Життя та Стиль
Особисті фінанси
Косметический ремонт, или Почему настоящей реформы пенсионной системы ждать не скоро
Баба Шура пересчитала оставшиеся в кошельке мелкие купюры и подумала: «На хлеб и молоко на сегодня и на завтра хватит. Потом – день перебиться, а там и пенсию обещали дать». Уже собираясь зайти в магазин, баба Шура остановилась – по тротуару двигалась странная группа прохожих. Одетые в яркое, улыбки на лицах, смартфоны в руках щелкали местные достопримечательности. «Туристы. Иностранцы», - подумала баба Шура, и добавила: «Старики, как и я, а ездят по всему миру». Эта встреча не давала бабе Шуре покоя все оставшееся до заветной пенсии время: «Почему они могут себе позволить путешествовать, а я экономлю, чтобы не голодать?».
Такой же вопрос задают себе в Украине миллионы пенсионеров. Их размышления периодически прерываются, когда с трибуны Верховной Рады начинают говорить о необходимости повысить пенсии, или когда правительство в очередной раз выдает небольшой бонус к более чем скромным (по европейским меркам) выплатам, положенным тем, кто уже свое отработал. Правительство Владимира Гройсмана также обещает повысить пенсии с осени этого года, назвав этот процесс повышения выплат сложным словом «осовременивание» пенсий. Будут ли довольны пенсионеры и решит ли это проблему нынешних и будущих «баб Шур»?
Мы будем жить теперь по-новому?
Давайте разберемся, что предлагает правительство. В поданном в Раду законопроекте №6614 правительство предложило с 1 октября повысить минимальную пенсию с 949 грн. до 1312 грн., а также пересчитать пенсию для более чем 5,6 млн пенсионеров. Также правительство предлагает отменить ограничение по выплатам работающим пенсионерам, которые сегодня получают только 85% пенсий. Суммарно повышение пенсий коснется 12 млн пенсионеров, которые получат прибавку в размере от 200 до 1000 гривен. Правительство так и не решилось предложить парламенту повысить пенсионный возраст, что позволило бы существенно сократить дефицит бюджета Пенсионного Фонда. Однако без ложки дегтя не обошлось – законопроект предлагает ужесточить требования к получателям пенсий, а именно – повысить требования к наличию страхового стажа. Если законопроект будет принят, то украинцу, выходящему на заслуженный отдых в 60 лет, нужно будет иметь 25 лет страхового стажа – другими словами, выходящий на пенсию должен будет к этому моменту уже 25 лет официально работать, уплачивая пенсионный сбор. Если же страховой стаж составляет от 15 до 25 лет, то на пенсию можно будет выйти в 63 года, а при стаже менее 15 лет – только в 65 лет. Те, кто не имеет страхового стажа, будут получать социальную помощь, но только после достижения 63 лет. И объем этой помощи будет определяться исходя из уровня доходов семьи пенсионера.
Однако при этом требования к минимальному страховому стажу будут каждый год, до 2028 года, увеличиваться на один год. Таким образом, начиная с 2028 года украинец, который захочет выйти на пенсию в 60 лет, должен будет иметь уже 35 лет страхового стажа. Если стажа хватать не будет, то можно будет его «докупить», но «купить» можно будет не более 5 лет.
Кроме того, предлагаемая правительством Гройсмана реформа пенсионного обеспечения отменит назначение пенсий госслужащим за выслугу лет, а также введет единую формулу расчета размера пенсий. Премьер обещает, что эта единая формула устранит историческую несправедливость, когда те, кто вышел на пенсию, например, еще в начале 90-х, получая зарплату в 300 рублей, сегодня получают значительно меньшую пенсию чем те, кто стал пенсионерами сравнительно недавно. Сегодня пенсии этих пенсионеров могут различаться в 2-2,5 раза.
Однако полными оптимизма обещаниями сделать украинских пенсионеров богаче правительство пытается скрыть всю глубину проблемы пенсионного обеспечения. Сегодняшняя система пенсионного обеспечения безнадежно устарела, и предложенный правительством вариант косметического ее ремонта положение не спасет. Без кардинальной реформы пенсионной системы ситуация с пенсионной системой будет только ухудшаться. Уже сейчас ныне работающие 45-50 летние украинцы ожидают, что, выйдя на заслуженный отдых они вряд ли смогут существовать на пенсию хотя бы на сносном уровне. Перед ними маячит перспектива нищеты.
Причин этого – несколько. Одна из них – демографическая. Уже сегодня соотношение работающих и пенсионеров – 1:1. То есть, сегодня один работающий содержит одного пенсионера. Естественно, что социальных взносов, которые уплачивают официально работающие, не хватает на достойное обеспечение пенсионеров. Поэтому дефицит бюджета Пенсионного фонда составляет почти 50%. К этому следует добавить, что 6-7 млн украинцев работают нелегально, и не платят отчисления в пенсионный фонд, но выйдя на пенсию, будут претендовать на выплаты. Чтобы заставить всех работающих платить отчисления в Пенсионный фонд, правительство и пошло на повышение страхового стажа – так появится заинтересованность в том, чтобы работать официально, накапливая страховой стаж. Однако даже если побороть зарплату в конвертах и повысить поступления в Пенсионный фонд, побороть проблему полностью вряд ли удастся, поскольку демографическая проблема (соотношение пенсионеров и работающих) будет значительно сильнее.
Как небо и земля
На вопрос бабы Шуры, почему ее пенсия так сильно отличается от ее коллег в развитых странах в меньшую сторону, можно ответить так. В Украине действует солидарная пенсионная система, при которой все собранные с работающих пенсионные отчисления перераспределяются на нынешних пенсионеров. Тогда как в пенсионных системах развитых стран есть еще мощные элементы накопительной пенсии. Например, когда работающий в обязательном порядке отчисляет определенную сумму на свой персональный пенсионный счет. Это второй уровень пенсионной системы. Третий - это когда работающий в дополнение к предыдущим двум уровням сам, добровольно откладывает какую сам пожелает сумму на свой пенсионный счет. Может быть и четвертый источник – когда по договору с работодателем тот отчисляет определенную сумму на персональный счет пенсионера. Вот почему между бабой Шурой и пенсионерами-европейцами такая существенная разница – пока баба Шура работала и платила пенсионные взносы, они шли на обеспечение ее сограждан-пенсионеров, а после того, как она сама вышла на пенсию, она получает деньги от ныне работающих. Но сама система пенсионного обеспечения, порочность которой была замечена специалистами еще 15 лет назад, так и не изменилась. В нашей стране, в отличии от развитых стран, работающие люди не накапливают на старость персонально на себя, а значит, почти не имеют возможности регулировать величину отчислений и сумму накоплений.
Когда ждать реформы?
Власти в Украине только сейчас начали задумываться о том, что же делать с нынешней системой, которая с каждым годом становится все более неэффективной. По словам Владимира Гройсмана, правительство разработало «дорожную карту», которая позволит после принятия реформы нынешней, солидарной системы, перейти к формированию накопительной системы. Однако когда начнет работать механизм накопительной пенсии, премьер не уточнил. Скорее всего, четких представлений об этом у нынешнего Кабинета министров пока нет. Министр соцполитики Андрей Рева сказал, что запуск можно ожидать с 2021 года, но что правительство намерено делать в оставшиеся до этого три с половиной года, он не уточнил. Это и неудивительно – в 2019 году нас ждут очередные парламентские выборы, по результатам которых будет сформировано новое правительство. Нынешний состав Кабмина будет уже «не при делах», и вполне возможно, что будущему придется начинать все сначала.
Непаханое поле
А ведь для того, чтобы ввести накопительные пенсии, нужно решить массу проблем и провести очень большую подготовительную работу. Просто для того, чтобы вы могли себе представить объем работы, я перечислю только некоторые моменты.
Например, нужно определить, за счет чего будут наполняться персональные счета будущих пенсионеров. Сегодня Единый социальный взнос (ЕСВ) составляет 22% от заработной платы, и 85% от суммы уплачиваемого ЕСВ идет на пополнение бюджета Пенсионного фонда (ПФ). Однако за счет ЕСВ бюджет ПФ удается наполнить только наполовину, недостающее компенсируется за счет прямых вливаний из государственного бюджета, то есть – из тех же уплачиваемых нами налогов.
Если правительство хочет добиться бездефицитности Пенсионного фонда, ему просто придется повышать ЕСВ, который только совсем недавно (при министре финансов Наталье Яресько) был снижен. Правительству (нынешнему или будущему) придется признать ошибки и снова повысить размер отчислений. А ведь нужно еще определенную часть отчислений направлять на наполнение накопительных счетов будущих пенсионеров. Не исключено, что введение накопительной пенсии будет сопровождаться повышением налогов. Ведь любая реформа требует серьезных затрат – реформа банковского сектора обошлась в миллиарды гривен, если вспомнить о суммах, которые были потрачены на наполнение Фонда гарантирования вкладов физических лиц.
Кроме того, нужно будет создать четкую, как часы, и надежную, как сейф, систему контроля за частными пенсионными фондами – чтобы те, кто будет принимать решение об инвестировании наших пенсионных накоплений, не потратили наши деньги на Майбахи и Ролексы. А сегодня даже нет четкого понимания, какой орган будет регулятором в сфере частных пенсионных фондов.
Героев нет и не предвидится
И, наконец, самое главное – нужно чтобы решение о настоящей, а не декоративной, пенсионной реформе приняли политики – правительство разработало проект, Верховная Рада его проголосовала, а Президент - подписал. А срок жизни политика (если только он не ярый популист) в Украине может быть очень коротким. Все политики хотят одного – избраться во власть на новый срок, они думают только о рейтингах, а не о реформах, которые принесут свои плоды через 10-15 лет. Именно столько времени потребуется, чтобы пенсионеры почувствовали позитивные изменения от нововведений в виде накопительной системы. В Украине пока не видно партий и лидеров, готовых внедрять проекты, плоды с которых пожнут в лучшем случае их последователи, а в худшем – их политические противники. Кроме того, нет и мощного запроса на настоящую реформу пенсионной системы и со стороны общества, который бы мог сподвигнуть власть на решительную реформу. Сегодня большинство граждан даже не понимает сути накопительной системы, не доверяет ей, оно просто хочет получить от власти как можно большую пенсию и на выборах голосует за популистов.
Поэтому украинцам нужно учиться накапливать на старость самостоятельно, не дожидаясь введения правил игры властями. Иначе нас всех ждет судьба бабы Шуры.
Автор: Александр Колосовский
Оценка материала:
Косметический ремонт, или Почему настоящей реформы пенсионной системы ждать не скоро03.08.2017