сборкой китайских тяжелых грузовиков FAW, с ноября месяца также сократил рабочую неделю до четырех дней.

Оценка материала:

4.43 / 7
Кому на рынке стройтехники жить хорошо? 4.43 5 7
Бізнес / Ринки та компанії
11.06.2009 25090
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»