Бізнес
Економіка
Что произошло в августе с зарплатами
Декабрьский прогноз Игоря Савчука полностью оправдался: по итогам января–марта 2009 года количество безработных составило 2,097 млн; по итогамI полугодия — 2,008 млн (по методологии Международной организации труда).
Текст: Владимир ХОМЯКОВ, Контракты
Судя по всему, дно кризиса было пройдено украинской экономикой в июне–августе этого года. К сентябрю улучшились практически все макропоказатели: прекратилось сокращение промпроизводства, замедлились темпы падения розничного товарооборота, уменьшилось число безработных. Единственным параметром, выбивающимся из общей картины, в августе 2009-го стала средняя заработная плата. Всего за месяц она снизилась сразу на 4,5% — с 2008 грн в июле до 1919 грн в августе.
Снижение средней зарплаты было отмечено в августе практически во всех отраслях: в образовании — на 16,2%; финансовой сфере — на 9,9%; сельском хозяйстве — на 6,4%. Рабочие промышленных предприятий потеряли 0,8%, а металлурги — 1,9%, хотя объемы производства в отрасли в августе выросли.
Сезонность тут ни при чем: в благополучные годы из-за каникул в школах и вузах, периода отпусков у банкиров и сокращения занятости в сельском хозяйстве августовская зарплата уменьшалась максимум на 1–1,5%. Более того, с января по июль нынешнего года — на фоне более чем 30%-ного падения промпроизводства и сокращения ВВП на 20% — средняя зарплата выросла на 20,6%. Но стоило ситуации нормализоваться — зарплаты тут же пошли на спад.
На первый взгляд, официальные зарплаты украинцев не подчиняются ни логике, ни экономическим реалиям. Конечно, можно предположить, что августовское падение официальных выплат — начало второй волны кризиса. Или что неожиданное сокращение — следствие злонамеренности работодателей, в очередной раз урезавших и без того не слишком большую официальную часть зарплаты наемного персонала. Скорее всего, неверно ни первое, ни второе.
Как это ни парадоксально, падение средней зарплаты — результат улучшения экономической ситуации. А именно: трудоустройства почти 100 тыс. из полумиллиона украинцев, потерявших работу во время кризиса. Почти все они перешли из легальной экономики в теневую, благодаря чему и уменьшился размер официальной зарплаты.
Нелегальная торговля, запрещенные виды предпринимательства или откровенный криминал к этому отношения не имеют. Большинство потерявших работу строителей снова работают по специальности, банковские работники — в банках, а продавцы автомобилей продают авто так же, как до увольнения и последующего трудоустройства. Вот только на новой работе их гривневые доходы уменьшились примерно на треть, а официальная зарплата — и того больше.