Кабінет директора
Вечірня горілка
Вспомнили всё, или Не такие, как вчера
Если в человеке и есть какая-то черта, позволяющая не терять веру в человечество, это способность оглянуться на себя прошлого и ужаснуться или поморщиться собственной глупости, дикости, трусости или другому жалкому несовершенству. Возможно, мы нынешние не совершеннее себя тех, бывших, но, по крайней мере, до кого-то доходит мера собственного несовершенства и появляется некоторая устойчивость к определенного рода поступкам.
Нынешний вал обличений знаменитостей в сексуальных приставаниях, случившихся порой десятки лет назад, приобрел масштабы крупного исторического явления. Это обусловлено как величиной и широкой известностью задетых фигур, так и их количеством. В основном под огнем американский истеблишмент и Голливуд, но степень их глобального влияния такова, что волны достигнут, рано или поздно, самых глухих уголков планеты.
«Если мы снова не повернемся к Богу, мы ничего не достигнем», - под такими лозунгами развернул борьбу за место в сенате США республиканец из Алабамы Рой Мур, известный своим ультра-консерватизмом и рьяным отстаиванием христианских скреп. Для этого он даже основал специальный Фонд Морального Закона. Вдруг откуда ни возьмись появилась некая Ли Корфман, которая припомнила, как в бытность 32-летним окружным прокурором Рой Мур приставал к ней 14-летней. Вслед за ней о непристойном влечении Мура к совсем юным девушкам заговорили и другие жертвы его назойливых приставаний. Надо заметить, что сейчас кандидату в сенаторы 70 лет.
Накрыло волной и демократов. Эл Франкен нынче сенатор от Миннесоты, а в 2006 году был еще просто популярным юмористом и радиоведущим. Нашлась женщина, к счастью, совершеннолетняя, вспомнившая, как во время репетиций Франкен позволял себе лишнее, чем оскорблял ее достоинство. Отличает случай демократа от случая с республиканцем то, что Франкен извинился за свое тогдашнее поведение, а Мур настаивает, что стал жертвой клеветы и заговора врагов.
80-летнего Дастина Хоффмана обвинили в приставаниях к 17-летней, случившихся в 1985 году. Кевину Спейси сейчас 58, а в 1986 году он пытался соблазнить 14-летнего актера. И Хоффман, и Спейси извинились за старое, хотя это не спасло Кевина Спейси от самой настоящей обструкции в профессиональной среде. Продюсер Харви Вайнштейн, с разоблачения домогательств которого буквально ко всем актрисам, попадавшим в его поле зрения, нынешняя волна и поднялась, лишился семьи, работы и почетного места в кино- и телевизионных институтах и гильдиях, пытался деньгами заткнуть рот тем, кто знал о его похождениях. Правда, их число сильно превышает его финансовые возможности.
На этом фоне возникает законный вопрос, почему не было соответствующей общественной реакции, когда в прошлом году во время избирательной кампании появились многочисленные факты, в том числе подтвержденные аудиозаписями, о подобных домогательствах в исполнении тогдашнего кандидата в президенты Дональда Трампа. Свои истории на этот счет рассказали двенадцать разных женщин, но как-то Трампу все это сошло с рук. Понять бы, что произошло за этот год. Возможно, увидев нового президента в работе, американцы убедились, что между моральным обликом политика и успешностью его работы существует более прямая связь, чем они считали раньше. А заодно и сильно подвинули понятие нормы в отношении сексуальных вольностей в целом. Дональд Трамп, что характерно, категорически все обвинения отрицает.
Конечно, некоторые люди со временем меняются, и предъявлять к ним нынешние нормы, судить их с высоты нынешнего дня порой не только несправедливо, но и неумно. Нам ли, заставшим еще Союз в его нескольких состояниях, не знать, как радикально может меняться общество, и насколько можем меняться мы сами. Собственно, все, о чем важно судить – об изменениях. А их мерой служат искренность недоумения о своем прошлом, которым нельзя гордиться, и степень человеческого достоинства вокруг нас.
За достоинство, друзья.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец