Как можно достичь успеха на еще не монополизированном рынке молодому предпринимателю, у которого на первых порах – один только энтузиазм, одна только любовь к Городу.
Арсений Финберг, проект «Интересный Киев»
История Арсения Финберга – самая известная. В этом году будет 7 лет, как было основано интернет-сообщество «Интересный Киев». Тогда был расцвет формата Живого Журнала, а интернет начинал победное шествие по квартирам и офисам столичных жителей. С них все и началось. Финберг был на тот момент обычным энтузиастом, собиравшим необычные факты о Киеве и разработавшим первые маршруты для показа совершенно еще неизвестных достопримечательностей города. Начинание оказалось благодатным – сообщество росло, число участвующих в прогулках – тоже. Арсений решился на серьезный шаг - уволился с работы в престижной западной компании, посвятив себя экскурсионному бизнесу.
Это было ново, необычно и потому прибыльно. Момент истины для сообщества настал, когда оно стало коммерческим проектом. Тогда от него отвернулись многие, обвинив в понятном меркантилизме. Впрочем, потери быстро были компенсированы – желающих прогулять по тайным местам Киева не уменьшается. И поныне дворик с воронами недалеко от Золотых Ворот или работы молодого скульптора Константина Скритуцкого, рассеянные по центральным кварталам города, вызывают интерес не только у туристов, но и у тех, кто приехал в столицу на учебу или работу. Сегодня Арсению впору опасаться не недобора желающих, а конкуренции: интернет есть у очень многих, и вот уже с десяток изданий только за последние годы опубликовали списки некогда известных лишь Финбергу и его друзьям достопримечательностей.
Впрочем, Арсений не унывает. Его бизнес в настоящее время - это крупное бюро, предлагающее более 150 экскурсий. При офисе «Интересного Киева» можно купить литературу о столице, сувениры с символикой города. Сайт сообщества до сих пор посещают, в среднем, 3,5 тыс. человек ежедневно – «Интересный Киев» давно стал брендом, одним из самых «раскрученных» киевских экскурсионных бюро. По оценкам Финберга, в сообществе состоят до 10 тыс. человек – и это при том, что формат ЖЖ уже считается анахронизмом.
«В последние годы наилучшая отдача наблюдается от аудитории Facebook. «ВКонтакте» дает меньше, так как мы еще не занимались его активной раскруткой. Зато Google+ внес нас в рекомендованные страницы. Ну и «первичный» формат ЖЖ, с которого «Интересный Киев» начинался, тоже дает отдачу – мы по числу подписчиков являемся первыми в Украине», - сообщает Финберг.
Прибыльности бизнеса способствует хорошая выдача сайта «Интересного Киева» в поисковых системах. Сайт собрал и каталогизировал почти все материалы, касающиеся Киева, в первую очередь его истории и достопримечательностей.
Несмотря на всю эту «картину шоколадом», все равно остается вопрос: почему экскурсии «ИК» до сих пор популярны, несмотря на усиливающуюся конкуренцию?
Не стоит забывать, что столица Украины – самый охваченный интернетом город в стране. Играет роль и понятный эффект «сарафанного радио» от людей, уже побывавших на экскурсиях «Интересного Киева». Но намного более показательно иное – изначально контингент прогуливающихся по дворикам и закоулкам города составляли сами киевляне, которые не уставали удивляться тому, как, казалось бы, банальная подворотня или улочка могут таить в себе примечательные места.
Сообщество «Интересного Киева» является еще и форумом для общения по самым различным темам, связанным с киевской историей, местом виртуальной «тусовки» поклонников экстремальной фотографии, заброшенных зданий, промзон и крыш, рек и ручьев, парков и пещер. В свое время очень многие неравнодушные к Киеву люди нашли себя на электронных страницах этого ЖЖ, а потом встретились на экскурсиях. Подобная площадка для информации и общения - одна из самых известных на просторах столичного интернета, хотя есть и другие.
Сам Финберг признается, что основной доход вот уже который год ему обеспечивают все-таки не старушки, гуляющие по местам свого детства, и не студенты, а гости города, и в основном, иностранцы. В свое время он активно практиковал экскурсии в Чернобыль. Второй крупный проект по привлечению иностранцев был во время Евро-2012, когда «Интересный Киев», фактически, перенес свой офис на Крещатик, в центр фан-зоны. Аренда в этом месте оказалась более чем дорогим удовольствием. Больших прибылей Финберг, действовавший вместе с основательницей движения Free Tours Мариной Кривунченко, не нажил, хотя и в убытке не остался. Правда, по городу пришлось водить не столько рядовых болельщиков, сколько персонал компаний-спонсоров УЕФА.
Конечно же, огромную роль играет реклама. Сейчас для «Интересного Киева» уже настало то время, когда бренд работает на прибыль. Но так как конкуренция все равно не дает расслабляться, приходится размещать объявления в специализированных туристических изданиях, оставлять буклеты в гостиницах и хостелах, принимать участие в туристических выставках.
Сейчас цена на экскурсию «Интересного Киева» - от 50 до 120 грн в составе группы. Индивидуальные прогулки, ясное дело, дороже, и могут достигать 1000 грн. Эксурсоводов Финберг, сам прошедший соответствующие курсы, отбирает тщательно: слишком много на этом рынке «конвейерных», а не «творческих» гидов.
«Мы вышли в ноль уже после первого месяца работы, а мы существуем, не много не мало, уже седьмой год. Так что для меня этот бизнес – выгодный», - резюмирует Финберг.