<
НОВИНИ ДНЯ: Скільки українців можуть отримати право на новий статус у Чехії  Коли пілоти, які вирушили на навчання до Британії, сядуть за штурвал F-16: відповідь Євлаша  Синоптики попереджають про сильні заморозки: де і коли суттєво знизиться температура  МВФ оцінив кількість населення України та дав прогноз на найближчі роки  Актив для інвестицій та платіжний інструмент. Що таке криптовалюта  Україну накрило сильне похолодання: де 19 квітня будуть дощі, сніг та заморозки  Чехія планує передати Україні півтора мільйона снарядів до кінця року, - прем'єрвсі новини дня
Політика
Україна
 Вилен Веремко 12.12.2013 61593

Как уволить президента: почему импичмент и прямое правление народа сегодня нереализуемы

Идея импичмента президента практически не реализуема в нынешних условиях. Согласно Конституции Украины, импичмент подразумевает достаточно сложную и долгую процедуру. А непосредственное осуществление власти народом может быть реализовано разве что с помощью референдума. В свою очередь, закон о котором дает самому гаранту широкие возможности манипулировать волеизъявлением граждан.

Как уйти главу державы

Президент Украины избирается на пять лет. Досрочно остановить его полномочия можно лишь в случаях, определенных в Конституции: 1) отставки, 2) невозможности выполнять полномочия по состоянию здоровья, 3) отстранения с поста в порядке импичмента, 4) смерти. Чтобы уйти в отставку, президент должен этого захотеть, и лично попросить об этом на заседании парламента. С уходом по болезни тоже не все просто. Парламенту нужно получить соответствующее медицинское заключение, обратиться в Верховный суд, который вносит представление в ВР, и парламент может поддержать его простым большинством голосов.

Но процедура объявления импичмента, как вариант досрочного прекращения полномочий президента, еще более сложна. Согласно ст. 111 Конституции, президент может быть отстранен с поста в порядке импичмента в случае совершения ним государственной измены либо другого преступления. Порядок следующий: инициативу об импичменте должно поддержать большинство в ВР, после чего в парламенте создается специальная временная следственная комиссия. В нее включаются специальный прокурор и специальные следователи. По результатам выводов комиссии 300 депутатов ВР должны поддержать решение об обвинении президента. Но и это еще не все. Далее дело изучает Конституционный суд на предмет соблюдения процедуры его расследования и рассмотрения, а также Верховный суд – касаемо того, что деяния, в которых обвиняется президент, действительно содержат признаки измены или другого преступления. Только после этого уже 338 из 450 народных избранников могут поддержать решение об отстранении президента в порядке импичмента.

Что такое преступление президента

Сложность применения нормы об импичменте заключаются еще и в определении понятий «государственная измена» и «преступление» в контексте их применения к президенту. Согласно ст. 111 Уголовного кодекса, государственная измена – деяние, умышленно совершенное гражданином Украины во вред суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины: переход на сторону врага в условиях военного времени или в период вооруженного конфликта, шпионаж, предоставление иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины. Такие действия караются лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.

Однако, согласно ст.105 Конституции, президент на время исполнения обязанностей пользуется неприкосновенностью, и составы преступлений здесь не могут толковаться исходя из норм уголовного законодательства. Что подтверждено и решением Конституционного суда от 10.12.2003 № 19-рп/2003. То есть, была или нет измена и преступление вообще, может установить только специальная парламентская комиссия, а Верховный суд потом проверит, правильно ли специальные следователи и прокурор этой комиссии квалифицировали те или иные действия главы государства.

Досрочно остановить полномочия президента можно лишь в случаях, определенных Конституцией

В частности, КСУ в своем решении сделал вывод, что «право неприкосновенности человека» и «право неприкосновенности президента Украины» - разные институты. А потому, неприкосновенность президента не может быть отменена или ограничена путем уголовного преследования. Единственным способом привлечения главы государства к конституционной ответственности является процедура импичмента, а расследование специальной комиссии ВР не может считаться досудебным следствием. Сам импичмент по правовой природе является внесудебным конституционным процессом.

И.о. гаранта

Согласно ныне действующей Конституции в редакции 1996 года, в случае досрочной остановки полномочий президента его обязанности исполняет премьер-министр. Примечательно, что в редакции Основного закона от 2004 года, когда создавали парламентско-президентскую республику, а не наоборот, обязанности президента при досрочном освобождении его от полномочий, должен был исполнять глава Верховной Рады.

Премьер может править страной до 90 дней – в течение этого срока должны быть проведены досрочные выборы президента, назначенные ВР. Но если парламент выборы не назначит, ситуация может уподобиться киевской: мэра нет, полномочия горсовета закончились, но выборы не назначаются. Кроме того, в случае импичмента к главе правительства перейдут не все полномочия полноправного президента. В частности, он не сможет назначить референдум, распустить парламент, назначать министров, генпрокурора, половину Совета НБУ и пр., а также награждать государственными наградами и, кстати, осуществлять помилование.

Мнимая власть народа

Многие политики и не только сегодня апеллируют к ст. 5 Конституции, согласно которой единственным источником власти в Украине является народ, он осуществляет власть как через органы госвласти и местного самоуправления, так и непосредственно. Таким образом, вроде бы, легитимизируются решения всевозможных вече, митингов, собраний и т.д. Кроме того, нормы Основного закона являются нормами прямого действия, что приводит к выводу о высшей юридической силе упомянутых решений.

Но не все так однозначно. Здесь нужно ответить на вопросы: что такое народ (один человек, группа людей, большинство из более 45 млн граждан и т.д.), и какие могут быть способы реализации его волеизъявления? Частично ответы содержатся в ст. 69 Конституции, которая гласит, что народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и «другие формы непосредственной демократии». В Конституции также прописаны основные правила проведения выборов и референдума. Но список форм непосредственной демократии не исчерпывающий. К таким формам можно было бы отнести мирные акции протеста, митинги, забастовки и т.д. Но они подразумевают, скорее, что власть услышит мнение народа и примет необходимые решения с учетом этого мнения. Что, к сожалению, в нынешних условиях практически не работает.

Референдум не панацея

Импичмент по правовой природе является внесудебным конституционным процессом

Что делать, если избранные органы власти действуют явно вопреки интересам избравшего их народа, и отозвать их согласно законодательству нельзя? Конституция дает право народу поменять правила управления страной на референдуме. В решении от 16 апреля 2008 года № 6-рп/2008 Конституционный суд сделал вывод, что на всеукраинском референдуме народ, как единственный источник власти, имеет право принимать Конституцию Украины либо вносить в нее изменения, а также принимать и изменять законы. При этом соответствующие законы не требуют утверждения парламентом либо подписания президентом.

Однако процедура референдума длительная во времени и сложная. Согласно ст. 72 Конституции для его инициации необходимо собрать подписи не менее трех миллионов граждан, имеющих право голоса, при этом подписи должны быть собраны не менее как в двух третьих областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой области. Кроме того, в конце 2012 года был принят новый закон о референдуме (№ 5475-VI от 06.11.2012), давший много возможностей для манипуляций мнением народа со стороны президента. В частности, много вопросов у экспертов вызывает порядок формирования окружных и участковых комиссий, которые, собственно, проводят референдум и считают голоса. Так, состав окружкомов формируется из кандидатур, поданных главами областных советов (в основном подконтрольны пропрезидентской ПР). А если кандидатуры в установленный срок не предложены, претендентов определяет областная администрация, напрямую подконтрольная президенту. Аналогичная ситуация и с участковыми комиссиями. Более того, согласно закону заседание комиссии полномочно в случае присутствия более половины ее членов. Но в день голосования и во время подсчета голосов заседание комиссии референдума является полномочным независимо от количества присутствующих на нем членов комиссии. Проведение референдума по таким правилам может оказаться не столько волеизъявлением народа, сколько способом легитимизации решений власти, принятых далеко не во благо граждан.

Оценка материала:

5.00 / 17
Как уволить президента: почему импичмент и прямое правление народа сегодня нереализуемы 5.00 5 17
Політика / Україна
 Вилен Веремко 12.12.2013 61593
Еще материалы раздела «Україна»