Політика
Україна
Михаил Поживанов: «Мое дело сфабриковано на фальшивых показаниях»
Экс-глава Госкомрезерва и экс-замминистр экономики Михаил Поживанов, которому вменяется в вину хищение госсредств на 35 млн грн, не верит в украинское правосудие и попросил политического убежища в Австрии. Поэтому эксклюзивное интервью kontrakty.ua он дает по «скайпу»: соцсети стали чуть ли не единственным средством связи «эмигранта поневоле» с Украиной.
Поживанов признается, что в Вене чувствует себя, как на курорте: говорит, пока киевляне жаловались ему на дождь, в Вене светило ясное солнце и было +28. В этом году и отдыхать будет, скорее всего, здесь же, чтобы не покидать границы страны, в которой он под защитой. А еще говорит, что работа в австрийской девелоперской компании ему нравится, платят там неплохо не только по нашим, но и по австрийским меркам. Прилагается и соцпакет, да еще такой, что в Украине никому и не снился. Но отсутствие полной свободы омрачает все плюсы европейской комфортной жизни.
Ни у Тимошенко, ни у Луценко ничего не получится – они будут осуждены. Не надо строить иллюзий
В тоже время он уверяет, что со следствием в Украине готов сотрудничать, но либо на своей территории, либо… по «скайпу». О том, как он обустроился в Вене, на сколько лет может затянуться решение австрийских властей о предоставлении ему политического убежища, о чем общается с Богданом Данилишиным и когда вернется на родину – Михаил Поживанов рассказал kontrakty.ua.
Почему вы решили прятаться в Австрии, вместо того, чтобы последовать примеру Тимошенко и Луценко и отстаивать свою правоту в суде в Украине?
Михаил Поживанов: Ну, во-первых, я уехал на 8 месяцев раньше, чем в мой адрес прозвучали какие-то обвинения. Уехал работать. Я не видел своего определенного будущего в Украине: меня уволили абсолютно ни за что из Минэкономики – просто так. И сегодня количество таких «просто так уволенных» людей превышает 50 тысяч человек на всех уровнях. Я, как замминистра экономики, попал в первую волну этих увольнений. Попробовал обратиться в разные структуры в поисках работы, но мне ответили: «Нет, ты из команды Юлии Тимошенко, поэтому работы здесь для тебя не будет».
Мне предложили заманчивый вариант – работу в австрийской девелоперской компании. Меня интересовала в ней не столько зарплата, сколько возможность изнутри изучить крупную международную компанию, понять, почему здесь работает любая разрешительная система. Я дал добро. Получил разрешение на работу и на проживание в Австрии.
Но когда прозвучали обвинения в ваш адрес – что вы якобы нанесли ущерб государству на сумму 35 млн грн – почему вы не приехали в Украину, не защитили в суде свою репутацию, если вам нечего скрывать?
Михаил Поживанов: Вы считаете, мне надо было все бросить тут – семью, работу – и приехать туда, чтобы сесть в тюрьму и начать доказывать правоту? Кому? Я дал свой телефон, свой мейл, я нахожусь в соцсетях, следователь прекрасно знает все эти данные. Я даже в Киеве получил ответ на свое письмо от генпрокурора, в котором он пишет, что мое письмо с указанным адресом и другими данными передано в СБУ, чтобы со мной связались.
Дело Поживанова сфабриковано на показаниях людей, которых не посадили в обмен на фальшивые показания
У Генпрокуратуры есть на вас что-то конкретное? На чем основываются обвинения в ваш адрес?
Михаил Поживанов: Дело сфабриковано на фальшивых показаниях людей. Людей, которые, возможно, допустили какие-то мелкие правонарушения. Их за это не посадили в обмен на то, что они скажут обо мне неправду. Одно из обвинений: на биржевой контракт, который подписал Поживанов, якобы завышена цена. Следователь вроде как взял справку у нефтетрейдеров того периода – сентябрь 2008 года - если вы помните, это месяц, когда начинался кризис и гривня обвалилась. И вот нефтетрейдеры показывают, что они тонну готовы были продавать по 5,5-5,7 тыс грн. А Поживанов 28 или 29 сентября подписал контракт по цене 7,2-7,3 тыс грн. Вот эту разницу цены они считают нарушением. Но они не написали о том, что нефтетрейдеры продавали товар только по 100%-ной предоплате у себя на комбинате, а система Госрезерва не позволяла делать 100%-ю предоплату, не получив товар. А когда гривня начала лететь в тартарары, нефтетрейдеры вообще отказались общаться. Но эти факты не учитывались следователем. Он не удосужился взять справку ни в Нацбанке о падении курсы гривни в этот период, ни у других нефтетрейдеров. И сколько стоит доставка до комбинатов – тоже не учел. И вот на основании таких сфабрикованных фактов делается уголовное дело.
Если, по-вашему, это дело шито белыми нитками, тогда тем более непонятно – почему не наймете юристов и не докажете свою правоту…
Михаил Поживанов: Вы слушали в День Конституцию разговор президента с журналистами? Там Янукович четко сказал по всем этим резонансным делам: когда предъявят обвинения, тогда мы посмотрим на этих судей. Если окажется, что судьи приняли неправомочные решения, против них будут возбуждены уголовные дела. И вы можете в этой ситуации представить, что какой-то судья какого-то суда (не говоря уже о Печерском), примет какое-то «неправильное» решение. Сегодня в стране нет нормальной правоохранительной и правозащитной системы. И защитить свое имя практически невозможно теми методами, о которых вы говорите. Ни у Тимошенко, ни у Луценко ничего не получится – они все будут осуждены. И не надо строить никаких иллюзий.
Вас кто-то предупреждал о том, что вас посадят, что есть такая установка? Или это ваши личные догадки?
Михаил Поживанов: А какие могут быть догадки? Луценко сидит, Иващенко сидит, Филипчук сидит, Макаренко сидит, Диденко сидит, Слюз сидит. Десятки чиновников помельче сидят. Какие тут еще могут быть догадки и предположения?
Кто-то из представителей украинской власти за то время, что вы находитесь в Вене, с вами связывался, предлагал какие-то условия, на которых вы можете вернуться?
При всем комфорте европейской жизни, малейшее ограничение свободы нивелирует все эти плюсы
Михаил Поживанов: Ничего такого не было. Но мне и не нужно, чтобы со мной кто-то о чем-то разговаривал. Мне достаточно, чтобы мне сюда прислали следователя – чтобы не в посольстве сидела команда из 10 человек, сформированная из работников МИД, ГПУ, службы внешней разведки Украины, СБУ, которые пытаются выходить на различные структуры австрийской власти и убалтывать, чтобы Украине выдали Поживанова. Вместо того, чтобы тратить миллионы на такую кулуарную борьбу – пусть бы прислали следователя, я расскажу, где, что нужно проверить и где провести экспертизу… Никто же этого не делает. Но каждый раз когда вспоминают Поживанова, на забывают отметить, что против него возбуждено уголовное дело в рамках 7 млрд грн – вообще какие-то цифры дебильные называются… По каждому пункту своей деятельности мне есть, что рассказать. Но ни за один свой шаг мне не стыдно.
Если вам предложат приехать на допрос или на суд в Украину, вы приедете?
Михаил Поживанов: Вот мы с вами по скайпу общаемся – а у нас вот недавно закон такой приняли, что даже в суде обвиняемый может по скайпу общаться. И со следователем – тоже может. Я готов дать все показания таким образом, а потом без меня пусть они там разбираются. Если там правомочный суд и он захочет рассмотреть все мои ходатайства – я все расскажу. И я докажу, что прав я, а не следователь.
Если вам не предоставят политическое убежище в Австрии, что будете делать?
Михаил Поживанов: Дело в том, что тут это очень сложный процесс. Есть люди, которые ждут предоставления убежища 5-8 лет. Тот статус, в котором я нахожусь, позволяет мне быть под полной защитой австрийского государства. У меня приняли все документы, мне не отказали. Но это долгий процесс.
А сколько максимум могут тянуть?
Михаил Поживанов: Ну, из того, что я знаю – один человек ждал этого статуса 12 лет. Но по моей информации, австрийцы отказали украинским дипломатам, которые просили выслать меня в Украину. С ними не пошли ни на какие уступки.
Как часто вы общаетесь с Богданом Данилишиным? О чем?
Михаил Поживанов: В неделю по нескольку раз общаемся. Разговариваем о судьбе нашей страны, о событиях в Украине. Делимся своим пониманием, почему так происходит.
Статус, в котором находится Поживанов, позволяет ему быть под полной защитой австрийского государства
Вы были у него в гостях? Как он устроился?
Михаил Поживанов: Я был в офисе «Украинско-европейской перспективы», на презентации. Но знаете, при всем комфорте европейской жизни, малейшее ограничение свободы нивелирует все эти плюсы. И говорить о том, что тут суперхорошо, когда ты в чем-то ограничен, будет не честно. Мы себя все равно чувствуем не так, как хотелось бы.
А в материальном плане вам в Австрии живется лучше или хуже, чем в Украине? Сколько зарабатываете?
Михаил Поживанов: Ну, даже по австрийским меркам моя зарплата выше средней. Получаю 6 тыс евро. Мне хватает тут и на квартиру, и на машину, и на жизнь, и даже еще деньги остаются. Плюс у меня хороший соцпакет на работе: застрахован я, жена, дети, плюс предусмотрены другие социальные блага. Не могу сказать, что мое состояние сильно поменялось. Хотя, конечно, этим уголовным делом мне нанесли очень сильный удар. У меня в Киеве все было вложено в недвижимость. Я всегда платил налоги, все регистрировал на себя, показывал все имущество в декларациях. А теперь все это арестовано. До 2016 года…
В Австрии где живете?
Михаил Поживанов: Я снимаю квартиру, купить - дорого. В Вене квадратный метр жилья стоит от 3 до 10 тысяч евро. Если это центральная часть города – по высотности очень большие ограничения, даже мансарду надстроить практически невозможно. Тут историю и архитектуру очень берегут, поэтому существует недостаток квадратных метров. И кстати, 80% австрийцев тоже не имеют своего жилья. Ну и потом – зачем мне покупать жилье за такие большие деньги? Я же не собираюсь здесь оставаться на всю оставшуюся жизнь.
Когда планируете вернуться в Украину?
Михаил Поживанов: Я заключил здесь, на фирме, 5-летний контракт. Я понимал, что пять лет никто эту власть не уберет. А вот по истечению пяти лет, думаю, будет смена власти. Хорошо бы набраться хорошего европейского управленческого опыта и вернуться в страну уже после 2015 года.
Где будете отдыхать этим летом? Будете выезжать из Австрии? Нет риска, что вас могут арестовать на территории другой страны?
Михаил Поживанов: Думаю, поеду куда-то в горы. Адвокаты говорят, что в рамках Евросоюза мне можно передвигаться без опаски. Но я так подумал - и в Австрии есть много хороших мест, где можно отдохнуть.
Фото pl.com.ua