Політика
Росія
Путинский рывок: как выпрыгнуть из нефтяной ямы
Путин провел заседание Госсовета и дал чиновникам всего "два года на рывок". Основным двигателем роста должна стать промышленность, а главным ресурсом — внутренний рынок. Причины реформаторских настроений у президента России - дешевая нефть и дешевеющий газ.
Россия намерена показать Западу, что дешевая нефть и санкции не положат экономику страны на лопатки. Рывок - и через два года конкурентоспособная продукция заполонит внутренний рынок. Но опытные экономисты скептически относятся к таким задачам и срокам. Профессор Высшей школы экономики (Россия) Иван Родионов отметил, что задача рывка ставилась и в 2012 году, то есть она далеко не новая. "Вопросы конкурентоспособности рассматриваются с 2004 года, и не очень удалось эту конкурентоспособность повысить. Но, по-моему, самое главное, что можно из этого вынести, — пока правительство к тому, что в экономике кризис, всерьез не относится. Для меня главное то, что до сих пор не прозвучала мысль о том, что надо сокращать затраты в госкорпорациях, надо сокращать госаппарат на всех уровнях, надо экономить", - сокрушается Родионов.
А вот падение цен на нефть как раз можно считать новой реальностью, которая заставляет Путина нервничать гораздо больше, чем санкции Запада.
Нефтяное дно
Мировые цены на нефть падают - за три месяца – минус 15%. Уже показывался рубеж в 96 долл. за баррель. С ними неизбежно упадут и цены на газ. Так устроен механизм ценообразования.
Прямое участие «нефтегаза» в ВВП России – более трети ВВП России. Нефтегазовые доходы формируют 48 – 52% доходов федерального бюджета. Доля нефти и газа в экспорте товаров и услуг составляла в 1994 г. 33%, в 2007 г. – 55%, в 1 квартале 2014 г. – 61% (ЦБР).
Вся Россия сидит у «нефтяного крана» и наслаждается благополучием (пусть относительным) только благодаря доходам от нефтянки. Зависимость российской экономики от цен на нефть и газ – критическая.
И, как ни странно, так уже было трехкратное падение цен на нефть во второй половине 1980-х гг. добило Советский Союз. Причина - «сезон низких цен» длился четыре года. Одна из версий – ценовой сговор США и Саудовской Аравии.
"До 2000-х гг. ценой на нефть рулили, в основном, «фундаментальные факторы». Экономические циклы, запасы, спрос, производство, технологии, политика ОПЕК – нефтяного картеля стран, военные конфликты, - пишет в своей статье на Газета.ру профессор экономики Яков Миркин. - С начала 2000-х гг. цены на нефть, газ, металл – еще и финансовые переменные. Эти цены формируются на рынках товарных деривативов (фьючерсов, опционов) в Нью-Йорке, Чикаго и Лондоне. Эти цены сверхволатильны, в огромной степени зависят от курса доллара США как мировой резервной валюты. Достаточно доллару уйти в зону 1,1 – 1,15 за евро, как нефть опустится до 80 долларов за баррель или даже ниже. Как бы мы ни хотели обратного, но все наше благополучие, все блистание золота на куполах в Москве сейчас на 100% зависят от туманного и изменчивого мира финансовых рынков и высокоскоростной спекулятивной игры где-то там за кордоном".
Заговор против Путина или воля рынка
Но почему цены на нефть падают? Мировой спрос на топливо упал. США удовлетворяет спрос внутренней добычей - пресловутый сланцевый газ.
Но и это не самый главный фактор. «Цены на нефть формируются и рассчитываются в долларах США. Поэтому, когда доллар падает к корзине мировых валют, цена на нефть растет. Но после «ослабления» 2000-х годов доллар намерен укрепляться к другим валютам. А это – сильное, на многие годы давление вниз на цены за газ и нефть. Доллар за 2,5 месяца усилился к евро на 5 – 6%. Это не может не давить на нефть вниз», -указывает профессор Яков Миркин..
Кроме зависимости от американской валюты, нефть является еще и финансовым товаром, а финансовые рынки очень нервные, а иногда и истеричные: на них влияют слухи, правдивая и ложная информация.
Надолго ли нынешнее падение цен на нефть, не знает никто. Но то, что если цена будет держаться ниже 100 долларов за баррель, российская экономика впадет в кому, это точно. Поэтому Путин и задумался о будущем - о возрождении промышленности и концентрации на внутреннем рынке.
Но профессор Иван Родионов утверждает, что примерно то же самое стратегическое направление было в СССР в 80-х годах: " У нас не было другого рынка, кроме как внутренний, и с этой точки зрения, мы пытались этот рынок насытить сами. Помните, что мы получили в 91-м году? Пустые прилавки, и все, что с этим связано. То есть, опять слова и дела совершенно не обязательно должны совпадать. И с этой точки зрения, у нас внутренний рынок достаточно сильный, у нас население достаточно богатое, но, тем не менее, мир глобален, и существенная часть нашего богатства обеспечена тем, что мы имеем возможность то, чем нас бог наделил, скажем, ресурсы сырьевые, продавать. Если эти возможности ухудшатся, сможет ли внутренний рынок компенсировать этот недостаток?"