<
НОВИНИ ДНЯ: США оголосили новий пакет допомоги Україні: що в ньому  Дощі, грози та заморозки: синоптик розказвав, де чекати негоди до кінця тижня  Рецепт рибного супу з лососем  Інфляція в Україні прискориться: експерти назвали дві причини зростання цін  Україна має найвищу в Європі готовність воювати за свою країну  Весняне тепло повертається: на сході й півдні прогнозують до +27°  Як зміниться чисельність населення в Україні після війни: демографка шокувала прогнозомвсі новини дня
Політика
Україна
21.03.2016 1229

Неэтичные политики требуют этичности от чиновников

Уже месяц в Украине действуют Правила этического поведения государственных служащих, которые были приняты постановлением КМУ 11 февраля 2016 года. Для чего они были приняты? Что изменилось? Какие аспекты данный документ учитывает, а какие нет? Являются ли новые правила гарантией этического поведения всех чиновников?

Член Экспертно-консультативного совета при Национальном агентстве Украины по вопросам государственной службы, гендиректор консалтинговой компании R&C Kyiv Group LLC Жанна Балабанюк проанализировала плюсы и минусы нового документа.

«Когда в стране не происходит кардинальных изменений в лучшую сторону, уровень доверия граждан к власти страны падает и растет недовольство их работой. Очередным шагом «активной деятельности» исполнительной власти является регламентация этики государственных чиновников», - рассказывает Жанна Балабанюк.

Нужны ли в Украине правила этического поведения государственных чиновников? По мнению Жанны Балабанюк, однозначно ДА! Каждый гражданин и налогоплательщик хочет получать качественный сервис при обращении в органы власти и этическое поведение со стороны государственных служащих.

«Этого, к сожалению, сегодня нет. Изменят ли эту ситуацию принятые КМУ Правила этического поведения государственных служащих? Нет!», - уверена Жанна Балабанюк.

По мнению эксперта, это не более чем очередной пиар-ход со стороны исполнительной власти. Почему?

Во-первых, возникает вопрос, кто эти правила разрабатывал. Почему именно сейчас решили принять, а не после вступления нового Закона Украины «О государственной службе»? В преамбуле Правил указано, что за основу взята польская модель, которая гарантирует максимальную прозрачность деятельности государственных органов. Но почему использовали именно практику Польши, а не другой страны, или не разработали собственную модель?

«Несмотря на то, что Закон Украины «О Государственной службе» принят и вступит в силу с 1 мая 2016 года, стратегия реформы государственного управления на 2016-2020 годы еще находится на стадии согласования Кабмина с Еврокомиссией и представителей общественности Украины. Но Кабмину уже сейчас нужно продемонстрировать свои действия по выполнению реформы государственной службы. Вот правительство и решило, пока стратегия в процессе согласования, разработать правила. Только выходит, что их особо не разрабатывали, а просто взяли польский документ, перевели и утвердили», - рассказывает Жанна Балабанюк.

Во-вторых, даже тот вариант Правил, который утвердили, публично никто не обсуждал.

«Открытой дискуссии с привлечением профсоюзов государственных служащих, общественности и журналистов не было. Поспешность принятия и отсутствие публичного обсуждения скорее вызывает вопросы, чем дает ответы. При этом утвержденный документ оперирует такими понятиями, как добродетель, лояльность и добросовестность. Но вот о том, что государственный служащий обязан делать и на какие его действия наложен запрет, в документе не сказано. Равно как и об ответственности для недобродетельных, нелояльных и недобросовестных чиновников», - говорит Жанна Балабанюк.

В-третьих, сейчас больше всего обсуждается подпункт 2 пункта 7 Правил о том, что государственным служащим запрещено публично критиковать деятельность государственных органов и их должностных лиц. Тут следует отметить, что каждый государственный служащий должен действовать в пределах своих должностных обязанностей и качественно их выполнять. Также у каждого чиновника есть право информировать своего руководителя, вносить предложения, высказывать свое мнение в виде докладных записок.

«Если государственный служащий с чем-то не согласен, видит негативные риски или последствия принятия того или иного решения, имеет другое виденье или предложения, он не просто имеет право, а обязан сделать данное обращение своему руководителю. Если он этого не делает, хотя понимает, что должно быть по-другому, он проявляет бездействие и становится соучастником принятия неправильных решений со своего молчаливого согласия. Тогда, при необходимости, его действия можно оспорить, обратившись в контролирующие или правоохранительные органы, прокуратуру, суд», - подчеркивает Жанна Балабанюк.

При этом, по ее мнению, открытая критика деятельности государственных органов в социальных сетях или СМИ – это как раз и есть проявление безответственности и политиканства со стороны чиновника.

В-четвертых, представим ситуацию, что были разработаны идеальные Правила этического поведения, они публично обсуждались, а потом чиновники приняли их к исполнению. Могут ли чиновники придерживаться их в полном объеме? Не будет ли это игрой в одни ворота?

«Выходит так, что политики принимают решения и ведут себя, как хотят, а чиновники должны придерживаться этических правил. Как чиновник может соблюдать этические правила, если политики их постоянно нарушают. Например, повсеместно пользуются телефонным правом. Одно без другого не работает. Только когда этических правил поведения будут придерживаться все - и политики, и государственные служащие - только тогда они будут понятны, прозрачны и исполняемы», - подчеркивает Жанна Балабанюк.

Эксперт уверена, что если политики действительно хотят реальных изменений в этике чиновников, то они должны им показать пример.

Подготовила: Ольга Вилик

Оценка материала:

5.00 / 1
Неэтичные политики требуют этичности от чиновников 5.00 5 1
Політика / Україна
21.03.2016 1229
Еще материалы раздела «Україна»