НОВОСТИ ДНЯ: Украинский авиазавод будет обслуживать Boeing и Airbus  Киев выделил из бюджета почти два миллиарда грн. на подготовку школ  Эксперт назвал продукты, которые подорожали после отмены госрегулирования цен  Экс-канцлер Германии Шредер готов работать на «Роснефть»  Австралия построит самую большую в мире солнечно-тепловую электростанцию  Украинский список невъездных персон пополнила российская поэтесса  Яценюк стал совладельцем телеканалавсе новости дня
10.04.2017 4902

Обратная сторона карты: чем живет и куда движется рынок процессинговых услуг

Предыдущие два года стали для рынка безналичных платежей в Украине знаковыми. С одной стороны, наблюдается устойчивая тенденция роста числа и сумм карточных операций. По данным Национального банка Украины, за 2015 год клиенты украинских банков осуществили 1,23 млрд безналичных платежей по пластиковым картам. В 2016 году их объем увеличился на 31% до 1,61 млрд.

Продолжает расти и доля безналичных операций в общей сумме всех карточных транзакций. Украинцы все чаще рассчитываются пластиком за товары и услуги. И ощутимо  увеличивается именно число трансакций с небольшими суммами. В итоге, по данным НБУ,  к концу 2016 года доля безналичных платежей в карточных операциях составила 35% в гривневом эквиваленте. При этом количество расчетов с помощью платежных карт за товары и услуги достигло 71%, тогда как объем вывода средств в «кэш» сократился до 29%.

На увеличение этого показателя, в первую очередь, влияет более активное внедрение Р2Р-переводов между физлицами, расширение платежной инфраструктуры (от покупки кофе до оплаты коммуналки, проезда в транспорте, услуг парковки и т.д.), а также рост числа операций через интернет и мобильный банкинг.

С другой стороны, происходит явное перераспределение и концентрация рынка процессинговых услуг. По итогам 2016 года комфортное место под солнцем отвоевали небанковские провайдеры, в то время как банки продолжают терять свою долю.

У самых истоков

Рынок процессинга в Украине еще с начала своего становления разделился на два лагеря. Одну группу игроков представляют банки, обслуживающие не только свои карты, но и клиентов коллег по цеху. Среди крупнейших банковских операторов – Укрэксимбанк и ПУМБ.

По состоянию на 1 января 2017 года у первого насчитывалось 7 банков-партнеров (на 1 января 2014 года было 12), у второго – 19 (было 38). Также до момента своего банкротства достаточно значимую долю занимал банк «Крещатик».

Вторая группа – самостоятельные процессинговые компании, которые предоставляют услуги тем банкам, у которых нет внутреннего процессинга.

Пальму первенства тут удерживают старейшие участники рынка – Украинский процессинговый центр (UPC) и «Укркарт», у которых к началу 2017 года было 24 и 15 банков-партнеров соответственно.

«UPC создавался Укрэксимбанком, банком «Аваль» (имеется в виду Райффайзен Банк Аваль – прим. ред.) и еще несколькими банками в 1996-1997 годах как межбанковский центр для минимизации расходов и их распределения между несколькими банками. Насколько мне известно, у Приватбанка было то же самое», - говорит Александр Карпов, директор межбанковской Ассоциации членов платежных систем ЕМА. – «Но в какой-то момент бизнес по предоставлению услуг для сторонних банков в Привате прикрыли, как непрофильный, сосредоточившись на услугах для самих себя».

Компания «Укркарт» основана в 1995 году. Она одной из первых в Украине начала обслуживать карты Visa, MasterCard и «Простір» (ранее – НСМЭП). Стратегическим клиентом компании был и остается «Укргазбанк».

Небольшую нишу и со значительным отрывом «вниз» занимают компании TAS-Link (входит в группу «ТАС», контролируемую Сергеем Тигипко) и ProCard (аффилирована с банком «Конкорд» и обслуживает его клиентов). Фактически свернула деятельность компания «УФН», которая была создана в 2006 году собственниками «Родовид Банка». В списке клиентов «УФН» лишь «мертвые» банки. Такая же участь постигла и процессинговый центр «Злато», аффилированный с обанкротившимся «Златобанком».

В целом же, количество партнеров, обслуживаемых процессинговыми компаниями, к началу 2017 года достигало 42 банка с количеством карт на уровне 5,42 млн штук. Укрэксимбанк и ПУМБ, для сравнения, вместе процессируют клиентов 26 банков или 475 тыс «чужих» карт.

Емкость рынка аутсорсингового процессинга составляет чуть менее 6 млн карт. Это на 34% меньше, чем тремя годами ранее.

Откусить побольше

Процессинговые центры буквально наступают друг другу на пятки из-за схлопывания банковского рынка. Если на 1 января 2014 года в Украине насчитывалось 180 действующих банков, то к 1 января 2017 года их количество сократилось почти вдвое - до 93. Соответственно, уменьшилась и масса платежных карт в обращении.

Это связано, в том числе, и с уходом таких крупных игроков как «Надра», «Финансы и кредит», а также банкротством «Дельта Банка». Разумеется, часть их клиентов перешла в другие банки, но миграция, по разным оценкам, составила от 40 до 70%. Многие клиенты попросту отсеиваются.

«Только Крым и неподконтрольная часть Донбасса составляли 12-14% карточного рынка. И это достаточно значимая потеря, несмотря на то, что часть клиентов переоформила карточки в украинских банках и с успехом пользуется ними. Но это уже далеко не те объемы, что до войны. А большая часть карточной инфраструктуры, как, например, банкоматы и POS-терминалы, и вовсе потеряна безвозвратно», - рассказывает Антон Романчук, председатель правления Украинского процессингового центра (UPC).

Многие крупные банки остаются на «домашнем» процессинге (Приватбанк, Ощадбанк, Укрсиббанк, Проминвестбанк, Укрсоцбанк). К слову, в связи с тем, что Приват сопровождает карточных клиентов сам, его национализация на перераспределение процессингового рынка почти не повлияла.

Так или иначе, большая доля активных карт в Украине – 26 млн штук – обслуживается банками самостоятельно. Причем не стоит забывать, что количество активных платежных карт в течение 2014-2015 годов существенно сократилось (см.таблицы). И только в 2016 году объем активного «пластика» начал расти.

Больше всего в этой ситуации пострадал ПУМБ. В течение 2014-2017 годов количество обслуживаемых им карт просело с 1,1 млн до 381 тыс штук. То есть, почти втрое. Укрэксимбанк потерял порядка 335 тыс карт, и к началу 2017 года процессировал 94 тыс карт (без учета «своих» клиентов).

Среди крупнейших процессинговых компаний около 33% клиентов лишился UPC - объем активных карт снизился с 6,7 млн в январе 2014 года до 4,5 млн в январе 2017 года. Количество карт, обслуживаемых «Укркартом», за этот же период сократилось на 24% - с 1,12 млн до 854 тыс штук.

dinam-cart

Свой или чужой?

«Мы будем свидетелями миграции от внешнего процессинга к внутреннему - это тенденция грядущих лет. Ведь если банк постоянно инвестирует и улучшает качество услуг, то это предоставляет дополнительное конкурентное преимущество не только ему самому, но и его партнерам», - считает Вадим Березовик, заместитель председателя правления Укргазбанка.

Но по мнению большинства опрошенных «Контрактами» экспертов, в ситуации, сложившейся сегодня на банковском рынке и в украинской экономике в целом, создание собственного процессинга далеко не всегда целесообразно.

«Покупка программного решения сегодня стоит около 1 млн долл. Его внедрение требует привлечение порядка 30 квалифицированных специалистов – это еще миллион. Плюс миллион на приобретение железа. Итого - порядка 3 млн долл. В текущих условиях, когда банки борются за свое выживание, даже такие инвестиции могут оказаться непосильными. Поэтому у большинства банков процессинги убыточны», - рассказал «Контрактам» руководитель одного из банков, входящих в десятку крупнейших.

Также, чтобы эти инвестиции окупили себя, банк постоянно должен наращивать количество карточных клиентов, что является непростой задачей. «Нужно понимать, что сам по себе классический процессинг, если он не обслуживает помимо собственных еще и внешних клиентов – весьма затратная система», - объясняет Игорь Волох, председатель правления Altbank.

У процессинговых компаний, в отличие от многих банков, пока что есть запас прочности, и они даже на падающем рынке продолжают зарабатывать. Это происходит, в том числе, за счет диверсификации клиентского портфеля и ассортимента сервисов (помимо процессинга и клиринга карточных трансакций, это обслуживание банкоматов и POS-терминалов, информационный эквайринг кассовых аппаратов, программные решения). «UPC работает в прибыль и входит в число крупных плательщиков налогов в Украине», - сообщил Антон Романчук. (за 2016 год данных о прибыли UPC нет, за 2015 год компания заработала 89,2 млн грн – прим. ред.). Чистая прибыль «Укркарт», по данным самой компании, по итогам 2016 года составила 2,5 млн грн. TAS-Link и ProCard информацию о финансовых результатах к моменту публикации статьи не предоставили.

q-cart

Отдать на сторону

Банкиры утверждают, что с точки зрения технической «начинки», перечня предоставляемых услуг и надежности, как внутренние процессинги, так и аутсорсинг, принципиальных отличий не имеют.

«Процессинговые центры не совсем корректно разделять на «банковские» и «небанковские» - все они предоставляют услуги банкам и другим финансовым компаниям. Более того, фактически, UPC и «Укркарт» - это бывшие «банковские процессинги», просто выведенные в отдельные бизнесы с целью повышения эффективности управления. Но их приоритетом все равно являются банки, в рамках которых они создавались», - рассуждает операционный директор Altbank Наталья Воробьева.

В то же время банкиры признают, что в ситуации, когда процессинг «подвязан» под конкретный банк и его собственников, присутствуют риски для сохранности конфиденциальных данных (о клиентах, о зарплатных проектах и т.д). Это один из факторов, который заставляет банки отдавать предпочтение независимым процессинговым центрам.

Вдобавок на стороне процессингов, работающих на аутсорсинге, гибкость и возможность сконцентрировать технологические ресурсы на решение профильных задач, повышение отказоустойчивость систем и внедрение новых продуктов.

«К примеру наши сугубо технологические капиталовложения в 2017 году превысят объем инвестиций за 2015-2016 годы вместе взятые, не считая поддержки и обслуживания главного нашего клиента – Укргазбанка. И до конца его миграции на собственный процессинг, примерно до конца 2017 года, мы в полном объеме сопровождаем его карточный портфель, а это порядка 700 тыс активных карт», - рассказал «Контрактам» Александр Пранов, председатель правления "Укркарт".

Не менее масштабные планы на 2017 год и у UPC. «Мы запланировали запустить мобильные платежи на базе сервисов токенизации Visa и MasterCard, подключиться к глобальным платформам приема карт в мобильных приложениях и электронной коммерции MasterPass и VisaCheckout, завершить миграцию на сервера последнего поколения и новую версию Oracle», - рассказывает он о планах компании.

money-cart

С новыми силами

Эксперты прогнозируют, что в 2017 году борьба на рынке процессинга усилится. Во-первых, этому будет способствовать постепенное оздоровление банковской системы, которая уже демонстрирует оживление. Во-вторых, стимулом станет дальнейшее увеличение доли безналичных операций и развитие платежных инструментов.

Наибольший рост будут показывать электронная коммерция и бесконтактные платежи, доля которых в некоторых странах Западной Европы уже достигает 30% от числа трансакций по картам. А в Украине - лишь около 2%. Тем не менее, по данным UPC, в среднем один активный клиент украинского банка уже совершает более 5 финансовых операций в месяц, и этот показатель постоянно растет (в среднем на 15-20% в год).

Также банкиры рассчитывают, что в ближайшие годы удастся запустить в Украине проект IBAN, который поможет кардинально изменить индустрию платежей и перевести ее на новый уровень.

«Плюс ко всему, рынок процессинговых услуг неразрывно связан с рынком услуг ОДБ (операционный день банка – прим. ред.). И мы уже сейчас видим, что наши клиенты заинтересованы в более тесном партнерстве с поставщиками этих услуг», - подчеркивает Александр Пранов.

Кто победит?

От усиления конкуренции на процессинговом рынке в любом случае выиграет клиент, который получит более широкий перечень услуг и сервисов. «Прежде всего, это гибкость проведения операций в режиме онлайн, управление счетами - вне зависимости от того, карточный это или текущий счет, разного рода системы лояльности, проведение анализа тех или иных потребностей клиента», - приводит пример Вадим Березовик.

Вместе с тем, увеличение количества игроков в среднесрочной перспективе ожидать не стоит. Противостояние будет разворачиваться между крупнейшими банками и лидирующими процессинговыми центрами. Причем аутсорсинговые ПЦ продолжат наращивать число клиентов за счет средних и небольших банков, которые неспособны инвестировать в собственные системы.

«В обозримом будущем на собственные ПЦ, возможно, перейдут 1-2 банка. Но не следует забывать, что in-house процессинг будет давать преимущества только при условии, что он выбран и построен с умом», - резюмирует Сергей Козлов, продюсер конференций BankOnline, бывший член правления банка «Надра».

29579mr

МнениеИван Степанец, директор Департамента развития карточного и транзакционного бизнеса Идея Банка.

В последние время мы наблюдаем рост безналичных платежей.  Так, по итогам 4-го квартала 2016 года объем безналичных платежей клиентов Идея Банка увеличился почти на 30% по сравнению с показателем 1 квартала 2016 года.

Банк со своей стороны стимулирует клиентов совершать безналичные расчёты. Так, например, в Банке действует  Сash-bасk до 10% от расчетов картой в торговых сетях и сети Интернет. при расчете картами клиенты могут участвовать в различных акциях, розыгрышах ценных призов и подарков. В настоящее время мы разрабатываем новые программы стимулирования безналичных платежей.

Также стоит отметить, что в прошлом году стремительно увеличились объемы  переводов с карты на карту (P2P).

Если говорить в целом о ситуации на рынке, то в связи с выводом с рынка части банков, в 2016 году количество банкоматов и платежных карт постепенно сокращалось, а количество транзакций с их использованием в интернете, в том числе переводы с карты на карту, наоборот увеличивалось.

Какую динамику прогнозируете в перспективе 2-3 лет?

В ближайшие 2-3 года ожидается динамика увеличения объёма безналичных платежей в т.ч. переводы с карту на карту.

Прирост будут также формировать бесконтактные платежи. Количество POS-терминалов, принимающих карты с возможностью бесконтактной оплаты в стране увеличилось более чем в 2 раза. Количество платежей по бесконтактным картам увеличилось в 10 раз и занимает около 7% от покупок по картам. Но средняя сума по ним еще незначительная.

Чьими процессинговыми услугами пользуетесь?

Украинский процессинговый центр

Какие определяющие факторы в выборе партнера по этому виду услуг?

Во-первых, безопасность использования услуг и защищённость финансовой информации.

Во-вторых, перечень инновационных программных продуктов, которые способствуют повышению эффективности работы Банка;

Также важны непосредственно стоимость этих услуг и гибкость в проведении доработок программного обеспечения, сроки их внедрения.

Ожидаете ли укрупнения рынка процессинговых услуг?

Мы не ожидаем укрупнения рынка в ближайшее время. Наоборот  - крупные банки из первой десятки создают свои «іn-house» решения, а также на рынок выходят новые независимые игроки процессинговых услуг. Таким образом,  на  рынке процессинговых услуг увеличивается количество новых игроков.

Автор: Павел Харламов, специально для "Контрактов"

Оценка материала:

5.00 / 3
Обратная сторона карты: чем живет и куда движется рынок процессинговых услуг 5.00 5 3
Бизнес / Финансы и банки
10.04.2017 4902
comments powered by Disqus
Еще материалы раздела «Финансы и банки»