<
НОВИНИ ДНЯ: США оголосили новий пакет допомоги Україні: що в ньому  Дощі, грози та заморозки: синоптик розказвав, де чекати негоди до кінця тижня  Рецепт рибного супу з лососем  Україна має найвищу в Європі готовність воювати за свою країну  Весняне тепло повертається: на сході й півдні прогнозують до +27°  Дощі не всюди та "цікава" температура. Синоптик дала прогноз на 25 квітня в Україні  Синоптикиня повідомила, коли відступлять холоди і до України повернеться тепловсі новини дня
29.09.2016 6071

Натуральные продукты питания: вечный бизнес

Директор по развитию сети магазинов по продаже натуральных продуктов питания «Эко-лавка» Александр Петренко рассказал Контрактам, почему сервис – это главное, что нужно поменять в системе украинского образования, чтобы страна стала успешной, и почему он смеется, когда слышит выражение: «В Украине нет работы».

К: Александр, расскажите, пожалуйста, сколько лет вашему бизнесу?

Александр Петренко: 11 сентября исполнилось 5 лет, как был открыт первый магазин.

К: Как давно это было!

Александр Петренко: А мне кажется, что это было совсем недавно. Первый магазин был даже не магазином в чистом виде, а ларьком возле метро «Героев Днепра». На сегодняшний момент у нас уже 105 магазинов по Украине.

К: В каких регионах?

Александр Петренко: Сейчас мы представлены в Киеве, Львове, Днепре, Харькове, Одессе, Виннице, Николаеве, Сумах и Кременчуге, Кривом Роге.

К: А как развивается бизнес по продаже «здоровых» продуктов питания? Как повлияло ухудшение экономической ситуации и военные действия?

Александр Петренко: В принципе, это направление развивается хорошо, ведь интерес к здоровому образу жизни будет всегда. Сколько люди будут существовать, столько они и будут думать о том, чтобы лучше себя чувствовать, подольше жить. В развитых странах этот тренд занял серьезную нишу, и он ее держит, а мы потихоньку двигаемся в том же направлении. Единственное отличие – у нас интерес к здоровому питанию более развит в больших городах, а в маленьких с этим сложнее, потому что там немного другие люди и покупательная способность ниже. Поэтому наш бизнес туда еще не дошел.

К: А чем вы можете объяснить успех вашей модели и вашей франшизы?

Александр Петренко: Популярность нашей франшизы таится в двух вещах. Первая: люди, которые становятся нашими франчизи – это наши клиенты. Они сами потребляют натуральные и здоровые продукты и приходят к выводу: раз уже это делают они и их знакомые, то это будет развиваться. И второе: у нас очень адекватные финансовые планы и порог вхождения в бизнес. Это не значит, что у нас нет неуспешных магазинов, но у нас положительная динамика роста и развития этого направления.

EP4E9792

К: Как вы считаете, почему вам удалось «раскрутиться»? Какие у вас составляющие успеха?

Александр Петренко: Первая составляющая любого успеха – это идеология бизнеса. Два направления можно развивать бесконечно: первое – мы всегда будем продолжать искать хороший качественный продукт, стремиться делать наш ассортимент максимально полезным и интересным для нашего клиента, и второе – мы будем совершенствовать обслуживание наших клиентов. Поскольку наш менталитет сформировался во времена Советского Союза, то это и дало большой толчок вперед. Ведь многие привыкли к тому, что никакого сервиса не было, все делалось по остаточному принципу, а людям на сегодняшний момент очень приятно получать положительные эмоции, покупая продукты, и с этими положительными эмоциями оставаться и после того, когда они посетили магазин. И это касается не только магазинов «Эко-лавка». Мне кажется, что качественное обслуживание, высокий сервис  – это тренд будущего. Любой бизнес, который развивается в нашей стране, может занимать первые места за счет того, что он будет давать лучший сервис.

К: Как менялась концепция развития сети за эти 5 лет? И были ли какие-то кардинальные изменения?

Александр Петренко: Суперкардинальных изменений не было, а все было достаточно стабильно. Единственное, в чем мы стали еще более уверены, так это в том, что клиент любит получать новый продукт – люди не любят кушать одно и то же годами. Поэтому для нас сегодня архиважным является поиск новых производителей, которые научились делать качественный продукт.

EP4E9816

К: Есть проблемы с поиском новых производителей?

Александр Петренко: С этим проблем нет, ведь количество производителей сильно выросло. Если мы раньше конкурировали с иностранным продуктом, то после девальвация гривны он подорожал в разы. И это стало стимулом для местных производителей начать производство хорошего, качественного продукта. Но у нас в Украине мало суперинтересного продукта.

К: Что такое суперинтересный продукт?

Александр Петренко: Например, под нашими брендами выпускается замороженный полуфабрикат – вареники и пельмени. Раньше мы не думали, что он хорошо «пойдет», но он стал пользоваться хорошим спросом. Скорее всего, потому, что мы становимся все более ленивыми, и нам не хочется тратить время на готовку, а хочется потратить его на себя. И сейчас у нас задача – сделать этот замороженный полуфабрикат как можно лучшим. Или, например, мы видим, что хорошим спросом пользуются кондитерские изделия – дети же любят сладкое. Но это должно быть правильное сладкое. Вот эти направления сейчас быстро развиваются, и я называю его «суперинтересным продуктом».

К: А что такое правильное сладкое?

Александр Петренко: Это могут быть конфеты, которые сделаны на натуральной основе без использования сахара. Это может быть и печенье, в котором нет «плохих» ингредиентов. И спрос на такие продукты развивается очень хорошо.

К: Какой год был самым тяжелым для вашего бизнеса?

Александр Петренко: Нынешний год, наверное, самый сложный.

EP4E9827

К: 2016-й? Даже не 2014-й и не 2015-й?

Александр Петренко: Скажу честно: нет. Возможно, это связано с тем, что в 2014-15 гг. только началась война и люди перестали активно ездить куда-то отдыхать, все старались придерживать деньги. А уже в этом году, особенно летом, все свыклись с новыми реалиями и снова захотели опять получать удовольствия от жизни, все начали опять ездить куда-то за границу отдыхать, тратить деньги. И в результате немного сместились приоритеты. Но это все временно, потому что чек дорогих бизнес-продуктов – он вечен. То есть при любых обстоятельствах люди будут кушать, и при этом всегда будут люди, которые ищут хороший, классный продукт, которые хотят своим детям покупать самое лучшее. В любом бизнесе, не только в нашем, есть определенный цикл. Не может быть постоянный подъем, за каждым подъемом всегда идет спад, потом опять будет следующий этап подъема.

К: А как сильно у Вас за эти годы поменялся ассортимент?

Александр Петренко: Мы, наверное, поменяли около 70% производителей. Во-первых, это связано с тем, что было много российского товара, который, конечно же, потихоньку выбыл из сети.  И мы сегодня стараемся, чтобы у нас были товары разной ценовой категории: одни - более низкой стоимости, более доступные, но качественные. А другие – очень высокой премиальной категории для людей, которые уже готовы тратить такие деньги. То есть мы стараемся держать баланс, чтобы в магазин могли приходить люди среднего достатка. Раньше мы в ценах больше ориентировались на категорию «средний+», сейчас – на «средний», «средний+» и выше.

К: Если сравнивать цены ваши и в супермаркетах – насколько сильно они отличаются?

Александр Петренко: Раньше разрыв в ценах был больше, но сейчас сократился, потому что мы понимаем ситуацию c покупательской способностью и стараемся не сильно идти вверх по ценам. Если раньше с супермаркетами разрыв в ценах был 30-40%, то сейчас - 20%. И при этом есть продукты, у которых вообще минимальный разрыв. Как и в супермаркетах, наши продукты также дорожают. Но подорожание происходит не за счет того, что мы хотим увеличить свой заработок – цены растут за счет увеличения цен производителя, который платит все больше за коммунальные услуги, газ, электроэнергию, перевозку. За счет этого идет удорожание. А нашу рентабельность мы стараемся держать на одном уровне.

EP4E9843

К: А насколько выросли за год цены на продукты в Украине?

Александр Петренко: Я думаю, на 25% точно подорожали.

К: И будут дорожать и далее?

Александр Петренко: Все зависит от ситуации в стране в целом: если экономическая ситуация «устаканится», то и цены будут стабильны. Есть же еще прямая зависимость от курса доллара, потому что производитель часть сырья покупает за доллары, бензин опять же импортный и зависит от курса. Это вещи, на которые мы с вами влиять не можем.

К: Хочется расспросить о таком аспекте бизнеса, как персонал. Тяжело ли среди нынешних торговых работников найти тех, кто вам подходит?

Александр Петренко: Персонал – это, наверное, один из самых тяжелых моментов в нашем бизнесе. Мы сталкиваемся с проблемой (может, это такая наша ментальность?), но большинство людей хотят как можно меньше работать, но при этом как можно больше зарабатывать. Мало кто готов прилагать усилия для того, чтобы получать хороший результат. Когда мне говорят, что в нашей стране нет работы, мне становится смешно. Эта проблема не только наша - мы общаемся со многими представителями бизнеса, которые говорят о том, что просто нереально найти подходящего человека. И, скорее всего, это лето было самым тяжелым еще и потому, что в стране острая нехватка качественного персонала. Поэтому мы создали целый учебный центр, где кадры, прежде чем заступить на работу в магазины, проходят подготовку.

К: И где находится этот учебный центр?

Александр Петренко: Он находится в Киеве. Это место, куда люди приходят, чтобы пройти своеобразную стажировку, и здесь идет первичный отбор: подходит нам этот человек или нет. Программа обучения максимально быстрая – у нас нет возможности тратить месяц на обучение одного человека. Тем более, что после того, как человек прошел первичные обучающие курсы у нас и выходит на работу в магазин, он проходит еще и вторичный отбор – мы смотрим, как человек работает, как он обслуживает клиентов.

EP4E9896

К: Вы говорите, что сложно найти людей. Может быть, зарплата маленькая?

Александр Петренко: Сказать такого не могу. Мы предоставляем возможность любому человеку зарабатывать столько, сколько он хочет. Вопрос в том, что он готов делать для того, чтобы зарабатывать эти деньги, К примеру, чтобы зарабатывать 5 тысяч гривень, нужно иметь навык, условно говоря, на какой-то определенный процент. Но если ты хочешь зарабатывать 7 тысяч гривень, то нужно иметь навык выше и стараться при этом. А если ты хочешь зарабатывать 12 тысяч гривень, то, соответственно, тебе уже нужно «пахать». А у нас большинство людей имеют навык на 5 тысяч гривень, а хотят зарабатывать 15 тысяч.

К: У вас 105 магазинов. А какое количество из них – франшиза?

Александр Петренко: Материнских магазинов у нас 29, а все остальное – это франшизы.

К: Это хорошо?

Александр Петренко: Если смотреть с точки зрения франчайзинга – это, конечно, хорошо. На рынке франчайзинга мы очень хорошая компания, темпы роста у нас отличные. Даже если нас сравнивать с какими-то крупными сетями, то у нас хорошие темпы роста. Сказать, что лучше: материнские магазины или франшиза – я не могу. Для нас это два разных направления, два разных бизнеса. Для меня формат: «только франчайзинг» либо «только материнские магазины» - не работает, здесь должен быть симбиоз. То, что мы придумываем, мы тестируем на «своих» магазинах, а потом можем это рекомендовать нашим партнерам.

К: Расскажите, пожалуйста, какие слабые места сейчас в украинской торговле с точки зрения бизнеса как такового?

Александр Петренко: Я выскажу свое мнение по кадрам. В нашей стране почему-то все привыкли, что после школы нужно обязательно идти получать высшее образование. И куда не плюнь, везде вузы. А вот колледжи и техникумы у нас – заброшенная ниша, и поэтому у нас нет специалистов в узком сегменте профессионального образования. И это очень сильно влияет в целом на экономическую ситуацию. Я считаю, что лучше пойти учиться в колледж, в техникум на какую-то узкую специализацию и быть в этом «профи», чем пойти получать высшее образование, но не стать при этом «профи». У нас все сейчас фактически с высшим образованием, а никто толкового образования, либо специфического, узкоспециального не имеет. Нам очень серьезно нужно задуматься о развитии именно этого сегмента образования. Нужно, чтобы появились хорошие техникумы и колледжи, которые будут готовить продавцов, слесарей, ремонтников, поваров, логистов. А у нас сегодня ресторанный бизнес страдает от того, что трудно найти нормального повара – все друг у друга пытаются перекупить, из-за границы привезти, либо отправить своего повара за границу учиться. Мы дошли до того, что нам легче взять человека, который в принципе не знает, что такое продажи, и его учить правильно самим.

EP4E9933

Второе, что мне кажется, нужно развивать, это бизнес-школы. Ведь многие до сих пор не понимают, что такое деньги, как они должны правильно двигаться, что с ними делать. Вот у нас франчайзинг. Это достаточно молодое направление в нашей стране. Но многие думают: я купил франшизу, и она сама будет работать. Они относятся к этому, как к какой-то инвестиции. А это не инвестиция – это реальный бизнес, им нужно заниматься. Франшиза – это точно такой же бизнес, как если бы ты открывал его сам. Просто он позволяет избежать основных ошибок, которые делают те, кто начинают этот бизнес самостоятельно. Вот тут нужно какое-то направление в образовании, которое бы обучало людей с предпринимательской жилкой, доносило до них, что такое предпринимательство, что такое деньги, что такое бизнес, рассказывало, как нужно работать, объясняло, что бизнес – это процесс, из которого ты не можешь выйти, сесть на стульчик и ждать, когда деньги начнут «капать». Я ведь в бизнесе работаю уже 5 лет, с 8 утра до 8 вечера, а то и позже, и выходной у меня – как получится. Я постоянно нахожусь в процессе, точно так же, как и мои партнеры, мы никогда не останавливались. Поэтому могу точно сказать, что для того, чтобы зарабатывать, ничего не делая, нужно сначала дойти до такого уровня, когда ты можешь поставить вместо себя людей, которые этим будут управлять.

У меня лично есть желание создать в будущем какие-то небольшие школы, которые бы давали бизнес-образование.

К: А как вы относитесь к различного рода бизнес-тренингам? Есть ли от них результат? Ведь настоящим практикам некогда учить других – они работают!

Александр Петренко: Да, так и есть. Я раньше посещал огромное количество тренингов, но потом пришел к выводу, что эффективнее – ходить реже, но при этом «попадать в точку». Нужно идти туда, где люди практикуются, потому что только там можно услышать нюансы дела, а не общие «бла-бла-бла».

EP4E9916

К: Ваш прогноз на период до конца года и на следующий год – что ожидает торговлю в Украине?

Александр Петренко: Я не могу прогнозировать чего-то глобально плохого. Я уверен, что будут как положительные, так и негативные моменты. Вопрос в том, насколько мы все будем готовы дальше все это поддерживать и развивать. Если говорить конкретно о команде «Эко-лавка», наших партнерах, франчизи и так далее – то мы готовы. При любых обстоятельствах мы готовы дальше двигаться, находить что-то новое, интересное, развивать это. А ситуация в нашей стране как-то все зависит больше от людей, которые стоят у власти. Они в целом могут влиять. Но здесь нельзя забывать, что на сегодняшний момент каждый из нас, каждый предприниматель, бизнесмен, вообще социально активный человек – он по факту строит наше общество. Соответственно, если каждый из нас будет делать маленький шажок в нужную сторону, то, я думаю, что в 2017 году будет гораздо лучше, чем в нынешнем.

Не могу сказать, что сегодняшняя ситуация такая уж плохая. Она сложная, но она нас закаляет. Мое личное мнение: у нас рынок сегодня сложный, но он гораздо быстрее двигается, чем любой заграничный. Соответственно, на нашем рынке можно строить бизнес и зарабатывать деньги, развивать экономику. Дай Бог, чтобы мы выбирали правильных людей во власть. Чтобы эта часть, как минимум, не мешала развиваться дальше.

Беседовала Ольга Вилик

Оценка материала:

5.00 / 1
Натуральные продукты питания: вечный бизнес 5.00 5 1
Бізнес / Ринки та компанії
29.09.2016 6071
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»