НОВОСТИ ДНЯ: В зоне АТО военные обезвредили диверсионную разведгруппу  Тендеры на внедрение 4G запланированы на осень  Официально: Приватбанк докапитализируют на 38,5 миллиарда  Госдеп США: Россия управляет боевиками, обучает их и финансирует  Из-за торговой блокады бюджет потерял более миллиарда гривен – ГФС  Немецкий лоукостер Eurowings намерен начать работу в Украине  НБУ: Рост ВВП по итогам года может оказаться ниже прогнозируемоговсе новости дня
Кабинет директора
Вечерняя водка
11.12.2016 2305

Что такое «мы», или В поисках тональности

В субботу произошло два выдающихся культурных события. Посол Соединенных Штатов в Швеции Азита Раджи зачитала Нобелевскому комитету письмо Боба Дилана, не приехавшего на вручение премии. А Иосиф Кобзон на концерте в Москве по поводу двадцатилетия  донбасского землячества посвятил одну из своих песен Мотороле.

 

По словам Боба Дилана, он никогда не задавался вопросом, имеет ли отношение то, чем он занимался всю жизнь, к литературе. Но это такая скромность, довольно условная. Потому что для доходчивости он иллюстрирует свою мыcль, ни много ни мало, примером Шекспира. Когда тот писал «Гамета», его заботило, кто из актеров лучше подойдет на роли,  стоит ли везти спектакль в Данию  и где раздобыть череп. «Готов биться об заклад, не было вещи более далекой для Шекспира, чем вопрос «Литература ли это?» - пишет в своем письме Дилан.

Так и он  в первую очередь интересовался, в той ли тональности песня и где найти лучших  музыкантов,  ни разу в голову не приходил вопрос,  являются ли его песни литературой. И Боб Дилан  благодарит Нобелевский комитет за чудесный ответ на этот вопрос. Весьма тонкий и ироничный текст.

А еще в нем есть такое место. «Как исполнитель я играл и для пятидесяти тысяч, и для пятидесяти человек, и могу сказать, что для пятидесяти играть труднее. Пятьдесят тысяч словно одно лицо, а среди пятидесяти каждый представляет индивидуальность, отдельную идентичность, мир в себе, и они воспринимают вещи более ясно. Твоя честность и ее связь с глубиной твоего таланта  выносятся на настоящий суд».

Нет, дальше не последует никакого сравнения Кобзона с Диланом, сравнившим себя с Шекспиром. Тут интересен другой момент. Исполненная безнадежно советским певцом песня содержит такие слова «Можно убить меня, нас убить невозможно». Остается только гадать, насколько Роберт Рождественский, автор стихотворения «Что же такое мы», положенного на музыку, был бы счастлив такому посвящению. Он в свое время внес огромный вклад в создание мифа Победы, который в хвост и в гриву эксплуатируется путинским Кремлем. За нынешней попыткой снова загнать всех в единое «мы» кроется именно что стремление избежать суда индивидуальностей, которые воспринимают вещи более ясно, чем толпа народа, живущая эмоцией. Толпе и Моторолу можно скормить в качестве героя, и Хирурга как совесть народа, и Путина в качестве мудрого и заботливого вождя. 86%-процентный едкий раствор российского патриотизма и лояльности выжигает критическое начало напрочь.

Сейчас, на третью годовщину Майдана, у многих прорывается ностальгия по тому времени сплочения и единства. Все было просто: по эту сторону баррикад свои, по ту сторону, за черными шлемами – чужие. Здесь берешь, туда кидаешь. Нынешнее беспрерывное выяснение отношений действительно  лишено той прекрасной простоты, наивности и чувства причастности к большому общему делу. Но эта перенастройка восприятия с общего на индивидуальное, тысячи вопросов тысяч отдельных «я» о будущем, о деталях общего дела, вдруг распавшегося на множество разных дел – важный период, без которого взросление страны так и не состоится. Нам предстоит пересобрать «мы» на новой, гораздо более сложной основе.

И по ходу – подбирать лучших, проверять, верна ли тональность, не утрачена ли честность перед самими собой. А чем это окажется для истории, потом разберутся.

Кстати, однажды Дилан сказал: «Когда я смотрю новости, я понимаю, что миром правят те, кто никогда не слушает музыку».

За музыку!

Налил и немедленно выпил – Леонид Швец

 

 

Оценка материала:

4.43 / 7
Что такое «мы», или В поисках тональности 4.43 5 7
Кабинет директора / Вечерняя водка
11.12.2016 2305
comments powered by Disqus
Еще материалы раздела «Вечерняя водка»
  • Шесть мух в банке, или Следите за твиттером Шесть мух в банке, или Следите за твиттером

    В смешном и одновременно жутковатом сериале о Белом доме, Трампе и русских появились новые серии, из которых мы узнаём много нового о главных действующих лицах, их мотивации и можем построить варианты дальнейшего развития захватывающего сюжета.

  • Ни то, ни се, или Бедные родственники Ни то, ни се, или Бедные родственники

    Пока мы радуемся обретенной возможности свободно ездить в Европу, пуэрториканцы выясняют отношения с Соединенными Штатами. Нет, туда они могут ездить свободно, ведь у них имеются американские паспорта, но жизнь на острове невеселая. А невеселая она потому, что Пуэрто-Рико – ни то, ни се.

    Вечерняя водка 11.06.2017 1801
  • Неслышные авторитеты, или Соблюдайте хотя бы приличия Неслышные авторитеты, или Соблюдайте хотя бы приличия

    Смерть кардинала Любомира Гузара вызвала волну рассуждений о моральных авторитетах Украины. Гузар всегда значился в их недлинном ряду, тем серьезней потеря. Рассуждения были пессимистичные,  и их волна быстро угасла. В обсуждение предстоящей в Киеве и Луцке замены имен Ватутина и Ванды Василевской на уличных табличках на имена Шухевича и Новодворской общественность включилась с гораздо большим энтузиазмом.

    Вечерняя водка 04.06.2017 3859
  • Человек-катастрофа, или Ватник в Белом доме Человек-катастрофа, или Ватник в Белом доме

    Если вы не следите за скандальной эпопеей, которая разворачивается в Соединенных Штатах с хорошей динамикой политико-шпионского детектива, очень многое теряете. И потому что прямо сейчас, на наших глазах, происходят небывалые в истории вещи, и просто потому что лишаете себя возможности насладиться необычным сюжетом.

    Вечерняя водка 28.05.2017 2427
  • Пробуждение профессора Зимбардо, или Не прекращать скакать Пробуждение профессора Зимбардо, или Не прекращать скакать

    В популярных и довольно дурацких разговорах о том, какой у нас (у них) народ, обязательно делается допущение, что наши (ихние) лучше (хуже). Такие споры могут носить довольно ожесточенный характер, изобиловать примерами, но выйти на какие-то окончательные выводы невозможно, потому что история бесконечна, и найти в ней можно примеры чего угодно. Про любой народ же важно знать, что он по большей части никакой, хотя в целом всегда скорее хороший. Только не надо его подвергать искушению злом.

    Вечерняя водка 21.05.2017 1472