НОВИНИ ДНЯ: Військова співпраця Путіна і Кім Чен Ина: Китай прокоментував  Перший сніг і ожеледиця: Укргідрометцентр прогнозує складні погодні умови на середу  Україні у середу прогнозують дощі та мокрий сніг  В Україну прийдуть тумани та мокрий сніг: прогноз погоди на тиждень від синоптикині  Синоптикиня зробила прогноз погоди на найближчий час і попередила, коли в Україні пройде дощ і мокрий сніг  Сухо та холодно майже скрізь: в Укргідрометцентрі сказали, якою буде погода у вівторок  Погода в Україні: синоптикиня зробила прогноз на 12 листопадавсі новини дня
Політика
Світ
18.04.2017 3102

Трамп сделал то, на что не отважился Обама

Как отреагировали в мире на атаку США на сирийскую авиабазу, каким видится международным экспертам дальнейшее развитие отношений между США и Россией в свете таких непредсказуемых действий правительства Трампа. Значит ли это, что США продемонстрировали Путину, что готовы быть серьезным фактором сдерживания в мире.

Военного решения не существует

Атака США на сирийскую авиабазу стала знаковым событием. Теперь необходимо предпринять все возможное, чтобы предотвратить дальнейшие односторонние действия. Угроза эскалации высока, и не исключены провокации. Пока что Совет Безопасности не  оправдал ожиданий. Президент США Дональд Трамп и министр иностранных дел США Рекс Тиллерсон путем прямых переговоров с Китаем и Россией должны попытаться сделать все, чтобы в нынешних обстоятельствах все же найти общий знаменатель. Все задействованные стороны войны в Сирии обязаны наконец осознать, что военных решений не существует. Теперь необходимо возложить более строгие обязательства на Саудовскую Аравию и Иран с целью предотвращения распространения огня во всем регионе.

Появление новой и мирной Сирии возможно только под эгидой Организации Объединенных Наций. Альтернативы Венскому процессу и Женевским переговорам не существует. Необходимо провести независимое расследование атаки с использованием ядовитых газов, а также полностью уничтожить имеющиеся пока в наличии и незадекларированные арсеналы химического оружия. В этом вопросе Германия, как и раньше, может предложить свою помощь.

Д-р Рольф Мютцерих, заместитель председателя фракции СДПГ в Бундестаге по вопросам внешней политики, обороны и прав человека

Эскалация в состоянии аффекта?

Как и в 2013 году, когда несколько дней все выглядело так, как будто за словами Барака Обамы последуют дела, многие сирийцы с одобрением воспринимают удары по военному аэродрому. Неслучайно наблюдатели в течение длительного времени требуют создания зон, закрытых для полетов, чтобы пресечь наконец атаки сирийской армии на мирное население. Несмотря на явно выраженное критическое отношение к США, многим жителям Сирии между тем фактически все равно, откуда идет поддержка. Ведь на самом деле впервые в истории конфликта, длящегося вот уже шесть лет, военные преступления сирийского режима вообще вызвали реакцию международной общественности.

Конечно, такое точечное вмешательство не может иметь долгосрочного эффекта, если оно не является частью обширной стратегии по урегулированию конфликта. Вызывает обеспокоенность прежде всего спонтанный характер решения о военном вмешательстве. Еще несколько дней назад в Вашингтоне говорили, что Асад может оставаться у власти. Сегодня же в небе летают крылатые ракеты, что, очевидно, вызвано состоянием аффекта. А потому такая военная акция не дает реальных оснований надеяться на лучшее и несет в себе угрозу дальнейшей эскалации конфликта ввиду подобных внезапных решений.

Д-р Фредерике Штольайс, руководитель проекта Фонда им. Фридриха Эберта в Сирии

Утрата иллюзий, порожденных ожиданиями в России

Иллюзия более тесного российско-американского сотрудничества – по крайней мере, в трактовке большинства публикаций в России на следующее утро после американской военной акции – похоже, растворилась в пороховом дыму после того, как Дональд Трамп распорядился нанести военный удар по Сирии, предварительно не проинформировав об этом Москву. Владимир Путин незамедлительно отреагировал на ракетный удар американцев и устами спикера Кремля Дмитрия Пескова заявил, что расценивает действия США как агрессию против суверенного государства и соответственно осуждает их. Одновременно он поставил в вину американцам нарушение международного права. По его словам, эта акция является не чем иным, как попыткой администрации США средствами военной мощи отвлечь внимание от жертв среди гражданского населения в Ираке, которые повлекли за собой их предыдущие акции. Российское министерство иностранных дел сообщило о немедленном приостановлении меморандума о безопасности полетов в Сирии, подписанного с США.

Российская пресса раскритиковала действия американцев. Близкая к правительству газета «Комсомольская правда» цитирует высказывание главного редактора журнала National Defense Игоря Кононенко: «Трамп сделал то, на что не отважился Обама...». «Независимая газета» предупреждает об опасности «непредвиденных последствий» американской атаки, а одна из публикаций либерального онлайн-портала «Медуза» вышла под заголовком «Падение курса рубля после воздушной атаки США на Сирию».

Похоже, более тесное сотрудничество между США и Россией растворилось в пороховом дыму после распоряжения Трампа о нанесении военного удара без предварительного информирования об этом Москвы – таков, по крайней мере, преобладающий тон российских публикаций.

Тем, кто надеялся, что после избрания Дональда Трампа американцы и россияне будут прилагать совместные усилия для стабилизации положения в истерзанной войной Сирии, после столь холодного душа приходится констатировать начало нового этапа эскалации с непредвиденными последствиями. Теперь только время покажет, каким может быть влияние такого хода событий на будущие отношения США и России. Однако с уверенностью можно предположить дальнейшую утрату иллюзий, порожденных ожиданиями в России нормализации и активизации российско-американских отношений на равных.

Мирко Хемпель, руководитель бюро Фонда им. Фридриха Эберта в Москве и д-р Йенс Хильдебрандт, заместитель руководителя бюро Фонда им. Фридриха Эберта в Москве

Защита международной системы норм и ценностей

Трамп распорядился выпустить ракеты по авиабазе сирийских ВВС, а Европа с облегчением вздохнула. За все время своего пребывания в должности Дональд Трамп еще не имел такого уровня одобрения из Европы. И причин этому немало: с одной стороны, как известно на данный момент, это был удар, нанесенный почти с хирургический точностью, не повлекший за собой потерь среди гражданского населения и действенный с военной точки зрения. С другой стороны, обоснование авиаудара со стороны Белого дома, возможно, ознаменовало собой возврат к пониманию американцами своей роли мирового жандарма.

Во всяком случае, действия Дональда Трампа на некоторое время освобождают европейцев от крайне неприятной дилеммы: без военного вмешательства США все взгляды и чаяния были бы направлены в сторону Европы. Снова брать только на себя ответственность за нарушение табу, пересечение красных линий с требованиями расследований и призывами к Совету Безопасности ООН? Во времена, когда в ЕС, как никогда прежде, раздаются громкие голоса о защите западной общности ценностей, стратегической автономии и военной дееспособности, это произвело бы эффект признания собственной несостоятельности. Быстрая и согласованная военная реакция ЕС? В данный момент это трудноосуществимо не только по политическим соображениям.

Спустя шесть лет гражданской войны без соблюдения табу и с неоднократным применением химического оружия Западу на самом деле нужно принять решение: ограничиться ли впредь в основном выжиданием того, «что будет потом», когда Сирия настолько истечет кровью, что конфликт потухнет сам по себе? Верить ли и дальше в то, что арсенал средств, использованных нами до этого времени, действительно играет важную роль для людей на местах? И не наступило ли время применения более ощутимых, чем прежде, санкций за повторное пересечение красных линий?

Международный порядок и международная система норм и ценностей в последние годы весьма часто становились мишенью критики. Нарушения международного права, военные преступления, постоянно наносимые и нарушаемые красные линии продолжают подрывать их устои. Не лишен известного трагизма и тот факт, что теперь именно Трамп защищает красные линии, очерченные некогда Обамой. Такие действия, естественно, не лишены риска. Возникает вопрос: что лежит в основе внешнеполитических решений Трампа (Emotions First?) и насколько в будущем он собирается согласовывать их со своими партнерами? Но в данный момент это мощный сигнал сдерживания, который, кстати, будет зафиксирован и в Москве. Тот, кому дороги соблюдение международного порядка и защита международной системы норм и ценностей, не может не приветствовать решительные действия против Асада. Впрочем, индивидуальные усилия Трампа не освобождают Европу от принятия решения относительно своей роли в будущем в Сирии.

Анна Мария Кельнер, референт по вопросам внешней политики и политики безопасности Фонда им. Фридриха Эберта

По материалам IPG – Международная политика и общество

Оценка материала:

5.00 / 2
Трамп сделал то, на что не отважился Обама 5.00 5 2
Політика / Світ
18.04.2017 3102
Еще материалы раздела «Світ»