Політика
Україна
К приезду Владимира Путина: краткий цитатник по украинскому вопросу
Владимир Путин в рамках предвыборного турне завтра лично прибудет в Киев давать последний и решительный бой в попытке «вступить» Украину в Таможенный союз и приостановить переговоры с ЕС о создании зоны свободной торговли. В погоне за цитируемостью и желанием оказать реальное давление, Владимир Владимирович традиционно будет угрожать и обижать. Ожидая этого, kontrakry.ua собрали Топ-10 предыдущих провокационных заявлений Владимира Владимировича по «украинскому вопросу».
В апреле 2004 года, согласно Wikileaks, Путин, во время переговоров с тогдашним министром иностранных дел Нидерландов Бернардом Ботом, «настаивал, что ЕС должен держаться подальше от Украины, как это делает Россия», и добавил, что из-за украино-российских связей Украина никогда не станет западноевропейским государством. Об этом сказано в отчете посла США в Нидерландах Клиффорда Собеля. Напугать европейцев тогда не удалось: посол в том же документе отметил, что ЕС намеревается продолжать сотрудничество с Украиной, несмотря на давление России. Обнародованная депеша опровергает традиционные российские заявления о том, что официальная Москва не вмешивается в отношения Украины с третьими сторонами.
В феврале 2008-го Владимир Владимирович заявил, что если объекты противоракетной обороны США появятся в Польше и Чехии, а Украина войдет в НАТО, то России придется перенацелить свои ракеты на эти объекты. То есть, российская военная база в Севастополе и потенциально НАТОвские базы на территории Украины – это, с точки зрения РФ, «две большие разницы». Не соседское такое заявление, почти прямая угроза накануне очередных переговоров о вступлении Украины в НАТО.
В апреле 2008 года Путин усомнился в территориальной целостности Украины. Он провел своего рода ликбез для американского президента Джорджа Буша. Фраза была сказана по поводу возможного вступления Украины в НАТО. Путин сначала объяснил Бушу: «Ты же понимаешь, Джордж, что Украина - это даже не государство! Что такое Украина? Часть ее территорий - это Восточная Европа, а часть, и значительная, подарена нами!». После чего намекнул, что если Украину все же примут в НАТО, это государство просто прекратит существование.
С какой стати наше государство прекратит существование – загадка. Вряд ли в случае вступления в НАТО Россия решилась бы на прямую интервенцию. Скорее возможен сценарий раскола страны путем стимулирования гражданской войны. Но и этот гипотетически возможен лишь до момента вступления в НАТО, но никак не после него. Что же касается постулата о «двух Украинах», то Владимир Владимирович явно рассчитывал на слабо знакомого с географией и историей американского коллегу. Взять хотя бы тезис, что часть территории Украины – это Восточная Европа. На самом деле, вся территория Украины – это Европа, и даже ее географический центр находится в нашем Закарпатье. Но для Путина Европа находится за границами былого СССР, а все СНГ просто должно быть зоной российского влияния. Потому у него Европой считается только Галичина. Ну а насчет «подарков» со сторон Ленина-Сталина-Хрущева, то остается лишь напомнить о том, что в мире превалирует принцип нерушимости существующих границ.
В октябре 2008 года, уже в ранге уже премьер-министра, Владимир Путин резко высказался по поводу поставок украинского оружия в Грузию. «Мы не знаем, кто принимал решения о поставках спецтехники и вооружений из Украины уже в ходе самого конфликта. Но кто бы это ни был, это человек, который совершил огромную ошибку… Вооружение поставлялось уже в ходе боевых действий и управлялись специалистами из Украины, - это и есть преступление. Если мы найдем подтверждение этому, то мы будем соответствующим образом выстраивать контакты с теми людьми, которые это сделали», - сказал Путин. Он подчеркнул, что «еще несколько лет назад в голову не могло прийти, что русские и украинцы будут воевать друг против друга». «Но это случилось, и это – преступление», - заявил Путин.
Показательно, что заявление это он делал на совместной пресс-конференции с Юлией Тимошенко. Под «преступником» вполне можно было разуметь Виктора Ющенко. Сам текст заявления откровенно пропагандистский. Украина, как суверенное государство, имеет право поставлять свое оружие кому угодно, а страна, в которую оружие поставлено, вправе применить его по своему усмотрению. В той ситуации украинские власти повели себя неадекватно – начали открещиваться от украинских вооружений в Грузии, в то время как Украина вполне официально поставляла грузинам зенитно-ракетные комплексы типа «Бук». В то же время заявления россиян об участии украинских наемников или военных советников в грузинской войне на стороне Тбилиси не были подтверждены – Россия так и не представила этому ни одного доказательства.
В январе 2009 года, в разгар газовых переговоров с Тимошенко, Путин отрыто объявил, что Украина «фетишизирует» газотранспортную систему. Звучало это заявление следующим образом: «Мы можем участвовать и в приватизации, если украинское государство этого захочет. Но там фетишируется газотранспортная система. Она считается национальным достоянием, доставшимся чуть ли не с небес, и не подлежит приватизации, но мы можем принять участие в приватизации, если Украина на это решится». Тогда же Путин в интервью немецкому телеканалу ARD озвучил возможности владения украинской «трубой». Выяснилось, что а) Россия будет участвовать в приватизации ГТС, б) берет ГТС в долгосрочную аренду и в) создаст газотранспортный консорциум. При этом Путин напомнил о подписанном с Украиной в 2002 году Соглашении, предусматривающем создание газотранспортного консорциума с распределением долей 50 на 50. Идею такого консорциума Путин продолжает продвигать и поныне.
Еще одно заявление по поводу ГТС Владимир Владимирович делает через два месяца, в марте 2009 года, после подписания Брюссельской декларации о модернизации нашей ГТС. Российская политэлита, переоценив возможности и желание украинских политиков реализовать эту декларацию, опасалась ее последствий. «Ключевым фактором является «объем прокачки газа» - там (в Декларации – ред.) так и написано. Связано это с возможностью возврата кредитных ресурсов. Понятно, что ниоткуда этот газ не может взяться, кроме как только с территории Российской Федерации», - заявил тогда Путин.
То, что ни Ющенко, ни Тимошенко не воспользовались плодами Брюссельской декларации – одна из крупнейших ошибок предыдущей власти. Но Путин явно был более чем озабочен. Кстати, это единственное его заявление по Украине, в котором есть резон. И впрямь, декларировать увеличение объемов прокачки газа без консультаций с поставщиком – глупо. Разве что Тимошенко неофициально договорилась бы с Путиным по этому вопросу.
В июне все того же 2009 года российский премьер советует журналистам читать дневники одного из лидеров Белого движения в России генерала Деникина. Слова Путина звучали так: «Обязательно прочтите! Там у него есть соображения о большой и малой России, Украине. Он говорит, что никому не должно быть позволено вмешиваться в отношения между нами, это всегда было делом самой России». С одной стороны, публичное цитирование белого генерала говорит о некотором о кризисе идеологии в самой России, пытающейся создать синтез царско-советских мифов, и этим экстрактом патриотизма годами кормить тамошних обывателей. С другой стороны, это своего рода рекомендация представителям российских СМИ, в каком контексте нужно освещать «дружбу» Украины и России.
В январе 2010 года, сразу после указа Ющенко по присвоении Степану Бандере звания Героя Украины Владимир Владимирович снова не сдержался. «Руководители «цветного движения» по сути, плюнули в лицо своим политическим спонсорам, издав указ об объявлении Степана Бандеры героем Украины», - заявил он на встрече с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. И повторил известные тезисы о том, то Бандера «не только запятнал себя сотрудничеством с фашистами, но и отличался особой жестокостью при расправах с евреями, поляками». Далее перешел от Бандеры к «оранжевой революции» – своему величайшему личному и политическому разочарованию. Он отметил, что помнит «и 2005 год, и те квазиреволюционные события, происходившие в то время» в Украине. «Лидеры «цветной революции» воспользовались недовольством людей, ожиданиями людей, ожиданиями перемен, и, кстати, все эти ожидания не состоялись, ожидания людей были обмануты» - заявил он. И в этом, к сожалению, был прав.
В декабре 2010 года Путин сделал одно из самых громких и скандальных заявлений. Оно касалось роли Украины в Великой отечественной войне. В своем ежегодном телеобщении с россиянами Путин сознательно исказил историческую реальность. «Я позволю с вами не согласиться, когда вы сейчас сказали, что, если б мы были разделены, мы не победили бы в войне. Мы все равно победили бы, потому что мы страна-победитель. Статистика времен Великой Отечественной войны свидетельствует, что самые большие потери понесла именно РСФСР - больше 70%. Это означает, что война выиграна, не хочу никого обижать, за счет индустриальных ресурсов Российской Федерации. Это исторический факт, это все в документах. Но это нисколько не преуменьшает значение в общей победе республик бывшего Советского Союза».
Такое странное заявление легко опровергнуть с привлечением советских же источников, причем даже сталинского периода. Украина во время Второй мировой войны понесла потери в размере 42% от общесоюзного уровня. Это было подчитано еще в 1946 году. Если Россия 70%, по словам Путина, то в сумме выходит 112%. А это уже нонсенс. Помимо того, в составе СССР были и другие республики. Вот еще цифры: 8 млн украинцев отдали свою жизнь за победу над фашизмом, около 2,5 млн были угнаны в Германию, 40% промышленного потенциала был вывезен в Россию, почти 50% немецких войск воевали на территории Украины, а Севастополь, Киев, Одесса, Керчь и другие города-герои своей обороной замедлили ход наступления немецких войск до территории РСФСР.
В марте 2011 года Путин совершает «провокацию наоборот». Он «вбрасывает дозу», согласно которой Россия может отказаться от Южного потока. Казалось бы, такая новость должна обрадовать официальный Киев. Но эксперты усомнились в ее правдивости, назвав подобное утверждение не более чем попыткой надавить на несговорчивых контрагентов. И были правы: уже через неполную неделю переговоры по строительству обходной «трубы» вошли в нужное для России русло. Это случилось, когда дочерняя структура немецкого концерна BASF (компания Wintershall) получила около 15% уставного капитала Южного потока. Меморандум об этом был подписан в присутствии Путина. В проекте уже участвуют итальянская компания Eni и французская EdF.
Наконец, прозвучавшее в те же дни, в марте 2011-го, заявление о введении таможенных границ и товарных ограничений в случае создания Украиной зоны свободной торговли с ЕС. Собственно, в развитие этого тезиса Владимир Путин и приезжает ныне в Киев. Очевидная политичность этого заявления легко подтверждается тем, что противоречит самим процессам, происходящим в рамках Таможенного союза. Россия сама ведет переговоры о вступлении в ВТО, не оглядываясь на соседей по союзу. Но украинские власти будут традиционно «сидеть на двух стульях», не смотря на то, что Виктор Янукович наверняка понимает, что ставка, сделанная им на Дмитрия Медведева, может не оправдаться – и тогда он лицом к лицу столкнется с Путиным. Который, как показывает практика украино-российских отношений, ничего на забывает и мало чему учится.