Життя та Стиль
Суспільство
Не хочу учиться: оправдано ли сегодня получение платного образования
«Моя финансовая история похожа на страшную сказку для повзрослевших детей», — признается врач из США Мишель Бисутти. Ей 41 год, она до сих пор не рассчиталась с банком, предоставившим ей кредит на обучение в высшей медицинской школе. По приблизительным подсчетам, Мишель придется погашать этот заем до 70 лет (!). «Я пытаюсь предостеречь 17-летнюю племянницу, которая сейчас ищет деньги на учебу в колледже, — рассказывает должница. — Молодежь, стремящаяся получить высшее образование, должна знать, во что ввязывается».
В неоплатном долгу
Семь лет назад Мишель Бисутти взяла $250 тыс. кредита ради того, чтобы за три года пройти высшую квалификационную программу медицинской школы Университета Огайо. Она планировала совмещать учебу с работой, постепенно погашать кредит и избавиться от долгов уже через два-три года после получения диплома. План казался вполне реалистичным. Врачи в США — самая высокооплачиваемая категория наемных работников. В Коламбусе (столица Огайо, где расположен университет) много медицинских учреждений, охотно нанимающих студентов высшей медицинской школы. Однако заработки Мишель Бисутти не оправдали ее надежд. К тому же в процессе обучения потребовались дополнительные расходы. После получения диплома ее долг составлял уже $555 тыс., пишет Wall Street Journal. Четыре года спустя, перейдя на режим жесткой экономии, исчерпав все ресурсы финансовой помощи со стороны государственных и общественных благотворительных организаций, Мишель все еще должна $209 399. Каждый месяц ей приходится выплачивать $990, из них только $100 идут в счет погашения тела кредита, остальное — пеня и проценты.
Случай Мишель не уникален. По данным общества финансовой поддержки FinAid, совокупный долг выпускников американских вузов, кредитовавшихся ради получения образования, составляет почти $730 млрд. Причем только 40% этих займов активно погашают. «Лет десять назад учеба в университете или другой высшей школе была средством повышения качества жизни, — рассказывает координатор программ индивидуальной поддержки международной благотворительной организации «Просветительские инициативы» Майкл Ленски. — В США, Западной Европе и даже в некоторых странах постсоветского пространства диплом повышал стоимость сотрудника на рынке труда настолько, что экономическая целесообразность платы за обучение не вызывала сомнений. Теперь это уже спорный вопрос». Появилось огромное количество специальностей, для которых университетский диплом менее ценен, чем сертификат о прохождении квалификационных курсов какой-нибудь именитой транснациональной корпорации. К тому же во всем мире работодатели постепенно разочаровываются в качестве вузовской подготовки.
«Рыночная стоимость дипломов снижается, а затратность обучения растет. Инвестирование в университетское образование давно перестало быть безусловно выгодным, — подчеркивает Майкл Ленски. — Как следствие, количество вузов во всем мире постепенно уменьшается. Те, что остаются на плаву, пытаются привлечь студентов различными грантами и другими возможностями снижения затрат на образование. Даже у вузов с мировым именем появилась практика кредитования перспективных абитуриентов, для того чтобы последним не пришлось брать банковских займов на обучение. Так поступают в Беркли, Карнеги — Меллон и даже в Йельском университете».
В Украине происходит нечто обратное мировым тенденциям. Количество высших учебных заведений растет, а средняя стоимость обучения повышается год от года.
В 2009/2010 учебном году в нашей стране функционирует 350 вузов III-IV уровня аккредитации. Причем только 149 из них достались нам по наследству от советской системы народного образования. Больше половины высших школ открыты после 1991 года и изначально были коммерческими. Итак, 350 вузов ежегодно выдают дипломы по более чем 1000 специальностей. Судя по количеству молодых специалистов, в Украине вакансий для квалифицированного персонала должно быть больше, чем где бы то ни было в Европе. Тем не менее, как признаются сами студенты-старшекурсники, наиболее вероятное место трудоустройства выпускника отечественного вуза … вуз, причем зачастую речь идет о собственной alma mater. Подобная ситуация возникла в Индии в 1980-х годах, когда международные организации спонсировали создание институтов, выпускники которых, за неимением других предложений в стране, становились преподавателями.
Ловля абитуриентов
Примечательно, что более благополучные в экономическом отношении страны довольствуются более скромным количеством высших школ. К примеру, во Франции функционирует всего 70 вузов. Больше половины регулярно констатируют недобор студентов. Это притом что в стране действуют 48 правительственных и общественных программ материальной помощи для студентов.
«Несмотря на то что в Европе и США не существует экзотичной постсоветской практики массового обучения по государственному заказу, там тоже можно учиться бесплатно», — говорит Майкл Ленски. Тот, кому удалось окончить школу с высоким средним баллом, может претендовать на грант уже при поступлении в колледж. Чемпионы юношеских спортивных соревнований регионального и национального уровня, а также победители молодежных творческих и научных конкурсов могут рассчитывать на бесплатное предоставление комнаты в общежитии (всегда с мебелью, часто с компьютером и телевизором).
«В среднем европейский донатор готов выделить EUR5–10 тыс. в год на одного студента колледжа и порядка EUR20 тыс. на студента высшей школы, в США размеры индивидуальной финансовой помощи иногда превышают $60 тыс. в год, — рассказывает Майкл Ленски. — Некоторые религиозные донаторские организации предлагают 100%-ную компенсацию всех расходов, связанных с образованием, плюс содержание с полным пансионом. Однако щедрость грантодателей с каждым годом привлекает все меньше молодых людей».
Десять лет назад конкурс на гранты «Американского Пресвитерианского Союза» (до $80 тыс. на студента) составлял 40 человек на место. Пять лет назад — 23 человека. «В 2009 году представители Союза уже с трудом находили желающих поучаствовать в грантовой программе, им даже пришлось начать работать с нерезидентами, — отмечает Майкл Ленски. — Резкое снижение интереса к студенческим грантам свидетельствует о том, что для многих молодых людей дело даже не в деньгах. Они просто не хотят тратить годы на общение с профессорами и получение оценок. Тем более что карьеру в современном обществе можно сделать и без этого».
Местный колорит
По словам координатора русскоязычных проектов «Просветительских инициатив» Марины Самсоновой, почти все соискатели (претенденты на получение студенческого гранта. — Прим. ред.) из стран Восточной Европы и России обладают одной общей особенностью. Они легко соглашаются на поступление в не слишком престижные школы на непопулярные специальности, если донатор готов оплатить 100% расходов.
«Для европейца или американца такие предложения звучат совершенно неинтересно. Он знает, что работодатель заинтересуется его дипломом только в том случае, если специальность соответствует специфике вакансии, — объясняет Марина Самсонова. — Если же он хочет получить престижную должность до 40 лет, должен окончить школу с именем. На постсоветском пространстве все иначе. Здесь наличие вузовского диплома — формальное условие допуска в любой офис, а что за диплом и кто его выдал, зачастую не имеет значения».
Как отмечает директор по странам СНГ компании World Staff Виталий Михайлов, в Украине порядка 60–70% белых воротничков работают не по специальности. По его информации, почти все вакансии для офисных работников предполагают наличие у соискателя высшего образования. Как правило, для работодателя важен сам факт наличия диплома, а вовсе не то, что в нем написано.
«Профильное образование в Украине необходимо только для специфических вакансий юристов, финансистов, инженеров и медицинского персонала, остальные могут учиться на кого угодно, — считает Виталий Михайлов. — Существует устойчивое стереотипное представление о том, что, потратив пять лет в высшей школе, вне зависимости от специальности, человек приобретает определенный уровень общего культурного развития. Именно на этот уровень, фактически, и рассчитывают работодатели, настаивающие на наличии диплома».
Судя по наблюдениям Виталия Михайлова, диплом в Украине и правда является «пропуском» в офисные служащие, но пристойного жалованья не гарантирует. «Зарплатные перспективы соискателя зависят от опыта работы и профессиональных навыков, но отнюдь не от качества и профиля образования, — считает эксперт. — Рассчитывать на неплохую прибавку можно, пожалуй, только в том случае, если речь идет о менеджере со степенью Master of Business Administration».
Старший консультант по рекрутингу компании Brain Source International Наталья Лукьяненко, напротив, уверена, что качество и профиль образования — один из основных факторов принятия решения о найме того или иного специалиста. Г-жа Лукьяненко убеждена в том, что, при прочих равных условиях, работодатель всегда предпочтет выпускника профильного вуза или университета с хорошей репутацией.
«Наличие второго высшего образования, кандидатской степени, МВА или LLM существенно увеличивает его стоимость как специалиста на рынке труда, — подчеркивает консультант. — Получение дополнительного диплома — весомая причина для увеличения заработной платы и продвижения по карьерной лестнице». Рассуждения кадровиков о значимости различных «степеней» и квалификационных сертификатов звучат вполне убедительно. Однако на практике зачастую оказывается, что коммерческое применение им не всегда находят даже сами специалисты по работе с персоналом. К примеру, Виталий Михайлов признался, что из своих четырех дипломов два он никогда никому не показывал.
Текст: Мария Бондарь