Колонки
Виталий Портников
Крым оказался дальше Сибири: парадокс единого тарифа
Российский министр транспорта Максим Соколов пообещал перевозить соотечественников, направляющихся на отдых в Крым, по единому проездному тарифу в обход украинских границ.
Идея министра проста: «Пассажиры могут прибывать на поездах в Анапу и далее на скоростных катамаранах в Керчь. Другие могут доезжать до железнодорожной станции Крымск, затем на автобусах до Керченской переправы в порт Кавказ и на пароме в Крым». И все это – по единому тарифу.
А теперь подсчитаем даже не тариф, а время. Итак, поезд до Анапы. Сегодня из Москвы он ходит не каждый день, нужно пересаживаться в Краснодаре – впрочем, к летнему сезону могут запустить и ежедневные поезда. Анапа – сама по себе курорт, добираться туда нужно около 40 часов из Москвы и примерно столько же времени из Санкт-Петербурга. Конечно, после 40-часового путешествия можно порадоваться и скоростному катамарану, но для того, чтобы попасть на него, нужно будет доехать до порта «Кавказ». Это еще около двух-двух с половиной часов. Затем – сама переправа. Она занимает не так много времени, но ведь нужно еще дождаться очереди на паром, что может быть проблемно в курортный сезон. Паром прибудет на окраину Керчи. От Керчи до Феодосии – около двух часов. Но это все еще восточный берег Крыма, большинство отдыхающих сосредотачивается на южном. От Керчи до Ялты – примерно 6 часов. Ну и, наконец, до Севастополя – около 7 часов. Таким образом, москвич, решившийся на использование единого тарифа, потратит на поездку до южного берега Крыма около 50 часов – это не считая ожидания стыковок. Это чуть меньше времени, которое обычно тратится от Москвы до... Новосибирска. И больше времени, которое нужно, чтобы добраться до Екатеринбурга, Тюмени или Омска.
С Крымском все может быть немного быстрее – от 23 до 30 часов на поезде, затем около 5 часов до порта «Кавказ». Дальше вы все уже знаете. В общем, путешествие займет около 35-42 часов, что почти равно путешествию до Екатеринбурга и чуть ближе Тюмени – уже прогресс. Вот, собственно, и вся транспортная схема. Напомню для особо любопытных, что я рассчитывал ее для Москвы, а в случае с тем же Екатеринбургом придется сложить время и тогда оно займет от 70 до 85 часов. Это только в одну сторону. Поэтому весь этот единый тариф – сплошное надувательство. Представьте себе на мгновение, что вы отправились отдыхать с детьми и тратите 100 часов на дорогу.
Поэтому остается самолет. Но и тут все не так просто. Во-первых, отнюдь не все россияне пользуются авиатранспортом – в Крым как раз в массе своей ездили привычные советские железнодорожные пассажиры. Во-вторых, цены на внутренние авиаперевозки в России довольно высоки, а Крым – это теперь внутренняя авиаперевозка. В-третьих, есть угроза санкций против авиакомпаний, которые будут летать в Крым в нарушение международных правил. Во всяком случае, эти авиакомпании могут лишиться бортов нарушителей. Конечно, можно выделить на крымское направление спецборта, которые не будут залетать за границу, но для компаний масштаба «Аэрофлота» такая логистика неприемлема. Поэтому Минтранс России решил выдумать специальную компанию для полетов в Крым и уже предложил компании Red Wings государственные субсидии для осуществления нелегальных перелетов.
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
В свое время подобный эксперимент с созданием воздушного моста и собственной авиакомпанией уже осуществлялся в Калининградской области. И, несмотря на свою полную легальность, завершился полным крахом: компания «Калининградские авиалинии» благополучно обанкротилась, цены на направлении вернулись к прежнему дольготному уровню. И это логично. Россия – страна не очень богатых людей с не очень мобильной экономикой. Калининградцам незачем часто летать «на материк», россияне – те, что любят северные моря - предпочитают отечественному сервису Светлогорска Юрмалу и Палангу. Так, между прочим, сложилось с советских времен: мы с семьей отдыхали и в Юрмале, и в Паланге, и в Друскининкае, а про Светлогорск я даже не слышал.
Крымчане намного беднее калининградцев и, к тому же они – не россияне. Большинству жителей оккупированного полуострова просто незачем летать в Россию. Курортники в Крыму – даже если и появятся, то на пару месяцев, сезон на полуострове недолог. Что будет делать спецавиакомпания в остальное время? Правильно, «отмывать» госсубсидии вместе с чиновниками из Минтранса.
Ведь Россия – это не только всемирная автозаправка, притворяющаяся государством. Это еще и большая прачечная государственных денег, притворяющаяся экономикой. Не нужно думать, что министр транспорта России – сумасшедший и непрофессиональный, а я – такой умный, сел и все подсчитал. Нет, министр транспорта в сто раз умнее меня. И в тысячу раз богаче. И считает намного быстрее.
Поэтому уйдет с хлебной должности миллиардером, подсмеиваясь над крымскими нищебродами и незадачливыми московскими и новосибирскими курортничками, которых удастся заманить на территорию распила для отчетности. И, покупая очередную дачку во Франции или Испании – ну, на министра транспорта санкции-то не наложат – в очередной раз порадуется единому тарифу, авиакомпании Red Wings и прочими своими чудесными придумками. И, умиротворенный, откроет бутылку хорошего шампанского, счастливо улыбнется французскому закату над Антибом и скажет себе, что у человека, способного разместить Крым дальше Сибири, всегда и всюду все будет хорошо.