Життя та Стиль
Суспільство
Homo Sapiens против компьютера - кто более выгоден работодателю
Роботы и компьютеры все активнее заменяют человека, причем в самых разных сферах. Скоро людям останется очень узкая сфера для деятельности. Если останется вообще.
Билл Гейтс предложил ввести налог на роботов. Первое впечатление от этой новости – богатейший человек планеты впал в маразм: как можно взимать налоги с машин? Однако в действительности создатель Microsoft говорит о серьезных вещах: автоматизация различных отраслей экономики приводит к тому, что миллионы людей теряют работу, поэтому Билл Гейтс предлагает вырученные от нового налога средства направлять на обучение людей новым профессиям, в которые еще не добралась механическая рука и процессор. Билл Гейтс не единственный, кто задумался о подобном - представительница совета супервизоров Сан-Франциско Джейн Ким также выступает за введение подобного налога. А Европарламент уже одобрил резолюцию о робототехнике, однако пункт о социальном обложении налогом владельцев роботов чиновники решили пока отклонить, поскольку посчитали, что налогообложение сдерживает инновации и может негативно повлиять на экономику. Однако похоже, что введение налогов на машины – дело времени.
Идеальные работники теснят неидеальных
На самом деле Билл Гейтс озвучил один из аспектов серьезной проблемы, масштабы которой человечество еще не до конца осознало – рост мощи искусственного интеллекта вкупе с техническим совершенствованием машин может серьезно потеснить человека на рынке труда. Для любого работодателя машина лучше самого дисциплинированного и трудолюбивого работника. Судите сами – роботу не нужно платить зарплату, не нужно создавать приемлемые условия труда, он готов работать в цехе 24 часа в сутки без выходных и отпуска. Робот никогда не устает (а только устаревает), не будет отпрашиваться с работы пораньше, чтобы решать личные проблемы, и ему не нужно мотивация работать продуктивнее. Ему нужна только кнопка «включить».
Робот – идеальный работник и спрос на его услуги только возрастает. Консалтинговая компания PwC недавно выпустила неутешительный прогноз – к началу 2030-х годов около трети рабочих мест в Великобритании займут роботы. На фоне торжества технического прогресса более 10 млн. британцев в ближайшие 15 лет рискуют потерять работу из-за процессов автоматизации производственных процессов. А это, ни много, ни мало – почти каждый четвертый исходя из численности трудоспособного населения на сегодняшний день. В других развитых странах ситуация не намного лучше: в Германии процент замещения человека машиной будет еще выше, чем в Великобритании – около 35%, а в США – и все 38%.
Лучшие продавцы - роботы
Самыми «рисковыми» для британцев с точки зрения роботизации окажутся отрасли транспорта и складского бизнеса – 56%, обрабатывающей промышленности – 46%, оптовой и розничной торговли - 44%. При этом именно в торговле, которая сейчас в Британии является главным источником рабочих мест, будет наибольшее сокращение – более 2 млн. человек могут потерять работу «благодаря» техническому прогрессу. Правда, есть хорошая новость для британок – по данным PwC, риск потерять работу из-за замены человеческих рук роботами у женщин значительно ниже, чем у мужчин (26% против 35%), поскольку британки традиционно работают в тех отраслях, которые требуют более высокого уровня образования и навыков общения.
Проблема потери рабочих мест людьми вследствие замещения машинами началась не вчера – по данным Национального бюро экономических исследований США, каждый промышленный робот, введенный в эксплуатацию с 1990 по 2007 год, уже стал причиной сокращения 6 рабочих мест. За этот период роботы отняли у американцев 670 тыс. рабочих мест, и в ближайшие годы это количество будет только расти. Экономисты отмечают, автоматизация производства приводит не только к сокращению количества рабочих мест, но и к снижению заработной платы – как только на заводе появляется хотя бы один робот, фонд оплаты труда падает на полпроцента на каждую тысячу сотрудников. А в ближайшие 8 лет число промышленных роботов только в США увеличится в 3-4 раза.
Работать за шестерых
И происходит это потому, что инвестиции в робототехнику полезнее не только для конкретного бизнеса, но и для экономики в целом, говорится в исследовании британского Центра бизнес-исследований CEBR. При этом инвестиции в робототехнику оказались даже полезнее для экономики, чем вложение в IT-сектор или недвижимость. «Промышленные роботы явились причиной примерно 10% экономического роста стран ОЭРС за последние 15-20 лет, — считает экономист CERB Дэвид Уайтэкер. — И это еще по скромным оценкам».
Чем выше число роботов, тем выше производительность труда. Поэтому США и лидируют по объему инвестиций, вложенных в создание железных работников – 732 млрд. долларов. Только в 2015 году американцы потратили на промышленных роботов 86 млрд. долларов – это в 15 раз больше чем в среднем в странах ОЭРС (Организация европейского экономического сотрудничества, куда входят наиболее экономически развитые страны) и сопоставимо с годовым бюджетом Украины! Уже в прошлом году, согласно данным исследовательского агентства ABI Research, в США было продано промышленных роботов на 40% больше, чем за предыдущие 4 года. Бюро экономических исследований США недавно установило, что каждый промышленный робот — это 6 сокращенных рабочих. И пока основная доля закупок роботов приходится на автомобильную промышленность — на нее приходится 70% закупок в Северной Америке или $1,2 млрд за 2016 год.
При этом техническое совершенство машин растет с каждым годом. Например, еще несколько лет назад роботы, разрабатываемые американской корпорацией Boston Dynamics, передвигались неуклюже, как коровы на льду. А недавно в сеть попал ролик о последних разработках этой компании: отдаленно напоминающая человека машина, поставленная на два колеса, лихо набирает скорость, лавирует и даже перепрыгивает препятствия. Чем не готовый курьер, который вскоре заменит человека?
На водителей уже учиться не стоит
Палитра использования роботов очень широка. Возьмем самое простое - сеть пиццерий Domino Pizza в Европе будет использовать роботов для доставки пиццы, и эта технология уже была протестирована в Австралии и Новой Зеландии в прошлом году. И в данном случае использование машины – необходимость для бизнеса, ведь компания ожидает, что в ближайшие 10 лет рост продаж будет намного опережать физические возможности людей-курьеров. Или, например, автотранспорт – в США уже протестированы грузовики, которые могут колесить по дорогам без водителей. По словам украинского интернет-бизнесмена Александра Ольшанского, в бизнесе такси компьютер уже заменил человека приблизительно на 60% - программа сама прокладывает маршруты и назначает оплату, и со временем этот процент будет только расти вплоть до того момента, пока человек вообще не будет нужен за рулем автомобиля. Поэтому полная замена человека-водителя машиной – это вопрос времени.
Робот-маркетолог уже реальность
Однако "железяки" посягают не только на те рабочие места, где нужна человеческая физическая сила. С другой стороны трудоспособных Homo Sapiens притесняют компьютеры, которые иногда могут с большей эффективностью заменить человека. Например, компания Cosabella, выпускающая нижнее белье, разочаровалась в своем digital-агентстве, которое продвигало бренд и интернете, и заменило его роботом-маркетологом. Уже через месяц рентабельность инвестиций в рекламу в цифровых СМИ увеличилась наполовину, а объем затрат снизился на 12%. А через полгода клиентская база компании выросла на 30%. Мало того, робот-маркетолог добился того, что продажи белья через Facebook выросли в 20 раз!
Если вы думаете, что создание таких высокотехнологических штук - это удел развитых стран, то ошибаетесь. Украинцы также способны сотворить нечто, что облегчит труд, но в итоге - оставит кого-то без работы. Несколько лет назад один программист из Киева, который, правда, на тот момент жил в Лондоне, придумал программу, которая может заменить брокера на фондовой бирже - как только курс акций компании поднимался выше определенного уровня, программа заключала сделку без участия человека.
Роботы, которые уже умеют плавать в воде, летать по воздуху, ездить на велосипеде и управлять грузовиком вкупе со все стремительно развивающейся вычислительной мощностью компьютеров теснят человека по всем фронтам. Вполне возможно, что скоро роботы смогут оценивать резюме, тестировать претендентов на работу и даже нанимать нас, людей, на работу. Если мы, люди, вообще к тому времени будем им нужны.
Автор: Александр Колосовский